Юридический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет для нас огромный интерес и является актуальной на сегодняшний день.
Осуществляя управление обществом, государство использует для этого правотворчество. Но после издания норм права возникает необходимость в их реализации.
“Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее - это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь”. Одной из форм реализации права является правоприменение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…...…3
Раздел I. Юридический процесс: понятие и назначение…………………..…...5
Раздел II. Доказывание в правоприменении: цель, предмет, средства и пределы…………………………………………………………………………..
Раздел III. Правоприменительные акты: понятие, виды, структура…………
Раздел IV. Правоприменительные акты органов внутренних дел……………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

юридический процесс.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

    В практической деятельности все три  указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе – стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.

    Процессуальное  производство неразрывно связано с  материально-правовыми

    нормами, как форма с содержанием, каждой отрасли или группе отраслей материального права соответствует определенная процедура применения материальных норм. Становление теории юридического процесса имеет целью способствовать совершенствованию практики правоохранительных и других органов и должностных лиц, стимулировать рост профессиональной культуры, дисциплинированности и этичности деятельности этих органов и лиц11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел III. Правоприменительные акты: понятие, виды, структура

    Правоприменительный акт – это правовой акт компетентного  органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.12

    Акты  применения права, или правоприменительные  акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов. Они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативно-правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.

    Правоприменительные акты, как и нормативно – правовые, принимаются государственными органами, органами местного самоуправления, могут исходить от одних и тех же органов и должностных лиц. Президент РФ, Правительство РФ, иные органы исполнительной власти принимают как нормативные, так и ненормативные акты, при этом нередко в одной и той же форме. Например, в форму указов облекает и нормативно-правовые акты, и индивидуальные предписания. В постановлениях Правительства также зачастую перемежаются нормативные и ненормативные, оперативно – исполнительные предписания.

    Общеобязательный характер правоприменительных актов выражается в их обеспеченности принудительной силой государства, его органов. Так, реальность решений судов по гражданским делам обеспечивают судебные исполнители, которые в необходимых случаях могут прибегать к помощи правоохранительных органов. Государство, его органы приводят в исполнение приговоры по уголовным делам, содержат специальные учреждения, где отбывают наказания лица, приговоренные к лишению свободы. Общеобязательностью характеризуются и правоприменительные акты органов местного самоуправления. Они подлежат обязательному исполнению наравне с правоприменительными решениями государственных органов.

    И тем не менее, несмотря на отмеченное сходство, правоприменительные акты представляют собой особый вид правовых актов. Их своеобразие характеризуется тем, что:

    1) правоприменительные акты регулируют  единичное, конкретное правоотношение, тогда как норма права распространяет  свое действие на тип или  вид правоотношений. В правоприменительных регулятивных актах устанавливаются конкретные права и обязанности. Например, орган социального обеспечения выносит решение о назначении Сидорову пенсии по старости, директор организации устанавливает персональный оклад работнику Гаврилову. В правоохранительных актах индивидуализируется мера наказания конкретному правонарушителю;

    2) в правоприменительных актах  все участники правоотношения, как  правило, определены поименно. Лишь в приговорах суда и иных правоохранительных актах указывается лишь один субъект – правонарушитель. Другая сторона в конкретных правоохранительных отношениях представлена государством в лице его органов, обеспечивающих исполнение наказания;

    3) правоприменительные акты действуют  не только в отношении конкретных  лиц, но и устанавливают строго  определенные права и обязанности,  которые существуют и продолжаются  на условиях, указанных в этих акте, либо вытекают из действующего законодательства. Изменение этих условий означает и прекращение действий правоприменительного акта. Для возникновения аналогичного правоотношения требуется принятие нового правоприменительного акта. Например, студент, отчисленный за неуспеваемость, не может продолжать учебу по тем мотивам, что когда-то был издан приказ о его зачислении в вуз. Для восстановления его образовательных отношений с вузом требуется издание специального приказа ректора, то есть нового правоприменительного акта.13

    Правоприменительный акт не сводится лишь к волеизъявлению, имеет одновременно свойства и акта-действия, и акта-решения, и акта-документа.

          В качестве решения правоприменительный акт служит ответом на возникший юридический вопрос, в качестве документа - официальной формой его закрепления, в качестве действия - средством его формирования и документального удостоверения. Причем именно документальная форма позволяет точно и обстоятельно сформулировать и зафиксировать принятое решение и его основания, проверять их законность, обоснованность и справедливость, организовать исполнение правоприменительного решения.

          Только простейшие акты правоприменения возможны в  устной форме, как, скажем, при предупреждении автоинспектором водителя или пешехода, допустившего незначительное нарушение правил уличного движения без вредных последствий. Однако и они не могут низводиться до конклюдентных действий, т.е. молчаливого поведения, свидетельствующего о каком-либо намерении правоприменителя, а должны быть четко сформулированы в виде конкретного и однозначно выраженного индивидуально-правового решения.

    В структуре правоприменительного акта-документа различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В первой из них (вводной части) указываются наименования акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело, перечень его участников (истец, ответчик и др.), во второй (описательно-мотивировочной) - излагаются констатации относительно обстоятельств дела и имеющихся средств их доказывания; в последней (результативной) - формулируется само принятое по делу решение, а также обозначаются порядок и сроки его обжалования и опротестования.  Во многих случаях закон прямо предусматривает мотивировку правоприменительного акта (например, ст.103 АПК РФ). Мотивировка предполагает изложение лежащих в основе правоприменительного акта фактов, доказательств и закона, приведение юридической, фактической и логической аргументации выраженных в нем выводов по делу. Она способствует повышению убедительности принятого решения, дает его адресатам ясное представление о тех основаниях и мотивах, из которых исходит правоприменитель, являясь тем самым одной из гарантий сознательного отношения всех и каждого к правоприменителю.14

    Акты  применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

    Требование  обоснованности относится к фактической  стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например осуждается невиновное лицо).

    Требование  законности охватывает юридические  аспекты дела и включает четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требование подведомственности, подсудности и т.д.; 2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.; 3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

    Требование  целесообразности вторично по отношению  к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости , эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом и слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.15

    По  своей природе и характеру  правоприменительные акты разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

    1. По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на: исполнительные и правоохранительные.

    Исполнительные  правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и  обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением.

    Правоохранительные  акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений, например акты следственных, судебных, прокурорских органов.

    2. По субъектам-правоприменителям  выделяют акты главы государства, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.

    3. По форме различают указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и др.

    4. По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.

    5. По юридическому значению правоприменительные  акты делятся на основные и  вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии. Группу вспомогательных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановления суда о назначении медицинской экспертизы, о наложении ареста на имущество для обеспечения иска и др.

    6. По способам выражения правоприменительного  решения акты делятся на: а)  акты-документы; б) акты-действия (например, удаление свидетеля из  зала суда); в) акты-символы (дорожные знаки, обозначение запретной зоны).

    7. По времени действия акты могут  быть однократного (одномоментного) действия (например, штраф, взимаемый  контролером за безбилетный проезд) и длящего действия (например, выплата назначенной пенсии, действие приговора суда).16 
 
 
 
 

    Раздел IV. Правоприменительные акты органов внутренних дел

    Одним из субъектов правоприменительной  деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной  деятельности, руководствуясь принципом публичности в, установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения. Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.

    Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками:

    а) носит государственно-властный характер (например, деятельность следователя по расследованию уголовного дела);

    б) содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов);

    в) индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности);

Информация о работе Юридический процесс