Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

шпоры ГМУ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

  Президент по Конституции не является главой исполнительной власти.

  Президент определяет структуру федеральных  органов исполнительной власти, то есть устанавливает конкретный перечень.

  Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами руководит  деятельностью целого ряда федеральных  органов исполнительной власти, среди  них МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Министерство Юстиции, а также федеральные службы: разведки, железнодорожных войск, налоговой полиции и т.д. 

  Вопрос 28.

  Понятие избирательной системы  в широком и  узком смысле. Виды избирательных систем

  Избирательная система регулируется нормами избирательного права, которые в своей совокупности образуют институт в системе конституционного права.

  Избирательная система – порядок определения результатов выборов, позволяющий определить кто из баллотирующихся кандидатов избран на выборную должность. При этом тот или иной порядок подсчёта голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

  По методике определения методики итогов выборов

        - мажоритарная изб  система (выборы Президента)

        - пропорциональная

        - смешанная

  Исторически первой изб системой была мажоритарная изб система, в основе кот лежит принцип большинства, т.е. избранными считаются такие кандидаты, которые получили относительно, абсолютное или квалифицированное большинство голосов.

  Система относительного большинства в мажоритарной системе предполагает, что победителем  на выборах становится тот кандидат, который набрал больше голосов, чем  каждый из остальных кандидатов.

  Абсолютное  большинство – тот, кто набрал абсолютное большинство принявших участие в головосании, т.е. не менее, чем 50% голосов + 1 голос.

  Квалифицированное большинство – 2/3 или ¾ голосов  лиц, принявших участие в голосовании.

  Пропорциональная  система – люди голосуют не за конкретного  кандидата, а за некоторый список. После голосования определяется избирательная квота, т.е. минимальное количество голосов, необходимое для получения депутатского мандата.

  Смешанная система – выборы, как по мажоритарной, так и по пропорциональной системам.

  Избирательная система в широком смысле включает в себя избирательное право и избирательный процесс. 

  Вопрос 29.

  Избирательное право и избирательный  процесс.

  Избирательное право регулирует принципы и условия участия граждан в выборах.

  Избирательное право:

  • активное (право избирать)
  • пассивное (право быть избранным)

  Основные  цензы:

    • ценз гражданства
    • возрастной ценз
    • ценз оседлости

        раньше:

      • образовательный ценз
      • имущественный ценз

        в Африке:

      • расовый
      • национальный

  Ограничение на участие – статья 32 К РФ.

  Основные  принципы избирательного права:

  • всеобщность избирательного права;
  • равенство всех (1 человек – 1 голос)
  • прямота (избиратели голосуют непосредственно за те кандидатуры, которые представлены);
  • тайное голосование (установление такого порядка проведения выборов, при котором исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателей);
  • добровольность участия граждан в выборах.

  Система гарантий избирательных  прав граждан:

                  Гарантии  избирательных прав граждан – условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления.

      Условия – тот политический режим, в котором проводятся выборы.

        Средства – механизмы и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.

  Система гарантий, которые взаимодействуют и дополняют друг друга:

      • политические: идеологическое или полит разнообразие – плюрализм, равный и эффективный доступ избирателей к выборам, свобода к предвыборной агитации, ограниченной законом;
        • организационные:
    • запрет на членство в избирательных комиссиях самих кандидатов на выборные должности и лиц, от них зависящих;
    • ответственность должностных лиц, проводящих выборы;
    • содействие избирательным комиссиям государственных органов, органов местного самоуправления
    • неприкосновенность кандидатов в депутаты;
  • юридические:
    • наличие специального законодательства
    • ФЗ об участии в референдумах, ФЗ о выборах депутатов Госдумы, Федерального Собрания РФ и Президента РФ,
    • неприкосновенность кандидатов в депутаты;
    • признание результатов выборов недействительными в случае нарушения действующего законодательства о выборах;
    • право граждан на обжалование неправильностей в списках избирателей;
    • право кандидатов на судебное обжалование отказа в регистрации;
    • установление административно-уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах.
      • финансово-экономические (материальные):
    • выделение средств для проведения выборов из соответствующих бюджетов;
    • создание специальных избирательных фондов кандидатов в депутаты и политических объединений),
    • обязательность предоставления эфирного времени и места в печатных изданиях кандидатам для агитации;
 

  Вопрос 32

  Основные  стадии избирательного процесса

  Избирательный процесс – урегулированные Конституцией и избирательным законодательством процедуры деятельности государственных органов, групп избирателей, кандидатов в депутаты и политических партий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  Избирательный процесс состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга стадий, часть которых является обязательными, а часть факультативными.

