Эволюция прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

О происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом» [1].

Содержание

Введение
1. Возникновение права;
2. Права человека: сущность, понятия, классификация;
3. Идеи теории правового государства;
4. Права человека в истории и традициях Беларуси.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Клышпач.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

К социально-экономическим  правам относятся:

  • Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
  • Право на частную собственность
  • Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • Право на социальное обеспечение
  • Право на жилище
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

К культурным правам относятся:

  • Право на образование
  • Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
  • Право на участие в культурной жизни
  • Академические свободы
  • Право на благоприятную окружающую среду

Общие принципы:

  • Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;
  • Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;
  • Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;
  • В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;
  • Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;
  • Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;
  • Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);
  • Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;
  • Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрев  теоретический аспект данной темы, мы видим, что права человека имеют сложную структуру. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Термин "права человека" относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества.

 

3. Идеи теории правового государства

 

Зарождение  теории правового государства берет  свое начало с концептуальной политико-правовой идеи о торжестве справедливых законов  в государстве. Это относится  к первому блоку идей, вошедших в теорию правового государства. Тем самым, изначальной функциональной, "сквозной" идеей, вошедшей в теорию правового государства, является идея господства юридического закона, а не власти правителя.

Основополагающее  значение господства законов в полисных делах (делах государства) настойчиво подчеркивали в эпоху античности многие из "семи мудрецов" Древней Греции. Часть из них, будучи правителями или законодателями, приложила немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов.

Одним из "семи мудрецов" был Солон (ок.638-559 гг. до н. э) - знаменитый афинский реформатор, государственный деятель и законодатель. Уже в VI в до н.э. Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, в равной мере как для простых, так и для знатных людей. Глубокой политико-правовой мудростью отмечен его афоризм "Ничего сверх меры", т.е. ничего, кроме установленного законом. Именно с законодательных реформ Солона, по оценке Аристотеля, в Афинах "началась демократия". Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса. Это положение и в наши дни реально учитывается в условиях плюралистической демократии на Западе. Отмеченная государственно-правовая идея древних о единении "силы и права" была однозначно направлена против представлений о том, будто сила рождает право, сильный всегда прав.

Идею торжества  справедливости закона развили далее VI-V вв. до н.э. Пифагор и пифагорийцы. Для них идеалом был полис, где господствуют справедливые законы.

Идея торжества закона, идея законности отстаивались позднее Гераклитом. Гераклит утверждал, что "народ должен сражаться за закон, как за свои стены". При этом он под законами понимал отражение естественных, вечных законов миропорядка. В таком же аспекте обосновывали господство закона Сократ и Платон. В своей последней работе "Законы" Платон принципиально противопоставляет друг другу два вида государства: один, где все зависит от правителей, другой - где и над правителями стоят законы. Выступая за государство законности, Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Существенной чертой такого закона, да и самого государства, по оценке Платона, является выражение и защита ими общего интереса. Без этого, согласно Платону, нет ни закона, ни государства, ни справедливости, а имеет место лишь злоупотребление данными понятиями в условиях насилия, политических распрей и господства интересов узкой группы лиц. Это проницательное суждение античного философа актуально и в наши дни.

Ученик Платона  Аристотель, которого по праву считают  величайшим мыслителем в истории политико-правовой мысли на планете Земля, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон правильный в основных своих положениях, и правитель - будет ли то одно лицо или несколько - должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи. Закон, по Аристотелю, - это уравновешенный разум.

Современник Аристотеля Эсхил считал, что демократическая  форма государства возможна только при соблюдении закона. Знаменитый римский мыслитель и государственный  деятель Цицерон утверждал: под  действие закона должно попадать все.

Среди известных  средневековых мыслителей, прежде всего, следует назвать Фому Аквинского. Свое учение он построил на теории греческих  философов и римских юристов  и исходил из того, что именно законы управляют общественным и  мировым порядком. При этом он делил законы на четыре категории:

-вечный закон;

-естественный закон;

-человеческий закон;

-божественный закон.

В учениях раннебуржуазных  мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Вольтера, Ш. - Л. Монтескье, Ж. - Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка и др. получило дальнейшее углубленное развитие учение о необходимости осуществления государственной власти на основе справедливости закона.

В XVIII, XIX вв. идею законности обосновали и развивали сторонники либерализма: И. Кант, Б. Констан, К. Велькер, Р. Моль, В. Гумбольдт и др. При этом, отмечая величие закона, И. Кант подчеркивал, что "закон должен быть самодержавен", т.е. стать над всеми, в том числе и правителями.

Необходимость обеспечения господства закона в  обществе в XX веке отстаивали в своих трудах такие видные отечественные ученые-юристы, как А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.

Вторым блоком идей, вошедших в теорию правового  государства, является концепция естественного права. Концептуальные идеи о естественном праве возникли еще в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей. Это были прежде всего те из них, кто отстаивал идею господства закона. Данные мыслители отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны соответствовать законы, исходящие от государства.

