Характеристика основных функций государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации"1) и государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"2).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование государственной службы 4
1.1. Государственная служба: понятие и сущность 4
1.2. Нормативное правовое регулирование государственной службы 10
Глава 2. Основные функции государственной службы 17
2.1. Функции государственной службы на ранних этапах развития государства 18
2.2 .Задачи и функции государственной службы в современном индустриальном и постиндустриальном обществе 19
Заключение 29
Список источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

госслужба.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     Принципы  государственной службы - значимость отношений, возникающих в системе  государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

     Принципы  государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

     Принципы  современной государственной службы закрепляются в различных законодательных  и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «Об основах государственной службы Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

     Принципы  государственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.

     Конституционные принципы обусловлены положениями  Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.

     Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной деятельности в государственных органах.

       1.2. Нормативное правовое  регулирование государственной  службы

 

       Нормативное правовое регулирование системы  государственной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

       Государственно - служебные отношения, возникающие  при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права  на равный доступ к государственной  службе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе.

       Основой обеспечения целостности системы  государственной службы станут федеральные  законы о системе государственной  службы и о государственной гражданской  службе Российской Федерации.

       Нормативное правовое регулирование государственной  службы в отдельных государственных  органах осуществляется посредством  разработки и принятия федерального закона о дипломатической службе и федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, органах юстиции Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы Минюста России, а также путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о прокуратуре, о налоговой полиции, о таможенной службе и другие.

       Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменяются и дополняются на систематизированной  основе. Это восполнит имеющиеся пробелы правового регулирования, в особенности в отношении профилактики коррупции и борьбы с ней.

       Законодательство  субъектов Российской Федерации  о государственной службе приводится в соответствие с федеральным  законодательством.

       Законодательство Российской Федерации, в том числе трудовое законодательство, будет использоваться на основе субсидиарности по отношению к законодательству о государственной службе.

       Правовое  регулирование института государственной  службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации")8 и государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации")9. Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. отметил: "Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей".10

       Исследование вопроса о направлениях и итогах развития российского законодательства о государственной службе за последние восемь лет и особенно 2003-2004 гг., не дает ясного ответа на вопрос, поставленный в самом названии настоящей работы. С нашей точки зрения, внимательное изучение не только государственно-служебного публичного права и законодательства, но и сложившихся административно-правовых конструкций в этой сфере не позволяет утверждать, что государственно-служебные отношения в России получат в связи с принятием Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" необходимый импульс для дальнейшего непротиворечивого и поступательного развития. Конечно, всякие законодательные акты, принятые в рамках спланированной административной реформы, приносят тот или иной "государственно-правовой эффект". Однако для укрепления юридических основ современного правового государства простого желания улучшить деятельность государственного аппарата посредством принятия каких бы то ни было законов вряд ли достаточно. Нужно разрабатывать правовые нормы, которые реально и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных отношений.

       Преобразования, происходящие в системе российского  административного права, во многом связаны с осуществляемыми в  нашей стране судебной, правовой и  административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи  государственной службы и гражданского общества11, а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства12. Очевидно, было бы правильным установление конечных целей реформирования административного права. Совершенно необходимым является построение модели изменения содержания административно-правового регулирования, которая неизбежно будет складываться в результате проводимых преобразований в административной сфере. С одной стороны, административная реформа воздействует на систему административного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" явилось результатом проводимой в стране административной реформы13. Следующим шагом в развитии института государственной службы стало принятие Государственной Думой Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"14. Этот закон называют "трудовым кодексом" для чиновника или ГОСТом службы15.

       С другой стороны, административное право  может само воздействовать на характер и содержание административной реформы. Создатели концепции административной реформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали ее направления и этапы проведения с потребностями развития административного права. Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципы соответствующих административно-правовых институтов.

       В литературе новые законы о государственной  службе получили неоднозначную оценку: наряду с утверждениями о том, что они "заложили, в целом, твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме"16, можно встретить и достаточно отрицательные оценки нововведений. Например, президент фонда "ИНДЕМ" г. Сатаров оценивает Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на "три с минусом" и приводит соответствующие обоснования.17

       Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового  регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. Исследование теоретических проблем российской государственной службы происходило в постсоветское время в условиях стремительно развивающегося законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов. По нашему мнению, в настоящее время не только не потеряла актуальности и значимости, но даже и укрепилась идея выделения из структуры административного права такой подотрасли, как служебное право18. Появляющиеся время от времени в научной литературе рассуждения об отсутствии смысла в формировании публичного служебного права не базируются на весомых аргументах и должном доктринальном обосновании. Развитие законодательства о государственной и муниципальной службе осуществляется быстро, что позволит создать основу для дальнейшего развития и самого служебного права.

       В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р, в рамках проведения административной реформы предполагается:

       "дальнейшее  совершенствование системы государственной  службы в увязке с новыми  принципами построения и функционирования исполнительной власти;

       совершенствование оплаты труда государственных служащих с учетом эффективности их деятельности, улучшение финансово-экономического и материально-технического обеспечения  государственной службы;

       разработка  механизмов ротации кадрового состава государственных служащих, формирования на конкурсной основе кадрового резерва;

       формирование  механизмов регулирования служебного поведения и конфликта интересов"19.

       Принятие  Федерального закона от 27 мая 2003 г. "О  системе государственной службы Российской Федерации" является новым крупным этапом в развитии института государственной службы. Однако отдельные положения этого закона являются, по нашему мнению, весьма спорными и противоречивыми.

       Реформа государственной службы - не самоцель, ее проведение направлено на обеспечение процессов построения, формирования правового демократического государства. И в этом плане представляются исключительно важными вопросы достаточной открытости, прозрачности деятельности государственных органов, дебюрократизации государственной службы.

       Следует уточнить, что требования открытости и прозрачности деятельности государственных  органов в большей степени  касаются государственной гражданской  службы, но и военная, и правоохранительная службы не могут оставаться информационно закрытыми для общества. Степень их открытости должна быть определена с учетом необходимости обеспечения безопасности государства, сохранения государственной тайны, тайны следствия и другой информации конфиденциального характера.

       Таким образом, государственная служба должна строиться на принципах законности, открытости, обязательности, ответственности, а деятельность государственных органов - осуществляться на основе регламентов, обеспечивающих эффективное функционирование государственного аппарата. В свою очередь, установление четких правовых процедур при функционировании государственных органов может, наконец, положить начало устранению таких негативных явлений, как бюрократизм, волокита, формализм, безответственность.

Глава 2. Основные функции  государственной службы

 

       Организация и реальный процесс управления в  современных государствах являются многогранными и сложными явлениями общественной жизни, которые требуют знаний, опыта и определенных навыков в данной сфере. В течение столетий “бюрократы”20 играли важнейшую роль в процессе принятия политических решений, а “правители” решали проблему эффективного контроля деятельности государственных служащих. С ростом влияния государства росли и возможности воздействия государственных служащих на политическую сферу. В настоящее время во всех развитых демократия роль государственной службы в процессе управления чрезвычайно велика, однако наиболее экстремальные формы такого влияния можно было наблюдать в коммунистических странах, где она еще более усиливалась централизованным партийным контролем во всех сфер общественной, а также частной жизни. В 19-м веке, описывая Австро-венгерскую империю Меттерних говорил, что ею не правят, а управляют (имея в виду административное управление, осуществляемое государственными служащими), аналогичную ситуацию можно наблюдать во многих сферах и сегодня.

Информация о работе Характеристика основных функций государственной службы