Юридическая сила закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Вопрос об иерархии нормативно-правовых актов и о наивысшей юридической силе закона в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархию нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды законов. Юридическая сила закона
1.1 Понятие и виды законов………………………………………….......................4
1.2 Юридическая сила закона……………………………………………………...14
1.3 «Война законов»………………………………………………………………..17
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ….…………………………………19
2.2 Субъекты законодательной инициативы……………………………………..25
Глава 3. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени ………..…………………27
3.2 Действие нормативно-правового акта в пространстве…..…………………..30
3.3 Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………..…………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ГОСУДАРСТВО Финальный.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Верхняя и нижняя палата снова рассматривают данный закон, если президент отклонит федеральный  закон в течение 14 дней. Фактически глава государства пользуется правом отлагательного вето, для того чтобы Федеральное собрание вновь рассмотрело федеральный закон

Такой вариант отклонения получил название отлагательного вето Президента Российской Федерации. В  мировой практике такая процедура  известна, и эффективность ее не нуждается в доказательствах. Фактически отлагательное вето означает право главы государства на возвращение переданного ему на подпись федерального закона для повторного рассмотрения в палатах парламента. Президент оценивает закон на законченность, качественность, актуальность, комплексность. У главы государства есть 14 дней, чтобы ознакомится с законом, подписать его и обнародовать. Нельзя сказать большой это или маленький срок, так как законы по своему объему не равноценны (например, уголовный кодекс – довольно большой закон, требует большего времени для ознакомления и анализа, чем федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»). Иногда президенту могут поступить несколько федеральных законов, но Конституция не предусматривает увеличения срока на размышления.

Закон подписывается  президентом после всех проверок и экспертиз. После этого новый  законодательный акт отправляется для обнародования в официальные  издания (в России это «Российская  газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации»). Доведение закона до всеобщего сведенья является окончательной точкой законодательного процесса. Этот процесс очень важен, так как опубликование позволяет ознакомиться с содержание федерального закона, который вступает на всей территории России в течение 10 дней после его печати в официальном издании. По Конституции РФ неопубликованные законы в России не применяются.

Порядок принятия федеральных  законов сходен с принятием федеральных  конституционных законов, но имеет  ряд особенностей. Эти законы принимаются по вопросам и в порядке, предусмотренном в Конституции РФ (О конституционном собрании, о федеральных судах, об уполномоченном по правам человека, о Правительстве, о государственных символах, о судебной системе, об изменении состава РФ и статусов субъектов). Такой закон считается принятым, если его одобрило большинство не меньше ¾ и 2/3 голосов от общего числа членов верхней и нижней палаты соответственно. Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, после его принятия Государственной Думой. Принятый федеральный закон в течение 14 дней направляется на подписание и обнародование Президенту. Глава государства не вправе отклонить этот закон, но может вернуть без рассмотрения, если он был принят с нарушением Конституции РФ.

Федеральные законы в  течение 7 дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Первая публикация его  полного содержания в «Российской  газете», «Парламентской газете» или  «Собрании законодательства РФ»  считается его официальным опубликованием. Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если им самим не установлено другой порядок вступления в действие. При опубликовании указывают дату принятия нижней палатой, одобрение верхней, подписавшие должностное лицо (Президент РФ), дата и место подписания, регистрационный номер и название.[7, с.67]

2.2 Субъекты законодательной  инициативы

Право законодательной  инициативы как уже было, сказано  принадлежит:

  • Президенту РФ
  • Правительству РФ
  • Совету Федерации и его членам
  • Депутатам Государственной Думы
  • законодательным органам субъектов РФ
  • «Конституционному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения» ст. 104 [1].

В статье 104 Конституции  РФ определен порядок внесения законопроектов: все законопроекты вносятся на рассмотрение и принятие субъектами права законодательной инициативы в нижнюю палату парламента в виде проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и поправок к законопроектам.

Инициаторы законопроектов или их представители могут участвовать  при рассмотрении законопроектов в  нижней и верхней палате парламента. Вначале законопроект обсуждается  и анализируется в комитетах  Государственной Думы, рассылается  для ознакомления субъектам права законодательной инициативы. Некоторые законопроекты могут вноситься на рассмотрение только определенными субъектами законодательной инициативы: проекты, связанные с федеральным бюджетом и отчет о его исполнении – Правительство РФ; законопроекты о ратификации международных договоров – Президент.