  Обязательные:

    1. Назначение выборов.
    2. Организации избирательных округов, избирательных участков, формирование изб комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов. (Избирательный округ – это территория, от которой избирается 1 или несколько депутатов представительного органа или выборных должностных лиц).
    3. Регистрация кандидатов в депутаты и составление списков избирателей.
    4. Выдвижение кандидатов в депутаты, формирование партийных списков и регистрация кандидатов и партийных списков. Сбор подписей – примерно 2%, либо он может быть заменён избирательным залогом из избирательного фонда.
    5. Предвыборная агитация – деятельность кандидатов в депутаты, избирательных блоков и других общественных объединений, направленная на то, чтобы побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за депутата или список депутатов. Через СМИ, путём проведения публичных мероприятий, распространение агитационных и печатных материалов. Запрещается возбуждать расовую, религиозную борьбу, войну. Нельзя агитировать за насильственное изменение конституционного строя и т.д. Нельзя заниматься подкупом, косвенной формой может являться активизированная форма благотворительности (раздача и обещание раздачи материальных благ).
    6. Процесс голосования на избирательных участках.
    7. Подведение итогов голосования, установление результатов выборов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования, кот заканчивается официальным опубликованием.

  Требования  к избирательным  округам:

  1. единство количества населения в избирательных округах (допускается отклонение по численности в округах в пределах 10% от средней численности избирателей, а в труднодоступных и малонаселённых территориях до 15%);
  2. целостность территории.

  Избирательные округа образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов.

  Виды  избирательных комиссий:

  • ЦИК РФ (срок полномочий – 4 года);
  • Избирательные комиссии субъектов РФ (создаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации также на паритетных началах, не более 5 лет);
  • Окружные избирательные комиссии (не более 5 лет);
  • Территориальные (районные и городские) (не более 5 лет);
  • Участковые избирательные комиссии (заканчивают свою работу по истечении 10 дней с даты окончания выборов).

  Акты  Избирательных комиссий всех выборов  обязательны для всех органов  власти и местного самоуправления соответствующего уровня.

  Выборы  считаются несостоявшимися:

  1. Если в них приняло участие меньшее количество избирателей, чем предусмотрено законом (50%+1 голос).
  2. Если право принимать участие в распределении депутатских мандатов получило меньше 2 списков.
  3. Если число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее количество голосов по сравнению с другими, меньше, чем «против всех».

  Итоги голосования и результаты выборов недействительны:

  1. Если допущены нарушения, не позволяющие с полной достоверностью установить результаты.
  2. Если итоги голосования были признаны недействительными не менее, чем на четверть изб.участников.

      Решает  избирательная комиссия или суд.

      Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, повторные выборы должны быть проведены не позднее 6 месяцев со дня проведения первоначальных выборов, либо со дня признания выборов недействительными.

      При повторных выборах сроки стадий изб. процесса могут быть сокращены.

  Заключительный  акт – официальное объявление итогов выборов. Срок: не позднее 1 месяца со дня голосования. 

  Вопрос 33.

  Федеральное Собрание РФ: его  структура и роль в системе государственной  власти (Парламент)

  Согласно  Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом РФ. Там же указывается, что он является высшим представительным законодательным органом РФ.

  Функции:

  1. представительная (представительство интересов народа);
  2. законодательная (связана с нормативным регулированием государственной и общественной жизни;
  3. контрольная (контроль преимущественно за исполнительной властью).
  4. в США + подготовка к следующим выборам.

  Конституции и уставы многих субъектов Федерации  предусматривают больший объём  контроля.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"