Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по теории государства и права.
Использование содержащихся в обязывающих нормах.
Смысл исполнения – реализация навязанных правом действий.
57.Элементы механизма правового регулирования.
Механизм правового 
Механизм правового 
1) принципы права, нормы права, 
нетипичные правовые 
2) правоотношения, субъективные юридические права и обязанности в их индивидуализации (конкретизации);
3) акты непосредственной 
4) акты применения норм права.
Каждый элемент выполняет 
Рассмотрим кратко каждый из элементов.
1. Норма права в механизме правового регулирования.
Норма права — изначальный элемент и нормативная основа механизма правового регулирования.
Норма права представляет собой общее обязательное правило (модель) поведения, которое устанавливает для субъекта как возможный вариант поведения — субъективные юридические права, так и необходимый вариант поведения — субъективные юридические обязанности.
Специфическая задача нормы права 
в механизме правового 
а) определить общий круг людей, на которые она распространяет действие;
б) определить содержание общественных 
отношений (содержание поведения субъекта), 
а также объекты 
в) определить обстоятельства, при которых лицо должно руководствоваться данным правилом поведения;
г) раскрыть само правило поведения 
указанием на права и обязанности 
участников регулируемых отношений, характер 
их связи между собой, а также 
государственно-принудительные меры, 
применяемые к лицам при 
Обязывающие нормы регламентируют активное поведение обязанных лиц.
Дозволяющие и запрещающие нормы 
возлагают пассивные 
Характер регулирующего 
Норма права получает внешнее выражение в нормативно-правовом акте, который обеспечивает её действенность.
Нормативно-правовые акты обслуживают 
нормативную основу механизма правового 
регулирования. Функции нормативно-правовых 
актов состоят главным образом 
в том, чтобы ввести в правовую 
систему новые юридические 
К нормативно-правовым актам (законам, подзаконным актам) примыкают акты, в которых дается их официальное разъяснение, толкование.
Акты толкования норм права (интерпретационные 
акты) не содержат новых правоположений, 
а являются средством, обеспечивающим 
единообразное понимание и 
2. Правоотношение в механизме правового урегулирования.
Правоотношение — необходимый 
элемент механизма правового 
регулирования, важная ступень осуществления 
программ, заложенных в нормах права. 
В правоотношении индивидуализируются 
положения соответствующей 
Особенности прав, обязанностей, полномочий и ответственности (а отсюда и особенности правоотношений) во многом зависят от характера регулирующего воздействия норм права, в результате которого складываются различные виды правоотношений — регулятивные или охранительные, активные или пассивные.
Таким образом, правоотношения в механизме 
правового регулирования 
При этом центром общих юридических 
связей, составляющих основу правоотношений, 
является правовой статус, в том 
числе правосубъектность, как первый 
шаг в конкретизации 
Правоотношение в механизме 
правового регулирования 
а) определяет конкретный круг лиц, на которые распространяется действие норм права в данный момент;
б) закрепляет конкретное поведение, которому должны или могут следовать лица;
в) служит условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств (прокуратурой, судом, милицией) с целью обеспечения субъективных прав, обязанностей, ответственности.
Таким образом, правоотношение в механизме правового регулирования — это средство «перевода» общих предписаний юридических норм в плоскость субъективных прав и обязанностей для данных субъектов.
3. Акты непосредственной 
Акты непосредственной реализации 
прав и обязанностей — фактическое 
поведение субъектов 
Возможны два результата реагирования на правовое регулирование',
• активный — совершение дозволяемых действий (например, участвовать в выборах органов власти);
• пассивный — воздержание от запрещенных действий (например, не наносить вред природе).
Если активными действиями реализуются права— имеет место использование правовых норм;
Если активными действиями реализуются обязанности — имеет место исполнение правовых норм.
Если реализация правовых норм, запрещающие какие-либо действия, состоит в воздержании от их совершения — имеет место соблюдение норм права. Например, нормы уголовного права pea- :
лизуются тогда, когда граждане не совершают противоправных действий.
