Характеристика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом. Вопрос о целях, задачах и функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Содержание

Введение 3
Понятие функций современного государства, их классификация 4
Функции современного государства в экономической сфере 6
общественной жизни
2.1. Рынок и государство 6
2.2. Экономические функции государства 9
Социально – культурные задачи современного государства 15
3.1 Роль государства в реализации социальных функций 15
3.2. Государство и культура 18
Заключение 21
Список использованных источников 22

Работа содержит 1 файл

Обработка.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально – культурные  задачи современного государства.

 

 

 

3.1. Роль государства в реализации социальных функций

 

    В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Несомненно и то, что конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового поля.

    При этом  важно отметить, что в ряду  субъектов социальной политики  ключевая роль принадлежит именно государству, поскольку другие частные субъекты государственной социальной политики выступают как институты достижения поставленных государством целей и функционируют в рамках, заданных государством. Иными словами, государство для достижения своих целей действует через многих субъектов различных видов деятельности, которые могут считаться субъектами государственной социальной политики только в той мере, в которой они обеспечивают поставленные государством социальные цели. Вся иная их активность, даже если она имеет социальный эффект, не может считаться государственной целенаправленной социальной политикой. То есть в конечном счете субъектами социальной политики государства являются именно само государство как форма организации власти, его институты и общественные структуры, чья деятельность в социальной сфере определяется государственными целями. В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества, и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп.

    Государство  является субъектом социальной  политики, которая представляет  собой деятельность, направленную  на управление социальным развитием  общества, обеспечение удовлетворения  материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Однако очевидно, что, несмотря на определенную связь, удовлетворение социальных потребностей и регуляция общественных отношений относятся к разным функциональным системам государства. При всей условности разделения экономических, политических и социальных сфер собственно к социальной сфере относятся только социальные функции государства, тогда как регуляция общественных отношений есть политическая деятельность, направленная на решение политических задач власти.    Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.    Социальная политика, как и всякая телеологическая система, содержит в качестве элементов субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Как система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости от конкретного содержания субъектно-объектных отношений и ситуаций.    Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

    Роль государства  заключается в обеспечении достижения  соответствующего результата за  счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных  задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.    Государство реализует свои социальные задачи в условиях, когда в демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. При этом государство в своей социальной политике интегрирует цели различных субъектов и стремится к подчинению их деятельности своим целям, направленным на удовлетворение потребностей большинства в социальном прогрессе.    В этом качестве социальная политика государства является обобщенной социальной функцией, в рамках которой реализуются отдельные социальные функции.

    Определенная  государством структура социальной  политики складывается из основных  направлений, копирующих систему  его социальных функций, и механизмов  реализации этих функций, в  качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы.

3.2. Государство и культура

Сфера культуры как саморегулирующаяся система включает следующие элементы:

1. Творцы, создатели культурных  ценностей - писатели, ученые, художники.

2. Потребители культурных  ценностей - зрители, читатели, слушатели,  для которых и предназначено  культурное творчество.

3. Культуроустроители, соединяющие  творчество со зрителями, обеспечивающие  выход культурной продукции, создание  условий для творчества, для контакта со зрителями. Это группа весьма разнообразна по характеру своих функций и фигурирует под многими именами: импрессарио, менеджер, продюсер, издатель, спонсор.

4. Социальные институты  культуры. Назначение социальных  институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Институт всегда включает ряд компонентов:

1. систему функций,  закрепленную предписаниями (нормами, уставами);

2. материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие  деятельность данного института;

3. кадры, набираемые  в соответствии с принципами  и целями данного института.

Социальные институты  культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:

1) социальные институты,  осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, кружки, любительские  творческие объединения);

2) институты, распространяющие  культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);

3) учреждения, осуществляющие  планирование и управление культурными  процессами (правительственные организации  культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения).

Принято выделять три  основных принципа регуляции культуры как специфической сферы деятельности: координации, субординации и состязательности. Подчас можно встретить суждение, что культура в целом, особенно искусство, не терпит командного стиля, так как свобода творчества - непременное условие проявления таланта. С этим нельзя не согласиться. Однако, следует иметь в виду и другой момент. Многие виды культуры, и в частности искусство, требуют совместных слаженных действий многих людей. Поэтому их существование невозможно без принципов координации- согласования действий участников и субординации - подчинения единому началу. Кроме того, в культуре (как и в спорте) очень важна состязательность, которая позволяет преодолеть монополизм отдельных течений, школ, групп и осуществить отбор лучших произведений. Для этого устраиваются конкурсы, по результатам которых присуждаются места, призы, премии. Сфера культуры является относительно самостоятельной системой. Она тесно связана с другими сферами общественной жизни - экономической, политической, социальной, испытывает на себе их влияние. Поэтому кроме внутренних существуют и внешние регуляторы культурной деятельности. Основным политическим институтом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В каждом обществе государство в том или ином объеме поддерживает сферу культуры через бюджетное финансирование, специальное законодательство, социальную политику. Каждая страна имеет свои административные структуры, которые осуществляют культурную политику. Это прежде всего министерства культуры. Многими правительствами принято широкое понимание культуры. В сферу культуры включаются образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Таким образом, у министерства культуры широкий круг полномочий. В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством значительно меньше, чем в развивающихся. Это объясняется тем, что в них уже сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и общественных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Заключение

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой "в цивилизованном обществе" объявляется "охрана интересов человека, его прав". Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав — это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только" цивилизованного", но и любого уважающего себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями. В настоящее время нет необходимости возвращаться к уже пройденному пути и пытаться вычленять из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Список использованной литературы

     1. Конституция Украины N 254к/96-ВР от 1996-06-28 с изменениями и дополнениями

     2.Теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. -М., 1996.

3. Теория государства и права. М., 1994. Вып.2.

  1. Социальная политика: учебное пособие. Г.А.Ахинов С.В. Калашников
  2. 14.    Теория государства и права. Курс лекций: для вузов / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2003. - 776 с.

     6. Колюшкина Л.Ю., Лавриненко Н.И., Смоленский М.Б. Теория       государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экс- пресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. — Москва: И КЦ ≪МарТ≫; Ростов н/Д: издательский центр ≪МарТ≫,2004. - 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика государства