Юридическая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать юридическую технику, его структурные элементы, а также терминологию, используемой в ней.

Задачи работы следующие:

1) рассмотреть понятие юридической техники, определить его структуру, способы и приёмы;

2) изучить понятие законодательной техники, его цели и виды, правила и требования к ней;

3) изучить и определить понятия и особенности правоприменительной, правореализационной и интерпретационной техник;

4) изучить понятие терминологии юридической техники.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Юридическая техника: понятие, структура, способы и приёмы 4
Глава 2. Законодательная техника: понятие, цели, виды, правила и требования к ней 10
Глава 3. Правоприменительная, интерпритационная и правореализационная техника: понятия и особенности 18
3.1 Правоприминительная техника 18
3.2 Интерпретационная техника 21
3.3 Правореализационная техника 24
Глава 4. Терминология 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников информации: 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     Правоприменение направлено на индивидуальное нормативное  регулирование общественных отношений. Абстрактное веление, содержащееся в юридической норме, «привязывается» к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам.

     Индивидуальные  правовые акты — это акты государственных  органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приказ о приёме на работу, распоряжение об объявлении благодарности, решение уполномоченного органа по административному делу и другое). Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют ещё правоприменительными.

     Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или  организациям и обязательны для  исполнения только ими.

     Признаки  правоприменительной деятельности:

     - властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;

     - деятельность по индивидуализации  правовых предписаний относительно  конкретного субъекта в конкретной  ситуации;

     - творческая деятельность;

     - организующая деятельность;

     - деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах;

     - деятельность по вынесению индивидуально-конкретных  актов применения права.

     Следует заметить, что не все официальные  документы, разрабатываемые, принимаемые  органами публичной власти, должностными лицами, являются актами применения права. К таковым не относятся, например, официальные документы, которые непосредственно не порождают правоотношений (справки, свидетельства, дипломы и другое).

     Правоприменительная техника, являясь элементом юридической  техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов.

     Формальные  требования к подготовке правоприменительных  актов можно объединить в следующие группы:

     1) по содержанию:

     - принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом;

     - принимается строго в пределах его компетенции уполномоченного лица;

     - не должен противоречить требованиям законодательства;

     - логичность и последовательность изложения;

     - этичность содержания;

     - правильное использование юридических терминов и оборотов.

     2) по оформлению:

     - должен приниматься в установленной законом форме (приказ, распоряжение);

     - должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование).

     3) по структуре:

     - обязательное наличие юридической основы принятия акта (чёткое обозначение нормы, подлежащей применению);

     - соответствие фактических и нормативных оснований;

     - как правило, требуется наличие описательной, мотивировочной и результативной частей.

     Среди отличительных черт можно выделить:

     1) велика роль усмотрения правоприменителя при подготовке индивидуальных актов;

     2) привязка к конкретной ситуации, к конкретному лицу.

     Значительными особенностями обладают правила  подготовки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством Российской Федерации. Например, Глава 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содержание, исправление описок и явных арифметических ошибок и другого. Согласно статье 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование. Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Наконец, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. 

     3.2 Интерпретационная  техника 

     Акт толкования — это правовой акт, принятый компетентным государственным органом, должностным лицом или другим субъектом права и содержащий разъяснение норм права.

     По  внешней форме различают письменные и устные акты толкования.

     В зависимости от количества ситуаций, на которые рассчитан акт, различают: акты нормативного толкования (например, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации), и акты казуального толкования, рассчитанные на однократное применение относительно конкретного случая (например, разъяснения, содержащиеся в решении суда).

     По  юридической силе различают акты официального (решения Конституционного суда Российской Федерации о толковании Конституции России) и акты неофициального толкования (разъяснения, содержащиеся в речи адвоката в судебном разбирательстве).

     Особенности актов официального толкования:

     1) не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;

     2) имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права;

     3) содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;

     4) обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;

     5) адресованы, обычно, органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

     Интерпретационная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) интерпретационных актов (актов толкования права).

     Правила подготовки интерпретационных актов можно объединить в три группы:

     1) правила внешнего оформления;

     2) правила формирования структуры;

     3) содержательные правила:

     а) языковые:

     - словам и выражениям придаётся то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если не имеется оснований для иной их интерпретации;

     - если имеется легальная дефиниция (определение) или же иным путём законодателем определёно значение термина, то оно употребляется именно в этом смысле;

     - значение термина, установленного законодателем для данной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли;

     - если в законе не определено значение термина, то ему следует придавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;

     - идентичным формулировкам одного и того же закона нельзя придавать разное значение, если это не следует из самого закона;

     - нельзя без достаточных оснований придавать одно и то же значение разным терминам;

     б) логические;

     в) по связи с другими актами толкования. Как правило, не допускается изменение позиции субъекта толкования.

     Наибольшей  чёткостью и детализацией отличаются акты официального толкования Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:

     1) наименование решения, дата и место его принятия;

     2) персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;

     3) необходимые данные о сторонах;

     4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;

     5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального Конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;

     6) требования, содержащиеся в обращении;

     7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;

     8) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;

     9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;

     10) формулировка решения;

     11) указание на окончательность и обязательность решения;

     12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

     Итоговое  решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми  судьями, участвовавшими в голосовании. 

     3.3 Правореализационная  техника 

     Под реализацией права традиционно  понимается претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношения.

     Правореализационная деятельность требует соответствующего документального сопровождения. Эту  задачу выполняют акты реализации права. Например, гражданин собирается реализовать  свое право на отчуждение принадлежащего ему имущества. Для этого он заключает договор купли-продажи, который, таким образом, является актом реализации права.

     Следовательно, акты реализации права — это документы, юридически оформляющие правомерное  поведение субъектов правоотношений при исполнении, соблюдении, использовании правовых предписаний.

     Среди актов реализации права наиболее распространены:

     1) договоры и односторонние сделки;

     2) исковые заявления, заявления, кассационные жалобы и другие документы, направляемые в суды;

     3) обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

     4) доверенности и другое.

     Правореализационная техника представляет собой систему  научно обоснованных и практически  сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) актов реализации права.

     Разновидности правореализационной техники соответствуют  видам правореализационных актов:

     1) техника составления обращений в суды (заявления, исковые заявления, жалобы, кассационные жалобы, надзорные жалобы, апелляционные жалобы, ходатайства и другое);

     2) техника составления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации (заявления, жалобы, предложения);

Информация о работе Юридическая техника