Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".

Работа содержит 1 файл

История отечественного государства и права.docx

— 91.55 Кб (Скачать)

 
По-настоящему представительным учреждением  Земский собор становится при  Романовых в XVIIв. Был выработан  определенный порядок выборов на Земский собор и принятия его  решений. Выборные даже получали наказы от избирателей и, в теории, должны были им следовать в своей практической деятельности на Земском соборе.

24. Сословно-представительная  монархия в России.

 
Теоретиком сословного представительства  и противником царского самодержавия был кн. Курбский, известный своими письмами из изгнания царю Ивану Грозному.

 
Доц. С.М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает  отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической  формы правления.

 
Определенными ограничителями царской  абсолютной власти в XVI-XVIIвв. были, прежде всего, Боярская дума (вопрос №20) и особенно Земские соборы (вопрос №23). Местными сословно-представительными органами с середины XVIв. стали земские  и губные избы (вопрос №28).

 
Настоящим торжеством сословного представительства  стали по-настоящему всесословные выборы царя Михаила Федоровича Романова на Земском соборе 1613.

25. Опричнина.

 
Иван IV, учреждая опричнину, стремился  к ликвидации своих политических врагов: прежде всего, крупного владетельного  боярства. Также причиной опричнины  стала необходимость завершения централизации России, существовавшей лоскутности русских земель.

 
Опричнина была учреждена в 1565.

 
Опричнина - это особая государственная  политика, включающая в себя:

 
1. Земельный вопрос. Вся территория  России делится на 2 части. Первая - опричнина - территория под непосредственным  управлением царя с собственными  органами власти. Вторая - земщина  - на которой сохранялось старое  правление. В опричнину вошли  северные богатые города; царские  земли; районы, где хорошо развито  земледелие: Ростов, Суздаль, Вязьма, Переяславль Залесский, Дмитров,  Старица; некоторые земли купцов (например, Строгановых). На две части  (между опричниной и земщиной) была разделена Москва.

 
2. Новые органы власти. В опричнине  создаются свои казна, дума, суд,  войско, приказы. Чтобы попасть  в опричное войско, нужно было  отказаться от всяких связей  с земщиной и родными. Вначале  в опричники набрали 1000чел.  из разных уездов страны. Опричниками  были совершенно разные люди. В 1572 опричников было 5-6 тыс.чел., в т.ч. кн. Афанасий Вяземский,  кн. Хворостинский, боярин из обедневшего  рода Алексей Данилович Басманов, кн. М.Т. Черкасский (брат новой  жены Ивана IV кабардинской княжны  Марии Темрюковны), бояре Воронцовы,  бояре Морозовы, дворяне Наумовы,  боярин Василий Грязной, незнатный  дворянин Г.Л. Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов) и др. Опричники  носили особую форму (черные  одеяния наподобие монашеских), ездили  на конях, символами опричников  были собачья голова и метла  (чтобы соответственно выгрызать  и выметать измену). Опричное войско  было организовано наподобие  монашеского братства со строгим  подчинением царю.

 
Опричники пили, насиловали, грабили, громили. Метод проведения опричнины - террор. Сохранилось несколько опричных документов. Опричниками применялись  пытки, давление на свидетелей. С этого  момента Ивана IV стали называть Иваном Грозным.

 
Опричный террор был направлен  не только против бояр, противников  усиления царской власти, но и против простого населения. Самым страшным эпизодом опричнины стал поход на Новгород.

 
Опричнина была отменена в 1572 после  того, как опричное войско не сумело противостоять набегу крымского  хана Девлет-Гирея на Москву. Но даже после отмены опричнины террористический царский режим Ивана IV Грозного сохранился. И даже есть мнение, что опричнина  все же существовала вплоть до смерти царя Ивана Грозного.

 
В последние годы некоторые исследователи  связывают опричнину с начальными этапами самодержавия в России. Но существуют и другие взгляды по этому  вопросу. В частности, Г.Б. Гальперин  высказал мысль о том, что опричнина  была своеобразным политическим режимом  военной диктатуры в условиях сословно-представительной монархии.

26. Этапы становления  крепостного права  в России.

 
Закрепощение крестьян началось Судебником 1497 года, которым (ст.57) разрешался переход крестьян только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 года.

 
Юрьев день был отменен в конце XVIв, причем сначала временно ("заповедные лета"). Некоторые историки считают, что это было сделано указом царя Федора Иоанновича в 1592, хотя сам царский  указ не сохранился. Его существование  предполагается некоторыми исследователями, т.к. в 1597 (и это известно уже достоверно) был установлен срок сыска беглых крестьян в 5 лет ("урочные лета"). Срок урочных лет в годы Смуты  многократно изменялся, урочные  лета были объявлены бессрочными  Соборным Уложением 1649 года.

 
По Соборному Уложению 1649 года, крестьяне  были окончательно прикреплены к  земле (а не к личности помещика). Но затем крепостное право стало  напоминать холопство, т.к. крестьяне  стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, которые  получили право отчуждать своих  крепостных крестьян (продавать, закладывать, дарить и пр.). К концу XVIIв. помещики стали продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 это было запрещено.

 
Итак, правовые этапы становления  крепостного права в России выглядят следующим образом:

 
Судебник 1497 а Судебник 1550 а заповедные и урочные лета а Соборное Уложение 1649

27. Дворцово-вотчинная  и приказная система  управления.

 
Система дворцово-вотчинного управления, сложившаяся еще в удельный период, продолжала действовать и в Московском государстве XV-XVIвв. Княжеский дворец был центром удельного управления, вотчиной для князя-правителя.

