Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

шпоры ГМУ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

  Политические  права граждан:

    • Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
    • Право граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
    • Право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30).
 

  Вопрос 17.

  Институт  уполномоченного  по правам человека в РФ

  В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную роль и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ.

  В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции  назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думу.

  Институт  Уполномоченного учрежден в целях  обеспечения гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами. Направления деятельности Уполномоченного разносторонни.

  Установленными  Федеральным конституционным законом  средствами он способствует:

    • Восстановлению нарушенных прав;
    • Совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
    • Развитию международного сотрудничества в области прав человека;
    • Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
 
 

  Вопрос 21.

  Субъекты  РФ. Понятие и виды.

  Часть 1 статьи 65 Конституции РФ закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Перечень субъектов федерации дается по видам в той последовательности, как они приводятся в ч. 1 ст. 5 Конституции, а внутри каждого из них - в алфавитном порядке (на основе алфавита русского языка - государственного языка федерации). Такой подход подчеркивает юридическую нейтральность данного перечня: занимаемое в нем место никак не может повлиять на равный конституционный статус включенных в него субъектов. Названия субъектов федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-мансийского автономного округа прямо записано, что данный округ «является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты и манси и носит соответствующее этим народам наименование» (ч. 2 ст. 1 Конституции РФ ). Присвоение и изменение наименования - прерогатива субъекта федерации. Это вытекает из сопоставления ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции (ВКС, 1995, N 6, с. 37), а также находит непосредственное закрепление в некоторых основных законах субъектов федерации (например, Свердловской области).

  Некоторые субъекты Российской Федерации имеют  двойные названия, определяемые соответствующими конституциями как равнозначные: Республика Адыгея и Адыгея, Республика Башкорстан и Башкорстан, Республика Дагестан и Дагестан. В этих и других подобных случаях в текст российской Конституции, видимо, можно было бы включать одно из названий, причем на государственном языке Российской Федерации - русском (ч. 1 ст. 68 Конституции); оно также должно в федеральной Конституции быть традиционно русским либо таким, которое совместимо с фонетикой и грамматикой русского языка.

  Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

  В настоящее время республики, автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Именно поэтому республики, где данные особенности выражены наиболее рельефно, наделены некоторыми специфическими правами. Вместе с тем независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием – «субъект Российской Федерации»; они равноправны в этом качестве (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ ), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ ).

  Часть 2 статьи 65 Конституции РФ предусматривает  возможность изменения состава  Российской Федерации. Подобное может  происходить путем:

  1. принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны»;
  2. образования в ее составе нового субъекта в результате
  • объединения существующих субъектов;
  • вычленения из существующих субъектов самостоятельных образований;
  • обретения включенным в федерацию субъектом новой государственно-правовой формы (перехода из одного вида субъекта в другой);
  • изменения конституционно-правового статуса субъекта.

  Любое из названных преобразований Российской Федерации должно осуществляться в  порядке, установленном федеральным  конституционным законом (пока такой  закон не принят), а применительно к случаю, связанному с изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида (государственно-правовой формы) затрагивают данный статус, также с учетом положений ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации (Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом). 

  Вопрос 24.

  Конституционный статус Президента, порядок его избрания и основание прекращений полномочий.

  В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим  путем – на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании (ст. 81). На конституционном  уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной.

  Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий на территории страны не 10 лет. Конституция исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности.

  Федеральный закон «О выборах Президента РФ»  от 31 декабря 1999 г. Подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования и т.д. Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Досрочные выборы в случае прекращения полномочий до истечения срока, на который он был избран, назначаются Советом Федерации через 14 дней. Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательные объединения, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей (на субъект не более 70 тысяч подписей).

  Выборы  проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

  Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не можут занимать должность Президента более двух сроков подряд.

  Основания прекращения полномочий Президента РФ

  1. по истечении установленного срока его пребывания в должности  после принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (когда оба обстоятельства вместе)
  2. досрочное прекращение полномочий Президента РФ, т.е. до истечения срока может произойти по нескольким основаниям:
    • в случае отставки Президента РФ (о своей отставке Президент может заявить путем обращения к народу (так как присягу он приносит ему), изложив соответственно обстоятельства своего решения.)
    • в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять  полномочия (связано с медицинским заключением соответствующих учреждений, а также решением суда на основании этих документов о дееспособности Президента РФ;
    • в случае отрешения Президента РФ от должности (принимается палатами Федерального Собрания РФ без какой-либо связи с волеизъявлением Президента, напротив – вопреки нему.)

  Во  всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняют Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции 
 

  Вопрос 25.

  Основные  конституционные  полномочия Президента РФ.

  Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции.

  Эти полномочия затрагивают все стороны  государственной деятельности:

  1. формирование федеральных органов государственной власти: в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент и Федеральное собрание – парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, ибо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент. В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
  2. участие в законотворчестве: На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст.84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 170 Конституции). Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, то есть обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд, Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции;
  3. функционирование исполнительных органов государственной власти: Президент по Конституции не является главой исполнительной власти, но специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежным достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти, среди них МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство Юстиции, а также федеральные службы: разведки, железнодорожных войск, налоговой полиции и т.д.;
  4. обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ: (ч.4 ст.78) В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет РФ, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Здесь следует сказать, что Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным закона, международным обязательствам РФ или в случае нарушений прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент вправе в предусмотренных федеральным законом случаях отрешать от должности высшее должностное лицо;
  5. внешняя политика и оборона: Как глава государства, Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет осуществляет руководство внешней политикой, определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ. Президент РФ утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  6. иные сферы государственной деятельности: решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ и высших социальных званий, осуществление помилования.

  Президент для реализации своих функций  и полномочий осуществляет правотворческую  деятельность. Он издает указы и  распоряжения, которые обязательны  для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст.90).

  Издание указов и распоряжений – основная форма, посредством которой реализуются  конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном суде. 

  Вопрос 26.

  Президент и Правительство  РФ. Конституционные  основы взаимоотношений.

  Главное государственно-правовое управление осуществляет разработку и юридическую экспертизу проектов законодательных актов, вносимых в Государственную Думу; ведёт работу по информационно-правовому обеспечению Президента и его структур, а также осуществляет работу по систематизации текущего законодательства.

  Главное контрольное управление осуществляет контроль за деятельностью иных президентских структур, органов исполнительной власти, федеральных организаций, предприятий и учреждений. Контроль осуществляется за соблюдением этой деятельностью Конституции РФ, Федеральному законодательству, указам Президента. Помимо вопросов законности предметом контроля является также целесообразность и обоснованность этой деятельности.

  Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения  об отставке Правительства. В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. 

  Вопрос 27.

  Полномочия  Президента в отношении  федеральных органов  исполнительной власти.

  В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу  Президента. Президент назначает  Председателя Правительства РФ с  согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"