Характеристика основных теорий происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права.

Содержание

Введение

1. Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории

1.1 Теологическая теория

1.2 Патриархальная теория

1.3 Договорная и естественно-правовая теории

2. Историческая школа права

2.1 Психологическая теория

3. Материалистические теории происхождения государства и права

3.1 Органическая теория

3.2 Теория насилия

3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория

3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория

3.5 Ирригационная теория

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

тгп (право).docx

— 81.54 Кб (Скачать)

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

Содержание

Введение

1. Теории происхождения  государства и права не связанные  с материалистическим пониманием  истории

1.1 Теологическая  теория

1.2 Патриархальная  теория

1.3 Договорная  и естественно-правовая теории

2. Историческая  школа права

2.1 Психологическая  теория

3. Материалистические  теории происхождения государства  и права

3.1 Органическая  теория

3.2 Теория насилия

3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория

3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория

3.5 Ирригационная  теория

Заключение

Библиографический список

Введение

Теория государства  и права, как следует из ее предмета, - наука политическая. Политика - это  искусство управлять государством и она по определению не может  быть беспристрастной, так как является сферой деятельности, связанной с  отношениями между классами, нациями  и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования  государственной власти. Поэтому  неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются  по-разному. Так в строго теоретическую  проблему о происхождении государства  и права вносится чисто политический момент. Что создаёт еще одну сложность  в изучении теории государства и  права, вытекающую из множественности  точек зрения различных авторов  по вопросам происхождения государства  и права. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные  точки зрения, а выделение тех  из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего  соответствуют истинному положению  вещей.

Поэтому объектом исследования в данной работе станут - основные теории происхождения государства  и права.

Предметом исследования - социально-правовые положения и  политические особенности теорий происхождения  государства и права.

Цель работы - изучение мнений сторонников тех  или иных теорий происхождения государства  и права, усвоение характерных отличий  и общностей теорий, взглядов, позиций.

Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства  и права.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  изучение теорий происхождения государства  и права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Так  как процесс исчезновения одних  государств и появления других продолжается и в наши дни, равно как и  смена политических режимов. Например, такие памятные события как объединение  Германии, развал СССР, Югославии, Чехословакии, «революция роз» в Грузии, «оранжевая»  революция на Украине и в Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик  с точки зрения происхождения  государства и права, то есть дают новую почву для размышлений.

1. Теории  происхождения государства и  права, не связанные с материалистическим  пониманием истории

1.1 Теологическая  теория

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку  заведомо опирается не на знания в  их обычном понимании, а на веру в  бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании  бога.

Первоначальные  религиозно-мифические представления  о божественном происхождении государства  и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими  условиями существования религий  и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только впоследствии эти воззрения  были переработаны на почве различных  течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.

В теологической  теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.

В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также является сторонником божественного происхождения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.

Своего рассвета теологическая теория достигла в  эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".

1.2 Патриархальная  теория

Эта теория берет  начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем  была выдвинута идея о том, что  человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно  по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного  развития, но и высшей формой человеческого  общения.

В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.

Средневековые светские феодалы также прибегали  к патриархальной

теории происхождения  государства и права для обоснования  неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации.

Позднее эта  теория получила свое отражение в  высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога  Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.

Характерно, что  не существует ни одного исторически  достоверного свидетельства подобного  способа возникновения государства  и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как  исторически закономерное явление  возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.

1.3 Договорная  и естественно-правовая теории

Эта теория содержит чрезвычайно много аспектов, противоречива  и непоследовательна на различных  исторических этапах развития. Она  вобрала в себя разноречивые взгляды  крупнейших мыслителей всех времен, стоящих  порой на диаметрально противоположных  политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет договорную - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

Возникновению государства предшествует естественное состояние 
людей.

Государство возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и  друг с другом людей. Государство  и право представляются продуктом  разума и воли (людей и Бога). Решив  выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.  
3) В результате создания государства в обществе образуются две системы 
права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это существующее, действующее  в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

Считается, что  первым предпринял попытку приспособить теорию естественного права к  интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Рассматривая государство как продукт Общественного договора, он считал, что каждый человек передает в общее достояние свою личность и все свои силы. В результате образуется коллективное целое, которое раньше именовалось "гражданскою общиною", позднее - "республикою или политическим организмом...". В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789-1794), записано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

В принятой, по проекту  Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Для официальной государственной доктрины это было абсолютное новшество.

С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

Информация о работе Характеристика основных теорий происхождения государства и права