Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:19, шпаргалка

Описание работы

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы РФ», соотношение с другими юридическими дисциплинами. Содержание дисциплины "Правоохранительные органы РФ" включает в себя следующие разделы: основные понятия, предмет и определение дисциплины, законодательство о правоохранительном правосудие и его основные принципы; судебная власть (в т.ч. организация судебной системы РФ, различные суды,формирование судейского корпуса, Конституционный Суд РФ); деятельность по обеспечению функционирования судов и органы, ее осуществляющие; прокуратура и прокурорский надзор; органы,осуществляющие выявление и расследование преступлений; органы, оказывающие юридическую помощь.

Содержание

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
РФ», ее место в системе других юридических дисциплин.
2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».
Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
3. Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты. Основные
направления правоохранительной деятельности (общая характеристика).
4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
5. Понятие и признаки правосудия.
6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
классификация (система) принципов.
7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
судом.
8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
14. Презумпция невиновности.
15. Язык судопроизводства в РФ.
16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
17. Понятие судебной системы РФ и особенности ее построения.
18. Судебная система РФ (схема).
19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
взаимосвязь.
20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
пересмотр).
22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
инстанцией).
24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
компетенция.
25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
компетенция.
26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
структура, компетенция структурных подразделений.
27. Верховный Суд РФ: место в судебной системе, состав, структура,
компетенция структурных подразделений.
28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
военных судов, их состав и компетенция.
29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
30. Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, состав, компетенция.
31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ.
32. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной
системе, порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской
области.
44
33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
компетенция, особенности судопроизводства.
34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.
35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
37. Неприкосновенность судей.
38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
39. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.
40. Система органов и учреждений прокуратуры РФ (схема).
41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры и основные направления
деятельности органов прокуратуры РФ (общая характеристика).
43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
прокуратуры).
45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие.
46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
ограничения и лишения свободы.
47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
порядок их назначения на должность.
50. Правовой статус прокурора.
51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Виды оперативно-
розыскных мероприятий.
52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
53. Органы дознания и их компетенция.
45
54. Понятие адвокатуры в РФ и ее организация на федеральном уровне.
55. Организация адвокатуры на уровне субъектов РФ.
56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
57. Статус адвоката.
58. Понятие нотариата в РФ. Организация нотариата: Федеральная
нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов РФ.
59. Правовой статус нотариуса.
60. Судебные приставы: их виды и компетенция.
61. Полиция в РФ: назначение и организация полиции, права и обязанности
полиции.
62. Таможенные органы РФ: система и компетенция.
63. Федеральная служба безопасности РФ: система, компетенция (основные
направления деятельности).
64. Уполномоченный по правам человека в РФ: понятие, правовой статус,
компетенция.
65. Частная детективная деятельность в РФ: понятие, правовая основа, виды
сыскных услуг. Правовой статус частного детектива.
66. Частная охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды охранных
услуг. Субъекты частной охранной деятельности.

Работа содержит 1 файл

шпор 66.docx

— 128.88 Кб (Скачать)

Статус министерства и  его органов определяется ст.32 ФКЗ  «О Правительстве РФ», Положением о  Министерстве Юстиции.

Задачи и  функции по каждой из задач:

1.Реализация гос.политики в сфере юстиции:Координация нормотворческой деят-ти федеральных органов исполнительной власти;Юрид.экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет их соответствии К РФ и ФЗ;Обеспечение деят-ти полномочных представителей Правительства РФ в Гос.Думе РФ;

2.Обеспечение прав и  законных интересов личности  и Гражданина

3.Обеспечение правовой  защиты интеллектуальной собственности

4.Обеспечение установленного  порядка деятельности судов

5.Обеспечение исполнения  актов судебных и иных органов

6.Обеспечение исполнения  уголовных наказаний.

Полномочия  Минюста:создает свои терр-ные органы,утверждает положения о них,утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников;создает учреждения юстиции и иные организации,реорганизует и ликвидирует их,а также утверждает их уставы;заключает международные договоры РФ межведомственного хар-ра;запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ,организаций и должностных лиц; готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами гос-ной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и др.органов, по исполнению уголовных наказаний, а также по обеспечению содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраны;вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для гос-ных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Система органов  Министерства Юстиции РФ состоит из 4х подсистем органов и учреждений:Органы и учреждения юстиции(центральный аппарат Министерства юстиции РФ состоит из департаментов, отвеч. за конкретные участки работы;Коллегия Министерства (председатель=министр, замы, др.руководящие работники министерства). Персональный состав утверждается Президентом РФ по представлению министра. Решения приводятся в жизнь приказами министра);федеральные управления по федеральным округам;терр-ные подразделения (глав.управления, управления, отделы в субъектах РФ) – выполнение осн.функций в масштабах федеральных округов и субъектов РФ;функциональные учреждения (гос-ный и частный нотариат, загсы, ГРП, Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной собственности военного, спец.и двойного назначения,Российский федеральный центр судебных экспертиз, региональные лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия и др.);Федеральная служба исполнения наказания;Федеральная служба судебных приставов;Федеральная регистрационная служба

