Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:11, курсовая работа
Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны.
Основные элементы структуры правовой культуры.
Определение правовой культуры.
Структурные компоненты правовой культуры.
Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.
Эхо прошлого… (Из истории развития правовой культуры).
Список Литературы.
Юридическая специальность – адвокат.
Введение.
Сущность и основные черты работы адвоката.
Заключение.
Список литературы
Содержание:
Список Литературы.
Список литературы
1. Основные элементы структуры правовой культуры.
1.1. Определение правовой культуры.
Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
«Правовая культура
— это качество правовой жизни
общества и степень
Под правовой
культурой мы понимаем «
Правовая культура
может быть рассмотрена с двух
сторон: личной, когда акценты смещаются
на личностные свойства и качества,
и общественной, когда обращается
внимание на функционирование социального
организма в его целостности. «В правовой
культуре индивида присутствуют элементы
её логической структуры — нормативные
суждения или деонтические модальности,
включающие такие модальные операторы,
как «обязательства», «разрешено», «запрещено».
Нормативные суждения складываются на
фундаменте правовых знаний, оценок и
содействуют саморегулированию правового
поведения личности».
4
1.2. Структурные компоненты правовой культуры.
Правовая культура человека — сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества, государства. И для того чтобы воспитать в себе высокую правовую культуру, необходимо представить себе это явление в существенных чертах и понять его значение для общества и отдельного человека. Итак, представим себе правовую культуру в виде дома, «фундаментом» которого будет являться правовое сознание, нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно и вычленим определяющие их факторы…
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
Однако, было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне как дефектную, второразрядную. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения».5 Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).
Уровень развития правового
сознания населения должен быть зафиксирован
в реальной правовой деятельности,
которой занимаются юристы. При непосредственном,
каждодневном соприкосновении с
правовыми понятиями и
Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается коллективными усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»6, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Следует заметить, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России — правосудия.
Профессор Корельский обозначил ещё один, высший на его взгляд, уровень правовой культуры — уровень развития всей системы юридических актов, «т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества»7. Закон должен быть непротиворечивым, понятным для населения, по возможности кратким и обязательно опубликован в доступном для населения источнике. Система законодательства, основой которой является конституция государства, имеет большое значение для оценки правовой культуры общества. На основе её анализа можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и всей его культуры в целом. По дошедшим до нас памятникам права историки могут судить о правовой атмосфере того времени.
Укажем на очень важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.»8. Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.
На данном уровне
правовой культуры существует масса
проблем, рассматриваемых законодательством.
По настоящему культурный в правовом отношении
человек не должен быть слепым фанатиком
права. Он должен видеть его недостатки,
как излишний формализм и другие, но это
не означает, что он имеет права сам осуществлять
толкование закона, которое приводит к
его нарушению.
Все уровни взаимосвязаны
и взаимообусловлены между
1.3. Факторы, определяющие
высокий уровень правовой
Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определённом этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок. Это результат того, что «разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере».9Иными словами, существует проблемы в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных ценностей. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:
1.«формирование чувств права и законности
2. освоение
достижений логико-правового
3. совершенствование законодательства;
4.
повышение уровня правовой
5. увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения;
6. совершенствование
юрисдикционной или иной
7. разделение
полномочий законодательных,
8. изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования».10
Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры — преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.
Развитость и совершенство
государственного аппарата — показатель
высокого уровня правовой культуры. Поэтому
к должностным лицам, участвующим в
правотворческой деятельности, предъявляются
особые требования. Эти люди призваны
обеспечивать действие права, формировать
и осуществлять правовую политику, а также
поддерживать авторитет суда, как в системе
органов власти, так и среди населения.
Для этого необходимо соблюдение демократических
и юридических процедур при правотворчестве.
В центре политики должны быть духовно
свободные, творческие личности. Однако,
«в фокусе правовой деятельности должностных
лиц остаются вместе с тем общегосударственные
интересы вопреки интересам индивидуальным,
групповым, классовым, партийным, если
они стремятся к собственной выгоде, игнорируя
при этом право и порядок».11 Правовой
нигилизм представителей власти, которые
злоупотребляют своим положением, пагубно
сказываются на уровне культуры в целом,
включая и политическую и нравственную.
1.4. Эхо прошлого… (Из
истории развития правовой культуры).
Люди издревле создавали и утверждали законы. Первые из дошедших до нас—законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.). Мы не имеем сведений об отношении к ним живших тогда людей. Но, однако, можно утверждать, что законы обладали силой оружия, силой государства. И ещё - авторитетом богов. Например, в представлении древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат. Судьи считались её жрецами. Древнеиндийские законы Ману, мифического бога — прародителя людей, представляют собой смесь норм обычного права, моральных норм, религиозных предписаний. Естественно, что люди по-разному относились к праву в зависимости от того, какое место занимали на общественной лестнице. Следовательно, различной по содержанию была их правовая культура. Вместе с тем, понимая несовершенство права, ещё в древние времена мудрые люди отмечали полезность многих законов для установления порядка, безопасности государства, развития хозяйства. И то государство, в котором граждане повиновались законам, могло избежать внутренних войн…. В Элладе граждане, достигшие совершеннолетия, давали клятву в единомыслии: «И я буду слушаться властей… и повиноваться установленным законам… И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми».12 Всё это свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древних цивилизаций.