В заключение отметим, что  законодательный процесс – это  процесс рассмотрения, принятия, одобрения  и обнародования законов (в РФ 3-я основными участниками: Государственной  Думой, Советом Федерации и Президентом. Каждый из трех элементов может выступить противовесом остальным (Госдума может отклонить законопроект на самом начальной стадии, Совет Федерации не одобрить закон, принятый нижней палатой парламента, А Президент наложить вето на документ, принятый двумя палатами парламента). Так бывает когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет принцип или идею законы, по-своему оценивая последствия принятия такого закона. Именно этот баланс обеспечивает принятие обдуманных и взвешенных, а также устраивающих общество решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.

3.1. Действие нормативно-правового акта во времени.

 Действие нормативно-правового  акта во времени предполагает  установление процедуры, которая определяет вступление в силу нормативно-правового акта, а также утраты его юридического значения. Момент начала действия нормативных актов определяется двумя правилами: - если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу; - если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом. Как правило, сначала издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта. Определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу также может и Конституция.

Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действия во времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона в действие. "Используются и такие формулировки - закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.)" [2, с.50]. Если специальный порядок вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общий порядок. "Согласно ст.6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования" [4, с.296].

В основном они публикуются  в "Парламентской газете", "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Однако никто ни один орган не может принять решения о вступлении закона в силу до его опубликования, поскольку согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются".

Это конституционное  положение относится не только к  федеральным законам, но и к законам  республик и других субъектов  Российской Федерации. "По Конституции  РФ 1993 года принятый федеральный закон  в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если же возникает коллизия между Федеральным Собранием и Президентом РФ, а Собрание вновь рассматривает закон и одобряет его, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию" [2, с.501]. Указы Президента и постановления и распоряжения Правительства, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию и вступают в силу по истечении определенного времени для каждого указа, постановления или акта. Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней. "Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания" [7, с.226].

Акты Правительства  РФ, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно. Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. "Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст.5 НК РФ). Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст.11 ТК РФ)" [7, с.227]. Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской - через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом. "Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативных актов прекращается: - в случае прямой отмены; - по истечении срока, на который принят нормативный акт; - в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам или тем же вышестоящим органом" [7, с.227].

 Своеобразен процесс  фактической утраты силы того или иного нормативно-правового акта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу. При подготовке Свода законов СССР в 70 - 80-х годах пришлось признать официально утратившими силу множество "забытых" актов, не отмененных и не действующих с 1918 года. С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции Рф. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. "В практике СССР в начале 60-х годов была придана обратная сила уголовному закону. Приговор в отношении ряда уже осужденных лиц был пересмотрен на основе вновь принятого закона, устанавливающего отягчающую уголовную ответственность, и вдвое из этих лиц были приговорены к смертной казни. Этот случай до сих пор остается позорным в истории российского правотворчества и судебной практики" [2, с.501].

 Придание закону  обратной силы возможно лишь  в двух случаях: - если в самом  законе об этом сказано; - если  закон смягчает или вовсе устраняет  ответственность. "Нормативные акты  утрачивают свою силу (прекращают  действие) на следующих основаниях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена)" [4, с.296]. Например, обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст.5 НК РФ). Переживание закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве.

 Действие нормативного акта в пространстве также имеет множество аспектов, особенностей. В этой сфере главное, что выделяет теория права - неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Территория Российской Федерации включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе. "Действие нормативных актов в пространстве зависит от: - уровня государственного органа, принявшего данный акт; - юридической силы" [4, с.297].

 Единая правовая  система обеспечивает суверенитет  государства. Однако могут вводится  законы, которые действуют на  определенной территории, что специально  оговаривается в тексте самого  закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения. Нормативные акты распространяют свое действие: - на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления); - на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов); - на территорию, указанную в самом нормативном акте; - на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации). Действие законов в пространстве определяется рядом положений. Так, важным является правило, что каждое государство имеет право применять законы в пределах своей территории. Не менее значима и проблема применения иностранных законов на территории государства. "В ходе интеграционных процессов такие проблемы возникают все чаще. Так, стала практической проблема применения в России "общепризнанных принципов и норм международного права". Действуют и даже имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров. Эти коллизии возникают при разрешении конкретных дел. Понятно, что коллизионные проблемы являются предметом главным образом науки международного права" [2, с.502].

Информация о работе Юридическая сила закона