Юридическая сила закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Вопрос об иерархии нормативно-правовых актов и о наивысшей юридической силе закона в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархию нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды законов. Юридическая сила закона
1.1 Понятие и виды законов………………………………………….......................4
1.2 Юридическая сила закона……………………………………………………...14
1.3 «Война законов»………………………………………………………………..17
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ….…………………………………19
2.2 Субъекты законодательной инициативы……………………………………..25
Глава 3. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени ………..…………………27
3.2 Действие нормативно-правового акта в пространстве…..…………………..30
3.3 Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………..…………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ГОСУДАРСТВО Финальный.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

В политической сфере  на территории государства действуют  законы собственного государства, в  частности уголовные законы. Территориальная  характеристика действия собственных  законов обеспечивает суверенитет  государства. При разрешении вопроса о том, какой закон должен действовать в конкретном случае - отечественный или иностранный, принимается во внимание природа тех правовых отношений, которые регулируются каждым законом. "В дореволюционной юридической литературе для этих целей выделяли так называемую статутную теорию, которая различала правовые статусы. Утверждалось, что все вопросы, возникающие относительно состояния лица, решаются на основании законов его родины. Законы, которые определяют имущественное положение, имеют двоякое действие. В отношении движимого имущества возникающие споры, столкновения разрешаются на основании законов того государства, где проживает владелец движимого имущества. Во втором случае все споры разрешаются по законам местонахождения вещи. Наконец, может быть и смешанный случай, когда вопросы решаются договорами о том, какие законы будут применяться при решении конкретных споров" [2, с.502].

В ряде случаев, хотя закон  и действует на всей территории, он распространяется лиц на определенный круг лиц.

3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.

 По кругу лиц  законы и другие нормативно-правовые  акты действуют в отношении  граждан Российской Федерации,  как на территории России, так  и за ее пределами. В частности,  российские граждане, находящиеся  за границей, согласно Закону о гражданстве и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в органы Российского государства, пользуются защитой российских законов и несут ответственность за правонарушения перед российскими органами по российским законам, если они не привлекались к ответственности за те же правонарушения по законам других государств. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. "Важно подчеркнуть, что действие закона по отношению к лицам базируется на двух началах: принципе суверенитета (территориального верховенства государства), а также ограничивающих этот принцип требованиях международного права" [2, с.503].

Вместе с тем существуют специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.). "В отношении формального равенства также существуют исключения - принцип экстерриториальности, т.е. внеземельности" [2, с.503].

Он действует в отношении  некоторых категорий иностранцев, в частности на дипломатических представителей и членов их семей, обладающих дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушение. Эти лица в случае совершения правонарушения попадают лишь под действие законов родной страны. "И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах)" [1, с.96].

 Все граждане (подданные)  обязаны быть законопослушными, но из этого вытекает равенство  всех перед законом, в частности  распространение действий уголовных  законов на правонарушителей - граждан,  иностранных граждан, лиц без  гражданства. Заключение Делая  выводы можно сказать, что главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно-правовые акты. Этим система российского права отличается от правовых систем общего, религиозного или обычного права.

Ведущее значение нормативно-правовых актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII - XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативно-правовых актов Российской Федерации существенно отличается от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох. Всякое общество требует упорядочения своей жизнедеятельности и развития. Иначе оно рискует быть раздробленным и хаотично развивающимся. Среди средств организации и упорядочения видимое место занимает право. Отличаясь от других видов социальных норм, оно выступает в качестве публично-официального, общеобязательного регулятора общественных отношений.      

Право опирается на государство, которое непосредственно создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию. Список использованной литературы  Действие нормативного правового акта в пространстве.                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

Исторически выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона). Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.

Высшая юридическая сила закона проявляется в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить закон), законам должны соответствовать акты всех государственных органов. Закон занимает главенствующее положение в системе правовых актов государства; содержащиеся в законах нормы регулируют обычно основные, наиболее важные общественные отношения; в законах наиболее полно выражается государственная воля правящего класса, его экономические и политические интересы.

 «Война законов»  возникает в результате правового нигилизма с одной стороны и правового идеализма – с другой. Она приводит к  изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. Законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Для правильного  применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего  эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

                               

                                Список литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998. - 624 с.

3) Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. - М.: Юридический колледж МГУ, 2005. - 162 с.

4)      " Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько – Юристъ, 2004)

5)     " Теория государства и права: учебник для юридических вузов" (под ред. А.С. Пиголкина – ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003)

6)  А.И. Абрамова «Взаимодействие  палат российского парламента  в современном законодательном  процессе» ("Журнал российского права", 2008, N 7)

7) В.А. Куроптев «Проблемы законодательной техники» ("История государства и права", 2008, N 10)

8) Г.И. Денисов «Юридическая техника: теория и практика» ("Журнал российского права", 2005, N 8)

9)       О.А. Иванюк «Качество закона и проблемы юридической техники  (Обзор научно-практической конференции) ("Журнал российского права", 2008, N 2)

10)     Р.Н. Донченко «Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление» ("Юрист", 2005, N 6)

11) ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».

 

 

 

 

 




Информация о работе Юридическая сила закона