Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 17:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории отечественного государства и права".

Работа содержит 1 файл

Ответы на экзаменационные вопросы по ИОГП.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

      В соответствии со ст. 8 Устава отменялась формальная теория доказательств. На смену формальным доказательствам пришла система свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению судей. На практике эта система означала, что судьи при определении виновности подсудимого должны были исходить не из раз и навсегда установленных правил о силе судебных доказательств, а оценивать их в зависимости от обстановки.

      Разбирательство было устным, что обозначало необходимость  непосредственного заслушивания всех причастных к делу, гласным и публичным. Правда, некоторые дела (например, представляющие угрозу для безопасности государства) могли быть объявлены закрытыми. Вводилась состязательность процесса. Подсудимый являлся равной стороной. Прения осуществлялись его представителем - адвокатом, и представителем прокуратуры со стороны обвинения. Формирование принципа состязательности в судебном процессе потребовало создать новый специальный институт - адвокатуру (присяжных поверенных). Правда, состязательность вводилась только на судебной стадии, следствие оставалось инквизиционным. Так же и адвокат допускался к участию в деле только на стадии судебного разбирательства.

      В ходе подготовки и проведения реформы  был создан новый институт присяжных  заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствием и местами лишения свободы. Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции. 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос  №51. Общественный строй в России в начале 20 века.

      В начале XX в. политическая ситуация в  России дестабилизировалась. Поднялась  волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим кризисом.

      Революция 1905г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную  монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни.

      Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации  государственного и политического  стоя России, стали проявляться задолго  до революционных событий 1905 г. В  начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.

      С 1896 г. в стране увеличивается число  забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводиться всеобщая забастовка.

      В конце 19 - начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.

      Таким образом, государство и право  России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый  шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

      Наиболее  важным, эпохальным событием явилось  рождение в ходе революции 1905-1907гг. принципиально нового политического  явления - Советов рабочих, крестьянских, солдатских депутатов - боевых органов революционной власти. Революция была подавлена, и Советы погибли, но им было суждено перевернуть мир.

      Революция заставила царизм дать народу демократические  права и свободы. Возникает свобода  печати, собраний политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.

      Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной  системы.

      Законодатель  после периода контрреформ вновь  обратился на путь либерализации  судебного процесса: отменена публичная казнь, расширяется право присяжных в процессе, в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, время проведенное арестованными в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. Суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.

      В годы войны процессуальное или судебное право подвергается изменениям, вызванным  чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

      Новым явлением стала административная юстиция - прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вопрос  №52 Законодательство о Гос.Думе

      Летом 1905 г. было решено созвать Государственную  думу. Манифест от 6 августа и Положение  о выборах представительного  органа положили начало превращению России в конституционную монархию.

      Законодательство  о Государственной думе формировалось  в несколько этапов. На первом этапе, в августе 1905 г., оно не было радикальным. Дума провозглашалась представительным органом, избираемым сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права. По традиции избирательного права лишались женщины (они не имели этого права также в Англии, Германии, Франции), военнослужащие срочной службы (считалось, что армия выражает сугубо государственные интересы и в политике не участвует), бродячие инородцы (кочевые и полукочевые народы в силу образа жизни).

      Остальное население, которое могло участвовать  в выборах, делилось на три курии: землевладельцев, городских избирателей  и крестьян. Выборы предполагались многостепенные. На первом этапе избирались "выборщики", а из них - депутаты Думы. Крестьянство как главная опора монархии должно было дать 42 % выборщиков, две другие курии соответственно 34 % и 24 %. Для двух первых курий устанавливался довольно высокий имущественный ценз, благодаря которому от выборов устранялись средние спои населения: мелкие собственники, наемные рабочие, интеллигенция.

      На  этом этапе Дума мыслилась как  орган, совмещающий черты западного  парламента и старинных Земских  соборов Московской Руси. Главным в ней было законосовещательное начало. Дума должна была осуществлять предварительную разработку и обсуждение законодательных предположений, передаваемых затем через Государственный совет на утверждение царю. Дума не могла иметь право голоса по вопросам бюджета и распускалась досрочно по указу царя.

      Следующим шагом правительства в направлении  придания государственному строю России конституционных черт явился подготовленный Витте Манифест 11 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", непосредственным поводом к изданию которого послужила октябрьская политическая стачка. Манифест устанавливал политические права и свободы для граждан России: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). Он предоставил избирательные права всем слоям населения, лишенным их по закону августа 1905 г. Государственная дума в манифесте меняла свое значение и приобретала черты развитого парламента. Она провозглашалась законодательным органом, поскольку "никакой закон не мог иметь силу без одобрения Государственной думой", а избранники народа могли на деле участвовать в контроле за законностью действий государя.

      Одновременно  по закону от 19 октября был преобразован высший орган исполнительной власти. Хотя министерства остались подчиненными императору, их действия были объединены и скоординированы в руках премьер-министра. Совет министров мог действовать самостоятельно, без вмешательства императора, что можно расценивать как шаг к формированию принципов ответственности между парламентом и министрами.

      Оценивая  Манифест 17 октября 1905 г., не следует  забывать, что права человека, провозглашенные  в нем, не были для России полным откровением. В той или иной мере россияне пользовались и ранее свободой совести, слова, печати. Повременные издания, разрешенные МВД, к примеру, выходили вообще без всякой предварительной цензуры. Природные российские подданные пользовались всеми правами, в том числе правом судебной защиты, независимо от сословной и иной принадлежности. Считается, что российское правительство запоздало лишь с объявлением свободы собраний и союзов, легализовавшим процесс образования в России политических партий. Но вопрос о том, какую роль они сыграли в дальнейшей судьбе России, предстоит ещё исследовать. Во всяком случае в октябре 1905 г. главные оппозиционные партии и движения не приняли манифест. Им были нужны не свободы, а власть. Поэтому лидер конституционных демократов (кадетов), партии либеральной буржуазии, П. Н. Милюков заявил, что "борьба продолжается", а один из лидеров социал-демократии, Л. Д. Троцкий, назвал манифест "нагайкой, завернутой в пергамент конституции".

      Следующим этапом формирования законодательства о Государственной думе стал закон  от 11 декабря 1905 г. Он был принят в разгар восстания рабочих фабрики Н. Шмита в Москве, в котором активное участие приняли сформированные социал-демократами "боевые дружины". Восстание показало силу организованных рабочих, и но новому закону о выборах в Госдуму они получили избирательные права. Более того, правительство Николая II, предоставив право участия в выборах фабрично-заводским, горным, горнозаводским и железнодорожным рабочим, создало для них 4-ю, дополнительную, рабочую курию. 
 
 
 

      Вопрос  № 50.

      Итак, вторая половина XIX века – время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.

      Изменилась  вся общественная структура, в том  числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"', однако, по ряду причин незавершенной.

      Историческое  значение опыта реформ состоит также  в том, что они позволили вывести  страну из глубокого экономического и политического кризиса и  дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов. Короче, без "революции снизу", с ее неизбежными  громадными  кровавыми жертвами и разрушениями

      Реформы не были доведены до своего логического  завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Соответственно не завершена  была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"