Государство,право и права личности

Автор: a************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Для общения и взаимодействия людей, разрешения и предотвращения конфликтов между ними важное значение всегда имели проблемы познания, совершенствования и реализации права . Тысячелетия понадобились для того, чтобы люди в большинстве своем начали постепенно, сначала интуитивна, а затем все более осознанно, понимать смысл права в их жизни. Но и в настоящее время эти проблемы продолжают оставаться актуальными, проявляясь как в внутриличностном плане, так и в межличностных связях, во взаимоотношениях между различными объединениями, странами и сообществами.
Человек среди всех других живых существ обладает разумом, комплексом эмоциональных качеств и способен ощущать и осознавать право, соблюдать правовые установления, приспосабливаться к правовой действительности.
Словом, человек живет в правовой системе и в силу ряда социально – экономических, политических и других факторов прогрессивного развития не может существовать без права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………2
Государство………………………………………………………………………………………….3
Государство и его основные признаки………………………………………...3
Государство и право, их соотношение и взаимодействие…………..4
Право……………………………………………………………………………………………………6
Понятие и сущность права…………………………………………………………….6
Влияние государства на право…………………………………………………….11
Влияние права на государство……………………………………………………14
Права личности…………………………………………………………………………………..18
Основные права и свободы человека………………………………………….18
Правовой статус личности и его гарантии…………………………………….21
Личность в системе государства и права………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Алёна курсовая не доделаная!!!!.docx

— 47.20 Кб (Скачать)

Право – особый, официальный, государственный регулятор  общественных отношений. В этом его  главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым  предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают  новое качество и особый вид –  становятся правовыми. По сравнению  с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор . Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. “Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует , выражает экономические потребности”. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные  и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в “чистом  виде”, представляют собой действительно  самостоятельный вид и тип  общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право  создает, “творит” общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение  порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные  отношения и т.п . Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы:

- регулируемые правом, выступающие в качестве правовых ;

- не регулируемые правом, не имеющие юридической формы ;

- частично регулируемые.

В последнем  случае надо иметь в виду, что  не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях  не возникает.

Сущность - это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено  на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает  на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство  предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет  регулирования, первопричина возникновения  права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как  новое социальное явление. В праве  и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека .

3.2 Влияние государства на право.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой  их осуществления. Государственная  власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как  особо институционального образования. Она присутствует в праве и  как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает  право, использует его потенциал  для достижения целей государственной  политики. Не только государство, но и  право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими  ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению  к государству самостоятельное  значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право  проявляется в сфере правотворчества  и право реализации . Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно  согласиться с имеющими распространение  в юридической теории взглядами, согласно которым образование права  рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне  и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо . Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По - настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:

В осуществлении  правотворческой деятельности. Государство  в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации  тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие  нормы, предавая им авторитетом государственной  власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это  означает, что государство устанавливает  нормы права.

В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права  характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало  главным образом те нормы, которые  выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися  вследствие толкования применяемой  нормы, государство придавало общеобязательное значение .

В признании  юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения  получают юридическое значение. Таким  образом, формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения  нормативных договоров.

Государство, таким  образом, обеспечивает развитие всей системы  источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией  в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических  средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в  обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует  о том, что вне и помимо государства  использование его ресурсов, осуществление  правовых установлений было бы вообще невозможно . Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное  принуждение является постоянно  существующей гарантией, которой подкрепляется  право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения  охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего  благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права  в социальном пространстве, оно обязывает  участников общественных отношений  действовать по праву, исключать  противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

3.2 Влияние права на государство.

В специальной  литературе проблеме влияния права  на государство удалено мало внимание. Между тем государство нуждается  в праве не меньше, чем право  в государстве. Зависимость государства  от права проявляется:

1) во внутренней организации государства

 2) в его деятельности.

Исторический  опыт доказывает, что для своего существования государства, как  организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства  и регулирует внутренние взаимоотношения  в государственном механизме, взаимоотношения  между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных  органов и должностных лиц. Право  создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной  из ветвей власти. Таким образом, отношение  между государственными структурами  получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощь права  определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи  государства, право, позволяет обеспечить рациональное устройство структуры  государства. Нормативно-юридические  акты правоустановительного характера  формируют государство как систему  с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические  предпосылки для эффективной  работы всех звеньев государственной  машины.

Известны два  метода, посредством которых государство  навязывает свою волю обществу: метод  насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными  процессами с помощью правового  инструментария. Такой метод органично  присущ государствам с развитым демократическим  режимом. Следовательно, современное  демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность . Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности . Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него .

Обобщенно можно  отметить ряд направлений, характеризующих  организующую роль права в отношении  к государству:

- Право воздействует  на государство при его взаимоотношениях  с населением, отдельной личностью.  Государство воздействует на  граждан через право и в  границах правовых требований; в  свою очередь, и граждане воздействуют  на государство с помощью права.  Ценность права измеряется главным  образом тем, в какой мере  оно обеспечивает и обеспечивает  ли вообще гармоничное и прогрессивное  развитие личности и расширение  ее свободы. С этой точки  зрения ценность права если  и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой  само государство поставлено  на службу.

- Право легализует  государственную деятельность, обеспечивает  дозволенность охранительных и  принудительных мер государства.  Государственная деятельность посредством  права вводится в строгие рамки  юридических требований, приобретает  юридическую форму.

Информация о работе Государство,право и права личности