 

43. Федеральная  служба судебных приставов: структура,  задачи и полномочия

Задачи ФССП:обеспечение порядка деят-ти КС РФ,ВС РФ,ВАС РФ,судов общей юрисдикции,арбитражных судов;организует принудительное исполнение приказов и других правовых актов;управление тер-ными органами.

ФССП по отд.осн.направлениям деят-ти имеет 9управлений.Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта.Территоральным органом ФССП явл.Гл.управление ФССП.

Права:обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;применять физич. силу,спец.ср-ва и огнестрел. оружие в случаях и порядке, кот. предусмотрены ФЗ о судеб. приставах;проверять документы,удостоверяющие личность,у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;осущ.личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрыв. вещества, взрывные устройства, наркотич. ср-ва или психотропные вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Федеральная  регистрационная служба: структура,  задачи и полномочия

Федеральная регистрационная  служба (Росрегистрация) явл.федеральным органом исполнительной власти, осущ.функции в сфере:гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации некоммерческих организаций;гос-ной регистрации актов гражданского состояния;осущ.на тер-рии РФ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образ-ями и адвокатскими палатами;открывает и упраздняет гос-ные нотариальные конторы в субъектах РФ;наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;организует выдачу лицензий на право нотариальной деят-ти;удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физ.и юрид.лицами в компетентные органы иностр.гос-в; осущ.иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате; осущ.орг-ное и методическое рук-во деят-тью терр-ных органов, связ.с ведением реестров адвокатов субъектов РФ, выдачей удостоверений адвокатов, участием представителей терр-ных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ и реализацией иных функций, установленных законодательством РФ об адвокатуре.

 

45. Органы уголовно  – исполнительной системы Министерства  юстиции: система, задачи и  полномочия.

УИС состоит:из центрального органа УИС;тер-ных органов УИС;учреждений(исправительные колонии,воспитательные колонии,тюрьмы,лечебно-исправительные учреждения,СИЗО) и предприятий. Центральный орган УИС-Гл.управление исполнения наказаний Минюста РФ(ГУИН).

Осн.задачами деят-ти ГУИН явл.:обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деят-ти УИС; организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы;организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;обеспечение правопорядка и законности в учреждениях,исполняющих наказания в идее лишения свободы.

Осн.направления деят-ти органов УИС:осущ.содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах,а осужденных-в тюрьмах; произ-ная деят-ть; оперативно-розыскная деят-ть в следственных изоляторах и колониях; уголовно-процессуальная деят-ть;рассмотрение дел об административных правоотношениях.

 

46. Понятие безопасности. Система органов обеспечения  безопасности

Органами  обеспечения безопасности явл.:Вооруженные силы,органы ФСБ,ОВД,органы внешней разведки,органы законодательной,исполнительной,судебной власти и их высших должностных лиц,органы налоговой службы,ВВ,пограничные войска,органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в пром-ти,энергетике,на транспорте и с/х,службы обеспечения безопасности ср-в связи и инфо,органы таможни, ПО,органы охраны здоровья населения.

Создание органов безопасности, не предусмотренных законом, не допускается.

Каждый из этих органов  обладает собственными задачами и компетенцией. Они созданы для:отражения внешней угрозы (ВС,органы внешней разведки);отражения внутр.угроз (ОВД, ВВ);отражение как внутр.так и внешних угроз(ФСБ, таможенные органы)

Общее рук-во этими органами возложено на Президента РФ.Он возглавляет Совет безопасноти,совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутр.и внешней безопасности,контролирует деят-ть гос.органов обеспечения безопасности.

Основные  функции системы органов безопасности:выявление и прогнозирование внутр.и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности; осущ.комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и ср-в обеспечения безопасности;осущ.системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате ЧС; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами,признанными РФ.

Осн.принципами обеспечения безопасности явл.:законность;соблюдение баланса жизненно важных интересов личности,общества и гос-ва;взаимная ответ-ть личности,общества и гос-ва по обеспечению безопасности;интеграция с международными системами безопасности (ст.5 Закона). 

