Гражданско-правовое регулирование и охрана средств индивидуализации товаров в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление существующей проблематики и анализ состояния законодательства, регулирующего данную сферу. Формирование на изученном материале системного вывода и представления по данной теме.
В соответствии с поставленной целью для настоящей курсовой работы определяются следующие задачи:
дать характеристику исключительным правам, определить их происхождение, специфику и сущность;
определить правовой статус средств индивидуализации товаров;
рассмотреть сферу ответственности за нарушение правового режима средств индивидуализации товаров;
выявить существующую проблематику в области правовой охраны средств индивидуализации товаров;
показательно рассмотреть тему фальсификации на примере конфликтных ситуаций, связанных со средствами индивидуализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Средства индивидуализации товаров – объект исключительных прав 5
Глава 2. Правовая защита средств индивидуализации товаров 10
Глава 3. Практика применения правовой защиты средств индивидуализации товаров 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ИП.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Высшая  школа журналистики и массовых коммуникаций

     Факультет прикладных коммуникаций

     Кафедра связей с общественностью 
 
 
 
 
 

     ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

     И ОХРАНА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

     В РОССИИ 
 
 

     Курсовая  работа

     студентки 2 курса

     очного  отделения

     Федоровой Александры

     Научный руководитель:

     Дорский Андрей Юрьевич 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Сегодняшнее развитие российского рынка в условиях усиливающейся конкуренции и глобализации способствует возрастающей роли и потребности в средствах индивидуализации товаров и их правовой защиты. Именно наличие средств индивидуализации юридических лиц (производителей) и их продукции (товаров) с функциональным механизмом их правовой защиты, является неотъемлемой составляющей здоровой конкуренции, развития и предоставления товаров и услуг соответствующего качества.

     Пиратство и «интеллектуальное воровство» в России растет пропорционально возрастанию конкурентной значимости товарного знака, который является средством индивидуализации товара, выделяющим его из ряда аналогичной продукции, подразумевая определенный набор качеств, гарантированных производителем. Контрафактная продукция, прикрываясь чужым товарным знаком, подрывает доверие к известному товаропроизводителю, не говоря уже про огромные финансовые потери. Нельзя сказать, что это присуще только нашей стране. Однако, только у нас эта проблема приобретает все более пугающие масштабы. Причем, я имею в виду не рынок массового контрафакта (подделки под известный мировой бренд, незаконное копирование и распространение защищённых авторским правом медиапродуктов), а практику «заимствования» средств индивидуализации отдельными компаниями друг у друга.

     Все вышесказанное подчеркивает значимость данной темы, её особое положение для  государственной политики, которая должна подразумевать разработку и оптимизацию правовой конструкции исключительных прав (на товарный знак, фирменное наименование, средства индивидуализации работ, услуг и др.) их гарантированную правовую защиту.

     Целью курсовой работы является выявление существующей проблематики и анализ состояния законодательства, регулирующего данную сферу. Формирование на изученном материале системного вывода и представления по данной теме.

     В соответствии с поставленной целью  для настоящей курсовой работы определяются следующие задачи:

    • дать характеристику исключительным правам, определить их происхождение, специфику и сущность;
    • определить правовой статус средств индивидуализации товаров;
    • рассмотреть сферу ответственности за нарушение правового режима средств индивидуализации товаров;
    • выявить существующую проблематику в области правовой охраны средств индивидуализации товаров;
    • показательно рассмотреть тему фальсификации на примере конфликтных ситуаций, связанных со средствами индивидуализации.

     Предметом и нормативной основой настоящей курсовой работы является законодательство, правоприменительная практика РФ, федеральные указы, относящиеся к области регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности и в области средств индивидуализации товаров.

     Объектом исследования являются такие законодательно определённые творческие результаты, как товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

     Методологические  и теоретические основы курсовой работы (исследования) составляют логический, аналитический, исторический, системно-правовой и сравнительно-правовой методы.  Теоретической основой курсовой работы явились труды таких отечественных исследователей, как Брагинского М.И., Гульбина Ю.Т., Трунцевский Ю.В., Яковлева В.Ф. и др.

     Работа  строится на общем анализе теоретического материала и подчинена логике правоприменительного процесса.

     Глава 1. Средства индивидуализации товаров – объект исключительных прав

    Наиболее  важную роль в создании условий для  охраны и практического использования результатов интеллектуального труда играют гражданское право и его подотрасль коммерческое право.

    Исключительные  права устанавливают режим использования  результата интеллектуального труда, т.е. определяют, кто вправе и кто  не вправе применять данный результат. В рамках исключительных прав осуществляется также наделение субъектов права личными неимущественными и имущественными правами, а также устанавливаются способы и формы защиты этих прав1.

    В цивилистике одно из центральных, основополагающих мест занимает право собственности. Конструкция этого института принципиально связывает имущество и его владельца, закрепляя за собственником его материальные блага.

    Интеллектуальные  права, установленные ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации призваны выполнять ту же роль, что и право собственности на материальные объекты, но посредством правовой конструкции, имеющей свою специфику в силу особого характера объекта, на который устанавливаются исключительные права. О данных правах говорится в приведенной выше статье ГК РФ, которые выделяют обладателя права из массы других потенциальных собственников. Исключительные права представляются в качестве неимущественных прав на объекты интеллектуального труда и приравненные к ним средства индивидуализации.