Как уже было отмечено, в эпоху средневековья  учение о естественных законах, об иерархии законов обосновал крупнейший мыслитель своей эпохи Ф. Аквинский. Причем положение о достоинстве человека (и достоинстве человеческой личности), высказанное Фомой Аквинским, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идей неотчуждаемого естественного права человека, что позже было зафиксировано в конституциях всех цивилизованных стран. Отсюда следует, что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать достоинство человека. Значит государство как политическая форма выражения общего блага призвано, согласно Фоме Аквинскому, обеспечить для людей достаточные условия жизни, т.е. условия, соответствующие достоинству человека.

Уже упоминавшиеся  раннебуржуазные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант и другие создали классическую естественную школу права. Согласно этой школе, естественное право - это требование человеческого разума (право разума), коренящееся в природе человека, и законы государства должны отражать эти разумные требования. К примеру, Джон Локк утверждал, что закон, установленный в обществе, представляет собой не любое предписание, а только такое, которое указывает человеку на поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Свобода людей, по Дж. Локку, заключается в том, чтобы иметь постоянные правила для жизни, общие для всех и каждого, позволяющие ему следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека.

Классическая  естественная школа права была господствующей на протяжении двух столетий. В XX в. естественная школа права возрождается в ряде направлений философии права. При этом каждое право (экзистенционализм, неотомизм и т.д.) по-своему интерпретирует естественное право. Однако, в конечном счете, все они едины в том, что истоками естественного права являются общечеловеческие ценности, которым и должны соответствовать нормы позитивного права.

Третьим блоком политико-правовых идей, на основе которых  постепенно формировалась теория правового  государства, является концепция народного  суверенитета. Впервые идею о принадлежности народу верховной власти высказал в V - IV в. до н.э. древнекитайский мыслитель Мо-Цзы. В XIII веке в трактате Фомы Аквинского о праве народа на восстание против тирании эта идея прозвучала вновь, хотя и в теологически приглушенной форме. В XIV веке в своем светском учении о государстве и праве суверенитет народа как идею признавал и защищал Марсилий Падуанский. Народ, согласно Марсилию, - это источник всякой власти (и светской и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под "народом" он подразумевал лучшую, просвещенную часть общества, которая печется об общем благе. Концепция же народного суверенитета была создана в XVIII веке Ж. - Ж. Руссо как развитие идей, ранее высказанных его предшественниками. По мнению Руссо, суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен. И только лишь один народ вправе сам непосредственно осуществлять законодательство, воплощая в законах свою общую волю.

Четвертым блоком идей, вошедших в теорию правового  государства, является концепция разделения властей. Идея разделения властей была высказана первоначально Аристотелем, усматривающем в государстве три его элемента: законодательный орган, магистратуры, судебные органы. Затем она выразилась в позиции Полибия и Цицерона, выступивших за смешанную форму правления, сочетающую монархическую (царскую), аристократическую и демократические власти и тем самым взаимно уравновешивающую эти власти. В XIV в. М. Падуанский в работе "Защитник мира" одним из первых в истории политико-правовой мысли обосновывает концепцию разделения в государстве законодательной и исполнительной властей на основе верховенства законодательной власти и связанности исполнительной власти обязательным для всех законом.

В более поздний  период Дж. Локк со своей концепции  разделения властей выделил законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти. Создателем же доктрины разделения властей справедливо признают Ш. - Л. Монтескье, разграничившего законодательную, исполнительную и судебную власти и доказавшего необходимость их взаимного ограничения во избежание злоупотребления каждой из них в отдельности посредством соответствующих юридических сдержек и противовесов.

Идея Локка  и Монтескье о разделении властей  оказали заметное влияние не только на последующие теоретические разработки правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. В этом аспекте существенный вклад внесли такие видные деятели американской революции, как Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Дж. Мэдисон и др. Сдержки и противовесы между тремя ветвями власти, заложенные в Конституцию США 1787 г. этими мыслителями, вот уже более 200 лет демонстрируют свою непоколебимую жизненность и надежность.

В настоящее  время подавляющее большинство  исследователей придерживаются доктрины о трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с этими некоторые авторы выделяют еще и контрольную, надзорную, муниципальную (местную) власть. А в ФРГ некоторые немецкие государствоведы отмечают особое положение такого органа государственной власти, как Федеральный конституционный суд (ФКС). По их мнению, ФКС мощнее, чем все другие федеральные государственные органы, вместе взятые. Федеральный конституционный суд как контрольная инстанция, в том числе и в отношении правительства и парламента, всегда имеет за собой последнее решающее слово.

Идеи правового  государства уже в конце XVIII в. нашли свое закрепление в таких официальных актах, как Декларация независимости США (1776), Конституция США 1787 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Информация о работе Эволюция прав человека