Характеристика основных теорий происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

Задачи: достижение понимания исторической и практической мотивации авторов теорий государства и права.

Содержание

Введение

1. Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории

1.1 Теологическая теория

1.2 Патриархальная теория

1.3 Договорная и естественно-правовая теории

2. Историческая школа права

2.1 Психологическая теория

3. Материалистические теории происхождения государства и права

3.1 Органическая теория

3.2 Теория насилия

3.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория

3.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория

3.5 Ирригационная теория

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

тгп (право).docx

— 81.54 Кб (Скачать)

.

Восточный путь формирования государственности отличался тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.

В рамках общины основным назначением власти становилось  управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась  большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п.

Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались  заинтересованными в закреплении  за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это  удавалось, общинное «чиновничество»  постепенно превращалось в привилегированную  замкнутую социальную прослойку - важнейший  элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Следовательно, одной  из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Постепенно осуществлявшая эти функции родоплеменная знать  превратилась в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), которая  все более отделяясь от остальных членов общества, приобрела собственные интересы.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Постепенно, по мере роста  масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах  «зачатки государственной власти»  превращаются в органы управления и  господства над суммами общин, которые  в зависимости от широты экономических  целей складываются в микро- и макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти.

В этих регионах она  приняла деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных целях; принуждение также окрашивалось идеологически: «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000. гл. II, III.-С41.

В результате возникает  структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин  и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого  ранга и т.д., а в основании  пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.

Основное средство производства - земля - формально находится  в собственности общин. Общинники  считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной  собственностью, включая личность и  жизнь всех подданных, которые оказались  в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем  аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства  в некоторых своих чертах существенно  отличались друг от друга. В одних, как  в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других - Египте - было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие  от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов были собственностью государства (фараона) или храмов.

Восточные государства  имели много общего. Все они  были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная  форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела  второстепенное значение.

Восточный путь возникновения  государства представлял собой  плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Основными причинами  появления государства здесь  были:

потребность в осуществлении  масштабных ирригационных работ  в связи с развитием поливного  земледелия;

необходимость объединения  в этих целях значительных масс людей  и больших территорий;

необходимость единого, централизованного руководства  этими массами.

Государственный аппарат  возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат стал во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособился от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44..

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным. Однако надо иметь  в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно  раньше возникшие восточные и  в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабов.

Ф.Энгельс отмечал, что в наиболее «чистом» виде это  можно наблюдать на примере Древних  Афин; где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения  новых органов, заменив их постепенно настоящими органами власти. Место  «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже  не совпадающая с обществом, отчужденная  от него и готовая выступить против народа Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56..

Уже на раннем этапе  разложения общинного строя наблюдается  экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов) земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников.

По мере развития частной  собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится  ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие  порой весьма острые формы, отягощались  борьбой за власть другой группы обладателей  частной собственности, нажитой  морским грабежом и торговлей. В  конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные  государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для  генезиса Афинского государства  характерно то, что оно возникло непосредственно и, прежде всего  из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность  стала базой, фундаментом для  утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это  позволило овладеть институтами  публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В  литературе Афины нередко называются классической формой возникновения  государственности Першин А. И., Монгай А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. - М.; Наука. 1982. -С90

.

В Древней Спарте особенности  возникновения государства  были обусловлены  рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население  которых превратилось в общинных, а не личных, рабов - илотов, численность которых  многократно превышала  численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать  в повиновении  потребовала создания новых органов  власти, нового аппарата.

Вместе  с тем стремление не допустить имущественного неравенства, а, следовательно, и социальной напряженности  среди «коренных» спартанцев, недопущение  в этих условиях частной  собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь  в государственной  собственности, делилась на равные участки  по числу полноправных жителей.

Постоянная  угроза восстания  илотов и другие обстоятельства привели к тону, что Спарта стала  аристократической  республикой с  весьма жесткими, даже террористическими  методами управления и сохранившимися значительными пережитками  первобытнообщинного  строя. Жестокость режима, проводившего линию  на уравнительность, способствовала, как  бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла  бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной  организации.

В Риме процесс формирования классов и государства  в силу ряда причин тормозился, и переходный к государству  период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между  двумя группами свободных  членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. "Государство и право", 2003. - № 7, с. 19-22.

.

Положение изменилось лишь к  концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализовано функцию подавления, удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 млн.

Населения всей Римской империи  полноправных свободных  граждан насчитывалось  не более 2 млн. человек.) В конце концов, необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения - плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством.

Экономическое могущество плебеев  возросло. Их длительная борьба против патрициев - родовой римской  аристократии, развернувшиеся в связи с укреплением  частной собственности  и углублением  имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государстваМарченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С..

Несколько иным путем шло  становление франкского государства. Германские племена долгое время  служили поставщиками для могучего соседа - Рима. Если положение  Греции и Рима способствовало ускоренной ломке  патриархального  стоя, то эти же естественные условия в Германии до определенного  момента создавали  возможности для  некоторого развития производительных сил  в рамках родового общества. Рабовладение в том виде, как  оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже не выгодно Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003..

Разорявшиеся  общинники попадали в зависимость  от богатых, а не в  рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы  хозяйствования. Военные  потребности, а также  полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы  общественно-хозяйственной  организации, в которой  рабам просто не могло  быть места. Поэтому  там имущественная  дифференциация и  социальное расслоение постепенно привели  к формированию протофеодального общества.

Завоевание  франками значительных территорий Римской  империи, с одной  стороны, со всей очевидностью показало неспособность  родоплеменного строя  обеспечить господство на них, а это подстегнуто  образование государства  раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило  рабовладельческие  порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда  могущественной Римской  империи.

Данный  пример возникновения  феодального государства  не является исключительным. Таким же путем  шло развитие и  многих других государств на территории Европы, таких как Ирландия, Древняя Русь и  другие. Рассматривая процесс возникновения  государств в разных странах и на разных континентах можно заметить, что при всем разнообразии форм и путей существуют некоторые общие закономерности, характерные для всех общественных формаций Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56..

Информация о работе Характеристика основных теорий происхождения государства и права