Характеристика основных функций государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации"1) и государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"2).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование государственной службы 4
1.1. Государственная служба: понятие и сущность 4
1.2. Нормативное правовое регулирование государственной службы 10
Глава 2. Основные функции государственной службы 17
2.1. Функции государственной службы на ранних этапах развития государства 18
2.2 .Задачи и функции государственной службы в современном индустриальном и постиндустриальном обществе 19
Заключение 29
Список источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

госслужба.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

       Государственная служба является общественным институтом, реализующим функции и обязанности государства по отношению к обществу и отдельным гражданам. Это своего рода двигатель государства. Функции и задачи бюрократии соответственно менялись в течение ее существования в зависимости от функций и задач, выполнявшихся государством. Однако трудно усомниться в том, что в сообществе такого масштаба, каковым является государство, где сосуществует и взаимодействует множество граждан, задачи, выходящие за рамки интересов одного конкретного гражданина должны исполняться соответствующими общественными (государственными) органами. Предметом дискуссии может быть лишь объем, выполняемых государственными органами функций, а значит, и объем функций государственных служащих, занятых в этих органах, а также опасности и негативные явления, связанных с избыточным объемом данных функций.

       2.1. Функции государственной  службы на ранних  этапах развития  государства

 

       В эпоху абсолютизма государство  распространяло свое воздействие практически  на сферы общественной жизни для  обеспечения благосостояния граждан (меркантилистское государство благосостояния). Такое государство называли также  “полицейским”, так как оно в  лице верховного правителя “обеспечивало все необходимое с его точки зрения для безопасности, удобства, хорошего воспитания, порядка, питания, населенности и богатства граждан”.21 В этом государстве с его затрагивающим все сферы жизни регулированием государственные служащие (чиновники) занимались, прежде всего, освоением новых земель и полезных ископаемых, стимулированием развития и контролем за ремеслами, ставками налогов и пошлинами, принуждением к труду, школами, культурой, жизненным укладом граждан и демографической политикой.

       Произвол  и излишняя опека полицейского государства  были преодолены в рамках либерального правового государства 19 столетия, в котором гражданам была обеспечена защита о произвола власти, гарантированы равенство всех перед законом и максимально возможная личная свобода. В рамках этого государства государственных служащих также были поставлены в условия, в которых они имели право и должны были действовать только в рамках закона, как исполнители воли государства.

       В зависимости от формы государства изменяется объем и характер его функций, а также функции государственной службы. В современных развитых странах эти функции также могут быть различными. Так, например, в странах с социал-демократической и консервативной моделью социального государства функции, выполняемые публичным (государственным) сектором очень широки, вследствие чего объем задач государственная службы увеличивается, а значит, усиливается и объем контроля за жизнью граждан, что отмечается многими исследователями на примере скандинавской модели государства всеобщего благосостояния (welfare state).

       2.2 .Задачи и функции  государственной  службы в современном  индустриальном и постиндустриальном обществе

 

       В современном обществе развиваются  параллельно две тенденции: экономика  стремится к свободному, регулируемому только рыночными механизмами развитию, однако одновременно возрастают и ожидания по отношению к государству и его аппарату, который призван, используя определенные регулирующие механизмы, поддерживать состояние равновесия сложнейший общественный организм, заботиться о стабильности системы денежного обращения, обеспечивать условия для роста экономики, а также участвовать в перспективном развитии, направленном в будущее. В соответствии к кругом задач и характером функций речь идет в данном случае о государственной службе в широком смысле слова, имеются ввиду не только чиновники, работающие за письменным столом, но работники просвещения, здравоохранения, транспорта, органов охраны правопорядка.

       Более того, потребность в защите и обеспечении безопасности в современном обществе даже возросла, приобретя при этом подчас совершенно новые измерения: защита данных и информации, авторских прав, окружающей среды, обеспечение радиационной безопасности и т.п. Все эти функции выполняются именно государственными служащими. Они же предоставляют необходимую управленческую инфраструктуру для экономического развития, а также обеспечивают удовлетворение многих потребностей граждан. Многие функции государственной службы воспринимаются как само собой разумеющиеся, однако именно от них часто зависят параметры качества жизни.

       В соответствии с конституциями развитых демократий государственная служба призвана играть ведущую роль в реализации поставленных Конституцией целей. Она несет в большой степени ответственность за демократическую стабильность, соблюдение принципов правового государства, за соблюдение прав каждого отдельного гражданина. Государственная служба обязана проводить в жизнь принятые демократическим путем политические решения. Именно через государственную службу осуществляется для граждан деятельность государства.

       Специфический статус профессионального чиновника призван обеспечивать постоянную готовность и дееспособность системы государственного управления по отношению к гражданам.

       Эти общие принципы действуют в любой  стране, где государственная служба функционирует в интересах всего сообщества, т. е. во всех свободных демократических странах. Многие из параметров статуса чиновника (например, пожизненное его присвоение) часто трактуемые как привилегии, должны обеспечить выполнение государственными служащими их функций на возможно более высоком уровне. В профессиональном чиновничестве видят институт, основанный на профессиональных знаниях, эффективной деятельности, лояльном исполнении служебного долга, что должно обеспечивать стабильность системы государственного управления. При этом оно должно играть роль стабилизирующего фактора, сохраняющего баланс в жизни государства, в ходе борьбы различных политических сил и групп интересов.

       Значительную  роль играет интегрирующая роль системы  государственной службы в федеративных государствах и государствах с сильной степенью фрагментации в системе государственного управления.

       Традиционным  в научной литературе стало определение  государственной службы, данное В.М. Манохиным государственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства. Однако такое определение вызывает у некоторых авторов критические замечания Например, БМ. Лазарев выделяет в нем следующие недостатки 1) государственная служба определяется через термин “государственный служащий”, что является необоснованным, 2) не учитывается, что государственные служащие не только выполняют функции государства, но и решают другие социально необходимые задачи (врачи, научные работники, преподаватели, артисты и т.д.); 3) данное определение объединяет два различных явления — государственную службу и деятельность по ее организации и правовому регулированию* Сам Б.М. Лазарев определяет государственную службу как служение государству, те выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах.

       Государственная служба работников осуществляется в  государственных органах, при этом фиксируется статус служащих и устанавливаются  различные процедуры в системе  государственной службы (процессуальные вопросы) Однако смешивать понятия государственной службы и одноименного правового института нельзя, так как они отражают разные явления.

       Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную  деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

       Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

       Нанимателем федерального государственного служащего  является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

       Правовое  положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

       Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.22

       В стаж (общую продолжительность) государственной  службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах  государственной службы, о государственном  пенсионном обеспечении граждан  Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

       Персональные  данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносятся в личные дела и документы учета государственных служащих. Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

       Форма и порядок ведения, учета и  хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

       Персональные  данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных  служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

       В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих.

       Сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации в государственных органах субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

       Реестры федеральных государственных служащих в федеральных государственных  органах составляют Реестр федеральных государственных служащих.

       Реестры государственных гражданских служащих в государственных органах субъекта Российской Федерации составляют Реестр государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

       Реестр федеральных государственных служащих и реестры государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации.

       Содержание  и порядок ведения Реестра  федеральных государственных служащих, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации.

       Содержание  и порядок ведения реестров государственных  гражданских служащих субъектов  Российской Федерации устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

       На  государственную службу по контракту  вправе поступать граждане, владеющие  государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

       Федеральным законом о виде государственной  службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены  дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

       Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок  прекращения их действия устанавливаются  в соответствии с федеральным  законом о виде государственной  службы.

Информация о работе Характеристика основных функций государственной службы