Таким образом, акты непосредственной 
реализации в формах использования 
предоставленных нормами права 
возможностей, исполнения обязывающего 
правового предписания, соблюдения 
правовых запретов занимают особое место 
в механизме правового 
4. Акты применения норм права 
в механизме правового 
В процессе правового регулирования 
возможна (но не обязательна) стадия применения 
норм права, которая заключается 
в издании государственно-
Акты применения норм права имеют форму решений, распоряжений, приказов, приговоров и т.п. В них персонифицируются общие права и обязанности, а также, если это необходимо, индивидуализируются санкции. Специфика акта применения норм права заключается в том, что индивидуализация осуществляется от лица государства как требование, которое может быть при необходимости выполнено и принудительно.
Акты применения норм права в 
механизме правового 
1) когда сами нормы права 
2) когда субъекты регулируемых 
отношений ведут себя 
Во всех случаях акты непосредственной 
либо опосредованной реализации прав 
и обязанностей завершают правовое 
регулирование. Именно здесь происходит 
«перевод» предписаний 
58.Форма Российского 
государства на современном 
На форму РФ повлияло стремление 
уйти от советской формы организации 
власти, а также приблизиться к 
передовым демократическим гос-
  Форма правления- 
Но в конституции не названа форма республика поэтому есть 2а варианта:
1)Президентская республика с элементами парламентской
  2)Смешенная республика со 
значительным уклоном в 
От президентской:
1) Всенародные выборы
2) Огромные полномочия президента в области исполнительной власти. В частности президент формирует правительство, а правительство ответственно перед президентом, президент может отправить правительство в отставку, президент определяет систему и структуру исполнительной власти)
От парламентской:
1) участие гос.думы в формировании правительства
2) дума дает согласие на кандидатуру председателя правительства
3) дума может выставить вотум недоверия правительству (но последнее слово за президентом)
По факту - супер президентская т.к. полномочия правительства ограничены а президента- нет
  Форма гос. Устройства - Федеративная 
обладающая следующими 
1) Огромное число субъектов федерации (на данный момент 83)
2) ассиметричный характер (республики, автономные округа, автономная область, края, области, города федерат значения) (в америке симметричный - штаты)
3) смешенный принцип выделения субъектов федераций: часть по национальным признакам, часть по территориальным (края, области, города федерат значения)
  4)Неравноправное положение 
субъектов (республики имеют 
5) не четкое разграничение полномочий м/д федерацией и субъектами ( есть вопросы которые решает только федерация, есть те которые совместные, а все остальное за субъектами)
Государственно-правовой режим РФ- демократический.
Российская Федерация - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация.
  Российская Федерация - демократическое 
федеративное правовое 
59.Юридическая 
Понимание юридической ответственности традиционно дискутируется. С некоторых пор стали обращать внимание на так называемую позитивную ответственность. Это когда на какой-то орган или должностное лицо возлагается какая-то функция, он призывается к выполнению определенной задачи и при этом подчеркивается важность этой задачи, необходимость внимательного отношения к ее решению, а также и то, что только этот орган или должностное лицо выполняет данную функцию во всем ее объеме, не перекладывая организационных обременении на других лиц. Если проанализировать конституционные нормы или нормы, опосредующие деятельность министерств и ведомств, то выяснится, что там чаще идет речь не об ответственности за правонарушения, а об ответственности как долге, соответствующей обязанности государственных органов. Впрочем, и по отношению к гражданам можно вести речь об их позитивной ответственности, если иметь в виду их долг и обязанности перед обществом и государством.
Позитивная ответственность означает понимание ее субъектом того груза, который он несет на своих плечах, понимание того, что придется нести определенные лишения, если он не справится с возложенной задачей. Позитивная ответственность ассоциируется с долгом лица. Многие берут на себя смелость нести такого рода ответственность.
Гораздо чаще юристами анализируется "негативная" ответственность. И в этой части существует разноголосица в определениях, а высказанные точки зрения часто контрастируют. Существует два наиболее распространенных варианта понимания "негативной" (ретроспективной) юридической ответственности.
Юридическая ответственность — это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать Неблагоприятные для него последствия правонарушения.
Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имущественного характера.