 

 

 

 

 

 

47. Совет безопасности  РФ: структура, задачи и полномочия

СБ РФ явл.конституционным органом,осущ.подготовку решений Президента РФ в обл.обеспечения безопасности. Сущ-е СБ закреплено в ст.83 Конституции РФ. Заседания Совета безопасности по закону 1992 года должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Решения СБ принимаются на его заседании постоянными членами СБ простым большинством голосов от их общего кол-ва и вступают в силу после утверждения председателем СБ (Президентом РФ).Постоянными членами СБ назначаются на персональной основе(а не по должности)6 человек: Президент (председатель СБ), Председатель Правительства,Секретарь СБ,министр иностр.дел,министр обороны, директор ФСБ. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения - протоколами.

СБ РФ-совещательный орган,осущ.подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности,общества и гос-ва от внутр. и внешних угроз,проведения единой гос-ной политики по обеспечению  нац.безопасности.СБ обеспечивает условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина,охране суверенитета РФ,её независимости и гос-ной целостности.

 

48. Органы Федеральной  службы безопасности: структура,  задачи и полномочия

ФСБ-федеральный орган  исполнительной власти.непосредственно  реализующий осн.направления деят-ти органов ФСБ,осущ в пределах своих  полномочий гос-ное управление в  сфере обечпечения безопасности РФ и координирующий деят-ть федеральных  органов исполнительной власти,имеющих  право на ее осущ..

Органы ФСБ образуют единую централизованную систему органов  ФСБ и пограничных войск,в которую входят: ФСБ РФ; управления(отделы) ФСБ по отд.районам и субъектам; управления(отделы) ФСБ в ВС РФ,влйсках и иных воинских подразделениях; управления(отделы) ФСБ по пограничной службе(пограничные органы).

Осн.задачи:1. Управление органами и войсками,а также организация их деят-ти;

2.рук-во органами ФСБ и подчиненными им подразделениями;

3.информирование Президента  РФ об угрозах безопасности;

4.выявление,пресечение и предупреждение разведывательной деят-ти спецслужб и организаций иностранных гос-в;

5.координация осущ.федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по осущ.собственной безопасности;

6.организация выявления,предупреждения,пресечения и раскрытия преступлений,осущ.досудебного произ-ва по которым отнесено к ведению органов и войск;

7.во взаимодействии с  органами внешней разведки добывание  и обработка в пределах своих  полномочийразведывательной инфо;

8.осущ.силами органов пограничной службы и пограничных войск мер по охране Гос-нойграницы РФ,тер-ного моря,континентального шельфа;обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деят-тью.

 

49. Органы внешней  разведки: система, задачи и полномочия 

Внешняя разведка РФ как совок-ть спец.создаваемых гос-вом органов-органов  внешней разведки РФ-явл.составной  частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности,общества и гос-ва от внешних  угроз с использ.опред.наст.ФЗ методов и ср-в.

Разведывательная деят-ть осущ.как самостоятельными,так и входящими в структуру др.федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ.

Осущ.разведывательной деят-ти возложено на:Службу внешней разведки РФ,Органы разведки Министерства обороны РФ,Органы разведки Федеральной пограничной службы РФ,Органы разведки ФСБ РФ.

Общее рук-во органами внешней  разведки РФ осуществляет Президент  РФ:определяет задачи разведывательной деят-ти;контролирует и координирует деят-ть органов внешней разведки РФ;назначает рук-лей органов внешней разведки РФ.

Надзор за соблюдением  законов органами внешней разведки осущ.прокуратура.

Целями (=задачи) разведывательной деят-ти явл.:обеспечение Президента РФ,ФС и Правительства РФ разведывательной инфо,необходимой им для принятия решений в полит,эконом,оборонной, научно-техн. и эколог.обл.;обеспечение условий,способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;содействие эконом.развитию, НТП страны и военно-техн.обеспечению безопасности РФ.

Полномочия:установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами,добровольно давшими на это согласие;осущ.мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деят-ти;взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осущ.контрразведывательную деят-ть,и федеральными органами гос-ной охраны РФ.

 

50. Федеральная  служба охраны: структура, задачи  и полномочия

ФЗ "О государственной  охране" 1996г.

Федеральные органы гос-ной  охраны входят в состав сил обеспечения  безопасности РФ,в них предусмотрена  военная служба.Рук-во ими осущ.Президент РФ (он создает, реорганизует и упраздняет федеральные органы гос-ной охраны,утверждает положения о них),а также Правительство РФ в пределах своих полномочий.

Среди осн.задач федеральных органов гос-ной охраны выделяются:прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов гос-ной охраны,осущ.комплекса мер по предотвращению этой угрозы;обеспечение безопасности объектов гос-ной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;защита охраняемых объектов;выявление,предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"