 
Разные части дворцового управления и хозяйства поручались отдельным  боярам, вольным слугам и даже холопам. Дворцовые земли и дворцовые  слуги находились в ведении дворецкого, дворцовые луга, лошади и конюхи - в ведении конюшего и т.п. При  удельном дворце складывалась система  административных ведомств. Центральное  управление системой поручалось введенным  боярам, наиболее важные управленческие и хозяйственные проблемы княжества  решал совет бояр.

 
Постепенно административный аппарат, руководимый боярами, разросся, были созданы специальные центральные  органы управления - приказы, т.е. великий  князь "приказывал" определенному  боярину (приказному боярину) заниматься определенной сферой государственного управления. Появились первые настоящие  государственные учреждения - приказные  избы. Приказы постоянно реорганизовывались, расформировывались и формировались  вновь. Помимо руководителя - думского боярина, в приказе работали дьяки  и подьячие. Приказы делились на столы (во главе с дьяками), а столы - на повытья.

 
В работе приказов вырабатывался настоящий  бюрократический стиль: жесткое  подчинение по вертикали и строгое  следование инструкциям и предписаниям по горизонтали.

 
Исследователи (Н.П. Ерошкин) отмечают, что приказная система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа  в буквальном смысле этого слова  как разового поручения, приказа - "избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как  государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями.

 
Можно выделить следующие основные приказы (к середине XVIIв. их было около 90): приказ Большого прихода (сбор налогов), Разрядный приказ (учет всех служилых людей), Поместный приказ (вотчинные  и поместные дела, распределение  землевладений), Разбойный приказ (возглавлял систему полицейско-сыскных органов), Земский приказ (выполнение полицейских  функций в Москве), Печатный приказ (вопросы книгопечатания), Аптекарский  приказ (здравоохранение). Позже возникли территориальные приказы: Сибирский, Малороссийский и др.

28. Губное и земское  управление.

 
Городским и сельским обществам  в конце 40-х гг. XVIв. стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право  преследовать и наказывать "лихих  людей", для этого создавались  специальные губные органы.

 
Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные  заседатели (губные целовальники), из среды  черносошных крестьян, посадских  людей. Эти лица действовали в  пределах особого судебного органа - губы (примерно в границах волости).

 
Губные органы возглавлялись выборными  старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций  проводили свои съезды, на которых  решались наиболее важные дела, выбирался  всеуездный губной староста (голова).

 
Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских, посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских - полицейские  чины мелких округов.

 
В компетенции губных органов в  середине XVIв. (по Судебнику 1550) входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVIIв. - также по убийству, поджогу, оскорблению родителей и др.

 
Процесс носил розыскной характер, когда дело возбуждалось без заявления  потерпевшего (при поимке вора с  поличным, повальным обыском, оговором и т.п.), или состязательный характера (частный иск, свидетельские показания, "поле", признание ответчика и пр.). В XVIIв. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли свою независимость, выборность, встроившись в централизованную государственную административную систему.

 
Введение губных учреждений еще  не предполагало отмены кормлений. Еще  Судебник 1550 тщательно разграничивает компетенцию судов кормленщиков и губных старост. По пути дальнейшего  ограничения и ликвидации кормлений  вообще пошла другая местная реформа XVIв. - земская. Ее целью стала замена наместников и волостелей выборными  общественными властями, распространив  их компетенцию на земское, местное  управление и гражданское судопроизводство. Официальное решение о ликвидации кормлений было принято царем  Иваном IV в 1552. А в 1555 правительство  приняло закон, провозгласивший  земство общей, всероссийской и  обязательной формой местного самоуправления.

 
В компетенцию земских органов  входило разбирательство судных (гражданских) дел и тех уголовных  дел, которые рассматривались в  состязательном процессе (побои, грабеж и т.п.). Иногда более тяжкие дела (поджог, убийство, разбой и т.п.) земские  старосты и целовальники рассматривали  совместно с губными старостами. Земские выборные осуществляли сбор откупного оброка, а также других окладных налогов, причем отвечали за это жизнью и имуществом (в отличие  от кормленщиков). Фактически земские  учреждения не были органами самоуправления, а являлись органами местного, но государственного управления, их деятельность была гарантирована  и связана круговой порукой.

 
Земские старосты и целовальники (земские  судьи) избирались (сначала на неопределенный срок, позже - лишь на год) из своей среды  черносошными и дворцовыми крестьянами  в сельской местности и посадским  населением в городах. Делопроизводство в земских избах вел выборный дьяк. В своей деятельности земские  выборные опирались на выборных крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских.

 
Территория земских округов обычно охватывала волость или город.

 
В районах, где крестьянское население  было несвободным, вместо земских изб  управление осуществляли городовые  приказчики и губные старосты, выполнявшие  административно-полицейские и финансовые функции.

 
Со временем земские органы окончательно интегрировались в государственную  систему местного управления, потерял  свою выборность.

29. Поместное и вотчинное  землевладение.

 
Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье.

 
Вотчина - безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло  от резолюции Любечского снема 1097 года: "Каждый да держит (в)отчину свою" Вотчины фактически были в свободном  гражданском обороте земли.

 
Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения - на родовые (для них устанавливался особый порядок  приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего  рода), выслуженные и купленные (здесь  субъектом собственности выступала  семья: муж и жена).

 
Чаще всего круг правомочий жалованного  вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

 
С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную  службу) землевладения. Сам термин "поместье" впервые употреблен в Судебнике 1497.

 
Особым образом рассчитывался  поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения  являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские  дворы и т.п.

 
Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего  возраста. Поступивший на службу сын  помещика "припускался" к пользованию  землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился - поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали  допускаться и родственники по боковой  линии. Женщины не участвовали в  наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. - нормировано.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"