    Понятие «исключительные права» или более  широкий вариант «интеллектуальные права» на объекты интеллектуальной деятельности по своей сути соотносится с понятием «права собственности» на материальные объекты. Фактически представляя одинаковые конструкции, их различие состоит в объектной привязке, то есть в первом случае объектом прав является творческий продукт (или средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг), во втором – физический (материально существующий) объект.

    Каждый  объект материальной собственности  в той или иной степени заключает в себе творческую мысль2.

    Реализация  творческой мысли приводит к образованию  в том или ином виде объекта  права (результата интеллектуального  труда) имеющего свою ценность и собственника, носителя исключительных прав, которые, как и права собственности нуждаются в правовой охране.

    Необходимо  добавить, что только выраженная творческая мысль в объективной форме становится объектом охраны.

    Более того, в определенных случаях выражения  творческого решения в объективной форме недостаточно. Необходимо государственное подтверждение появления новой интеллектуальной собственности – государственная регистрация; с учетом положения ст. 1225 ГК РФ, которая прямо устанавливает каким объектам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средства индивидуализации предоставляется правовая охрана.

    По  мнению В.А. Дозорцева, ценность объекта  исключительных прав обусловлена тем, что он имеет эстетическое или информационное содержание. Прямым следствием информационного содержания является стимулирующее содержание. Информация, содержащаяся в средствах индивидуализации товара, часто носит направленный на стимуляцию потребления характер. Такая информация выбирает определенные социальные слои потребителей, информирует их нужным производителю способом и стимулирует их к потреблению.

    Таким образом, средства индивидуализации товаров стали составляющими рыночного производства, а сами продукты интеллектуальной деятельности фактически приобрели черты товара (продукта интеллектуального труда, созданного для функционирования его на рынке).

    К средствам индивидуализации юридических  лиц, товаров, работ и услуг относятся  нематериальные объекты, представляющие собой различные обозначения (словесные, изобразительные, звуковые и  т.п.), позволяющие выделить лицо, его товар, работу или услугу из числа им подобных. Средства индивидуализации получают правовую охрану в интересах лиц, участвующих в гражданском обороте в качестве предпринимателей.

      Статья 128 ГК приравнивает средства индивидуализации к результатам интеллектуальной деятельности, распространяя на них правовой режим исключительных прав (интеллектуальной собственности). ГК относит к средствам индивидуализации фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара (ст. 138, 1027 ГК).

    Необходимо  отметить, что и в настоящее  время нельзя сделать однозначный вывод о значении и смысле понятия исключительных прав. Законодательство, используя понятие исключительного права, сводит его содержание к праву на использование произведения и на запрещение его использования другими лицами3.

    Согласно  известному Толковому словарю В. Даля, понятие "исключительный" означает "особенный", "отдельный", "частный", "составляющий собою исключение, изъятие". В этой особенности, представляющей собою исключение или исключительные права, и заключается их смысл. Исключительные права – особая категория прав, присущая только определенным субъектам и регулирующая отношения в сфере специфических объектов. В такой особой, исключительной категории правомочий заключается первое значение термина "исключительные права".

    Исключительные  права как особая категория подразумевают  не просто наличие прав, которых ни у кого больше нет (практически – у подавляющего большинства), но и, как следствие, особую привилегию правообладателя.

    Гораздо объемнее и насыщеннее, чем в законодательстве, понятие исключительных прав раскрывает правовая литература. Ее анализ позволяет трактовать этот термин главным образом как монополизацию прав их обладателем. Подобной точки зрения придерживаются многие авторы. А.П. Сергеев характеризует признак исключительности следующим образом: "Признак исключительности означал (в дореволюционной литературе) прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения...". В современный период "произошло восстановление истинного смысла понятия исключительности авторских прав. Закон признает, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с осуществлением авторских правомочий"4.

    Таким образом, монополию прав можно рассматривать  как второе значение термина "исключительные права". Понятие исключительности прав в смысле монополии образно исключает (от слова "исключительность") правообладателя из круга субъектов, не обладающих такими правами. Исключительные права по своей сути являются абсолютными. По известной конструкции этих прав активному субъекту, правообладателю, противостоит круг пассивных субъектов, обязанных воздерживаться от действий, не согласованных с правообладателем.

    Закрепление исключительных прав за субъектом подразумевает  его особый, исключительный статус. Так, И.А. Зенин характеризует права как "исключительные по отношению ко всем третьим лицам"5.

    В.А. Дозорцев выражает исключительность следующим образом: "Исключительность состоит не в том, что право принадлежит исключительно одному лицу, а в том, что оно закрепляется исключительно за лицом... определенным законом..."6.

    Таким образом, следует вывести еще  одно значение термина "исключительные права", по сути вытекающее из монополии прав, – особый статус их обладателя. Наличием прав их обладатель исключается из общего числа субъектов права. В этом смысле это права исключительного субъекта, обладающего особыми (исключительными) правами. Указанная трактовка отделяет владеющего субъекта от невладеющих7.

    Представляется  более целесообразным не вносить  противоречия между правовыми массивами, не отдалять конструкции материального  права собственности и интеллектуальной собственности. Делать это лучше в целях оптимизации конструкции исключительных прав. 
 
 
 

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование и охрана средств индивидуализации товаров в России