Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

шпоры ГМУ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

  ГД  рассматривает представленную Президентом  кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о  кандидатуре. После 3-х кратного отклонения представленных кандидатур ГД президент назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы.

  Согласно  Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

  Правительство РФ действует в пределах срока  полномочий Президента РФ и слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом РФ.

  Правительство может подать в отставку, которая  принимается или отклоняется  Президентом. Президент сам может  принять решение об отставке Правительства.

  Члены Правительства РФ не вправе быть членами  Совета Федерации, депутатами ГД, депутатами законодательных органов государственной  власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью и т.д. 
 

  Вопрос 40.

  Основные  направления деятельности Правительства.

  Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ обладает очень широким кругом полномочий.

  Правительство РФ в пределах своей компетенции:

    • организует реализацию внутренней и внешней политики государства;
    • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
    • обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов;
    • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
    • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

      Правительство РФ вправе делегировать осуществление  части своих полномочий федеральным  органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством  к исключительным полномочиям Правительства.

      В сфере экономики Правительство осуществляет:

    • регулирование экономических процессов;
    • обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности;
    • прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
    • вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры ее реализации и т.д.

      В сфере бюджета и финансов:

    • обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
    • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
    • представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета;
    • разрабатывает и реализует налоговую политику;
    • обеспечивает совершенствование бюджетной системы и т.д.

      В социальной сфере:

    • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики;
    • принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
    • разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
    • обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
    • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и т.д.

      В сфере науки, культуры, образования Правительство

    • разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
    • обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки;
    • обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики области образования и т.д.

      Также полномочия правительства лежат  в таких сферах как: в сфере  природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, в сфере обороны и государственной безопасности, в сфере внешней политики и международных отношений. Правительству принадлежит право законодательной инициативы, путем внесения в Государственную Думу законопроектов.

      Правительство руководит работой министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

      Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент РФ.  
     

  Вопрос 41.

  Федеральные Министерства: основы компетенции

  Федеральные Министерства

  – федеральные органы ИВ, вырабатывающие государственную политику и осуществляющие нормативно-правовое регулирование в установленной для них актами Президента сфере деятельности.

  ФМ  осуществляют координацию и контроль деятельности подведомственных ему  федеральных служб и агентств.

  Федеральный министр имеет право вносить в Правительство для утверждения положения об этих службах и агентствах и предложения о назначении на должность освобождении от должности директоров Фед.служб и агентств и самостоятельно назначать замов директоров служб и агентств. Может давать поручения службам и агентствам и контролировать их исполнение. Может отменять противоречащие законодательству решения руководства служб и агентств. Не может вмешиваться в их оперативную деятельность. 

  Вопрос 42.

  Федеральные службы: их виды и основные функции

  контроль, надзор. Охрана границы, борьба с преступностью. Общественная безопасность.

  Функции по осуществлению контроля и надзора:

  • Непосредственная контрольная и надзорная деятельность за соблюдением органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией, Федеральным законодательством, другими нормативно-правовыми актами.
  • Выдача разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности, либо совершение определённых действий юридическими лицами и гражданами.
  • Регистрация актов, документов, прав и издание в соответствии с этим индивидуальных правовых актов.
 

  Вопрос 43.

  Федеральные агентства: понятия, основные функции

    – федеральные органы ИВ, осуществляющие  в установленной сфере деятельность  по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора.

  Правоприменительные функции – введение реестров, регистров и кадастров.

  Функции по управлению государственным имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении государственного имущества, в том числе переданного федеральным, унитарным и казённым предприятиям, подведомственным соответствующим агентствам, а также управлениями акциями ОАО, находящимися в федеральной собственности.

  Функции оказания государственных услуг: оказание наиболее социально значимых услуг на условиях, установленных Федеральным законодательством, неограниченному кругу лиц. 

  Вопрос 44.

  Основы  судебной системы  РФ. Виды высших Федеральных  Судов.

  Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие, которое представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

  Правосудие  в РФ строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ».

  Один из важнейших принципов – осуществление  правосудия только судом (ст. 118).

  Судебная  система РФ включает

  • федеральные суды: Конституционный суд РФ, Верховный Суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший арбитражный Суд РФ, федеральные окружные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
  • конституционные (уставные) суды;
  • мировые судьи субъектов Федерации.

  Вопрос 45.

  Конституционный Суд РФ. Порядок формирования, основные направления деятельности.

  Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

  Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г . «О Конституционном Суде РФ».

  Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации по представлению Президента. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Его полномочия не ограничены сроком.

  Полномочия самого КС законом не ограничены и заключаются в следующем:

  1. Абстрактный конституционный контроль: разрешение дел о соответствии Конституции РФ:
    1. ФЗ, нормативных актов Президента, Палат ФС, Пр-ва РФ;
    2. Конституции республик, Уставов др. субъектов РФ, законов и др. нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению;
    3. договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    4. невступивших в силу международных договоров РФ.

        Это полномочие носит предварительный характер, если речь идёт о заключённых, но не вступивших в силу договорах и последующий характер, когда речь идёт о принятых законах и подзаконных актах.

  1. Разрешение споров о компетенции
    1. м/д федеральными органами гос. власти;
    2. м/д органами гос. власти РФ и органами исп. Власти ;
    3. м/д высшими гос. органами субъектов РФ.
  2. Конкретный конституционный контроль: проверка конституционности законов, применённых или подлежащих применению в конкретных делах – по жалобам на нарушение конст. Прав и свобод граждан и по запросам судов
  3. Толкование Конституции, являющееся официальным. Такое толкование заключается в разъяснении содержания конституционной нормы или порядка её применения безотносительно к его применению в конкретном деле.
  4. Выдача заключения о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения против Президента при процедуре его отрешения от должности по запросу СФ.
  5. Право законодательной инициативы по запросам своего ведения.
  6. Спящее полномочие КС – право обращаться с посланиями к Палатам ФС.

  Судьёй  КС может быть назначен гражданин  РФ, достигший возраста не менее 40 лет  с безупречной репутацией, имеющий  высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"