Юридические механизмы защиты прав свобод человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Можно считать общепризнанным, что сложившаяся система права играют важную роль стабилизирующего фактора в формировании и развитии общественных отношений и процесса регулирования, в обеспечении правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Достижение такой стабилизации государственная власть с древних времен видела в установлении единого порядка, в обеспечении строгого соблюдения установленного порядка. Во всемирной истории по-разному складывались у тех или иных народов сами законы, обычаи, судебная и административная практика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Понятие права…………………………………………….…….3
Структура права……………………………………….…….5
Нормы права, ее элементы и классификации………………………………………...…….9
Институты права и его характеристика…………………..12
Отрасль права: понятие и основные классификации……………………………………….…….14
Юридические механизмы защиты прав свобод человека………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЮляТГИП + титул.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

·          Свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций. Здесь важно, чтобы закон определял не только, какие из них запрещать, но и как их проводить. Нельзя, например, пропагандировать войну, национальную, расовую или религиозную ненависть или иную вражду и насилие. 

3) Экономические права – это права, направленные на обеспечение свободного распоряжения людей предметами потребления и факторами экономической деятельности. К ним относятся: - право собственности (одно из важнейших, естественных, неотчуждаемых ПЧ; оно не должно затенять другие экономические и социальные права); - право на труд (т.е. возможность зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, запрещение рабства и принудительного труда, защита от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда, равную возможность продвижения по работе); - право на создание и вступление в профсоюзы, т.е. на защита прав трудящихся; - право на предпринимательство и свободное распоряжение силой.

4) Социальные права – связаны с обеспечением материальных условий и достойной жизни каждому человеку. Сюда входят: - право на достойный уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи (достаточное питание, одежду, жилище и непрерывное улучшение условий труда); - право на здоровье; - право  на социальное обеспечение и социальную защищенность; - право на жилище; - группа прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите (детей, женщин, инвалидов, беженцев и т.д.).

5) Культурные права  – гарантируют духовное развитие  человека. Сюда входят: - право на  образование; - право на доступ  к культурным ценностям; - право  на участие в культурной жизнь.

6) Экологические права – это права на здоровую окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

В структуру ПЧ входят также и обязанности личности: перед обществом (уважать мир и безопасность, воздерживаться от пропаганды национальной, расовой и ли религиозной вражды, защищать окружающую среду, стремиться к соблюдению прав свобод человека, соблюдать нормы международного права и т.д.), перед другими людьми (уважать других лиц, оказывать помощь и др.).

Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегральные, системные) качества, не присущие ее образующим и не сводимые к сумме свойств  образующих ее компонентов.

Всякая система предполагает наличие элементов, связей между  ними и формирование некоего целостного единства (4, с 51).

Право- многогранное социальное явление. Оно может исследоваться  в различных аспектах, с различных  точек зрения. Столь же разнообразны могут быть определения права. Одно из операционных определений понятия права устанавливает: право – это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (4, с 23).

Право кроме внешней  формы имеет и внутреннюю, под  которой понимается его организация, способы образования, как каждой отдельной нормы права, так и  всех норм в единое целое (9, с. 303). Право представляет собой не хаотичный набор правовых норм, а строгую и согласованную систему, целостный комплекс взаимосвязанных и согласованных элементов, находящихся в состоянии соподчинения, координации, функциональной зависимости и т.п. Система права отражает его внутреннее строение, которое не является произвольным усмотрением законодателя, а складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. (11, ст 170).

Под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (11, с 170).

Для системы права  характерными признаками являются:

- объективность, поскольку  внутренняя структура права обусловлена  реально складывающимися общественными  отношениями, а не создается  по усмотрению правовых субъектов;

- единство и взаимосвязь  составляющих ее правовых предписаний,  которым свойственны согласованность,  целенаправленность и последовательность  в процессе объединения;

- уровневая дифференциация  элементов структуры права, отражающая их функциональное назначение различного порядка - от правовых норм и до отраслевых объединений в праве (13, с400).

Чтобы понять, что такое  система права, необходимо ответить как минимум на два вопроса: из каких элементов состоит система  права (структура права); как согласованы и взаимосвязаны между собой эти элементы.

Структуру права составляют более или менее крупные объединения  правовых норм. В структуре права  можно выделить следую основные уровни:

- право в целом;

- отрасль права;

- подотрасль права;

-институт права;

-норма права (10, с259).

1.2 Норма права, ее элементы и классификации

Правовые нормы являются исходным и ключевым началом системы  права, поскольку именно в них  содержатся правила императивного  или диспозитивного свойства, устанавливаемые в обществе в целях его упорядочения и содержащиеся в юридических актах особого характера, т. е. в нормативных правовых актах. Юридические нормы представляют собой модели должного или возможного с точки зрения государства поведения и выступают в отношении людей как требования, запреты или правомочия вести себя определенным образом (13, с 402).

Норма права – это  установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования  отношений в обществе (10, с 240)

Для такого правила, определяющего границы правового поведения, характерными являются все основные признаки позитивного права. Юридические правила обладают, соответственно:

-  нормативностью, поскольку в них содержатся образцы поведения людей в обществе;

-  общеобязательностью, т. е. они рассчитаны на беспрекословное выполнение;

-  общей направленностью своего действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права и многократностью применения к неограниченному их числу;

-  фиксированностью, закрепленной в официально признаваемых источниках права;

-  государственно-властной обеспеченностью, призванной придать нормам права эффективность в применении и не допустить невыполнения их предписаний;

-  стабильностью, отражающей необходимость поддержания в обществе устойчивого правопорядка;

- системностью, связанной с собственной  внутренней структурой и вхождением  в более сложные компоненты  права (13, с 402-403).

Элементы системы правовой нормы:

-  условие (гипотеза), определяющее круг правовых лиц, у которых при возникновении юридически значимых обстоятельств возникают определенные права и обязанности;

-  правило (диспозиция), указывающее на границы правового поведения, которым необходимо или желательно соответствовать раковым лицам при зафиксированных обстоятельствах;

-  взыскание (санкция), предусматривающее меры юридической ответственности для правовых лиц за нарушение границ предусмотренных правил поведения в рамках права.

В зависимости от способа изложения  нормы права в нормативном  правовом акте сложились как: 1.прямой способ изложения, предусматривающий размещение всех трех элементов правовой нормы в одной статье нормативного акта в полном объеме. Чаще всего подобное изложение находим в статьях гражданско-правовых актов, более других сохранивших "верность" классическим правилам римского частного права; 2. отсылочный способ изложения, предполагающий "компенсацию" недостающих элементов нормы за счет конкретной отсылки к недостающим ее частям, которые содержатся в иных статьях того же нормативного правового акта; 3. бланкетный способ изложения, указывающий на необходимость обращения при установлении юридической ответственности за правонарушение к положениям, содержащимся в ином нормативном акте, где перечисляются правила, которые следует соблюдать. Считается, что неконкретизированность диспозиции нормы или ее отсутствие обусловливается желанием законодателя не загромождать текст акта и обоснованным предположением о наличии у правоприменителя достаточной правовой информации о действующем законодательстве (13, с 403).

Нормы права ввиду их многочисленности и разноплановости принято классифицировать по определенным критериям:

·  по характеру (форме) правового регулирования нормы со времен римских юристов подразделяют: 1. на запрещающие, которыми предписывают воздерживаться от совершения недозволенных правом действий; обязывающие, предписывающие совершение определенных действий, содержащихся в норме; 2. управомочивающие, предоставляющие возможность совершения действий, содержащихся в норме;

·  по предмету правового регулирования, в соответствии с которым нормы делятся по соответствующим отраслям права как: нормы конституционного права; нормы административного права; нормы гражданского права; нормы уголовного права; нормы финансового права; нормы семейного права; нормы трудового права; нормы земельного права; нормы гражданско-процессуального права; нормы уголовно-процессуального права;

·  по субъекту правотворчества: законодательные нормы; подзаконные нормы; делегированные нормы;

·  по методу правового регулирования, позволяющему различать нормы прежде всего как: 1. императивные нормы, предельно четко и определенно устанавливающие условия действия своих полномочий; 2. диспозитивные нормы, регулирующие поведение субъектов права на основе их равенства между собой; рекомендательные нормы, содержащие пожелания выбора определенного варианта поведения; 3. поощрительные нормы, призванные стимулировать правомерные поступки субъектов права;

•        по целевому назначению: 1. учредительные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой системы государства, правовой статус человека и гражданина и т. п.; 2. дефинитивные нормы, определяющие и объясняющие суть юридических понятий, раскрывающие направленность юридических действий; 3. регулятивные нормы, предоставляющие правовым субъектам и! права и возлагающие на них юридические обязанности; охранительные нормы, призванные обеспечить правопорядок в обществе; 4. коллизионные нормы, связанные с разрешением юридических споров, и т. д.;

•        по кругу лиц, которым нормы права разделяются: 1. на общие, распространяющиеся на все население, находящееся в государственном пространстве; 2. специальные, действующие в отношении определенных категорий населения; 3. исключительные, изымающие из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;

•        по действию в пространстве как: 1.нормы общего действия, распространяющиеся на всю территорию, которая подпадает под компетенцию соответствующего правомочного органа общегосударственного значения; нормы ограниченного действия, связанные с определенными рамками по территории, которые специально выделяются в нормативном акте; 2. нормы локального действия, распространяющие свою силу на обособленную территорию, подпадающую под компетенцию регионального или местного правомочного органа;

•        по времени действия как: 1. постоянные и временные, вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям; 2.немедленного действия и обладающие обратной силой (ретроспективного действия) (13, с 404-405).

1.3 Институт права и его характеристика

Институты права являются первичным объединением юридических  норм и в то же время связующим  звеном между ними и отраслями  как основными общностями права. Они соединяют близкие по содержанию правовые нормы и, соответственно, вводят их в процесс правового регулирования отдельных групп общественных отношений.

Институт права - это  комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений.

Характерными чертами  институтов права являются: 1. однородность фактического содержания обособленных видов общественных отношений; 2. относительная  самостоятельность в регулировании  видовых общественных отношений  внутри конкретной отрасли права; 3. юридическое единство входящих в институт норм права, основанное на их содержании и правовом оформлении; 4. обособленность правовых предписаний института в структурных частях нормативных правовых актов (в частности, в конституции, кодексах и иных законах); 5.сложившийся метод правового регулирования, отражающий специфику процесса воздействия на определенный вид общественных отношений .

Примерами институтов права  могут служить институт законодательной  власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве и т. Д (13, с 406).

Правовые институты  возможно классифицировать по следующим  основаниям:

1. по составу (или  предметно-отраслевому критерию) как:

- отраслевые (унитарные), содержащие нормы одной отрасли  права (среди них, например, институт  коммерческой концессии в гражданском  праве);

- межотраслевые (комплексные), соединяющие в себе нормы нескольких  отраслей (в частности, институт приемной семьи на условиях оплаты труда приемных родителей можно рассматривать как институт, имеющий отношение как к семейному, так и к трудовому праву);

2. по функциональной  роли в правовом регулировании  различают:

-  учредительные институты, создающие властные структуры и закрепляющие правовое положение субъектов права (институт главы государства);

-  регулятивные институты, призванные регламентировать право мерное поведение (институт купли-продажи);

Информация о работе Юридические механизмы защиты прав свобод человека