Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:19, шпаргалка

Описание работы

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы РФ», соотношение с другими юридическими дисциплинами. Содержание дисциплины "Правоохранительные органы РФ" включает в себя следующие разделы: основные понятия, предмет и определение дисциплины, законодательство о правоохранительном правосудие и его основные принципы; судебная власть (в т.ч. организация судебной системы РФ, различные суды,формирование судейского корпуса, Конституционный Суд РФ); деятельность по обеспечению функционирования судов и органы, ее осуществляющие; прокуратура и прокурорский надзор; органы,осуществляющие выявление и расследование преступлений; органы, оказывающие юридическую помощь.

Содержание

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
РФ», ее место в системе других юридических дисциплин.
2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».
Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
3. Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты. Основные
направления правоохранительной деятельности (общая характеристика).
4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
5. Понятие и признаки правосудия.
6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
классификация (система) принципов.
7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
судом.
8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
14. Презумпция невиновности.
15. Язык судопроизводства в РФ.
16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
17. Понятие судебной системы РФ и особенности ее построения.
18. Судебная система РФ (схема).
19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
взаимосвязь.
20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
пересмотр).
22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
инстанцией).
24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
компетенция.
25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
компетенция.
26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
структура, компетенция структурных подразделений.
27. Верховный Суд РФ: место в судебной системе, состав, структура,
компетенция структурных подразделений.
28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
военных судов, их состав и компетенция.
29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
30. Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, состав, компетенция.
31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ.
32. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной
системе, порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской
области.
44
33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
компетенция, особенности судопроизводства.
34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.
35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
37. Неприкосновенность судей.
38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
39. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.
40. Система органов и учреждений прокуратуры РФ (схема).
41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры и основные направления
деятельности органов прокуратуры РФ (общая характеристика).
43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
прокуратуры).
45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие.
46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
ограничения и лишения свободы.
47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
порядок их назначения на должность.
50. Правовой статус прокурора.
51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Виды оперативно-
розыскных мероприятий.
52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
53. Органы дознания и их компетенция.
45
54. Понятие адвокатуры в РФ и ее организация на федеральном уровне.
55. Организация адвокатуры на уровне субъектов РФ.
56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
57. Статус адвоката.
58. Понятие нотариата в РФ. Организация нотариата: Федеральная
нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов РФ.
59. Правовой статус нотариуса.
60. Судебные приставы: их виды и компетенция.
61. Полиция в РФ: назначение и организация полиции, права и обязанности
полиции.
62. Таможенные органы РФ: система и компетенция.
63. Федеральная служба безопасности РФ: система, компетенция (основные
направления деятельности).
64. Уполномоченный по правам человека в РФ: понятие, правовой статус,
компетенция.
65. Частная детективная деятельность в РФ: понятие, правовая основа, виды
сыскных услуг. Правовой статус частного детектива.
66. Частная охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды охранных
услуг. Субъекты частной охранной деятельности.

Работа содержит 1 файл

шпор 66.docx

— 128.88 Кб (Скачать)

В наст.время к федеральным органам гос-ной охраны указами Президента РФ отнесена Федеральная служба охраны РФ и СБ Президента РФ.

 

51. Федеральная  служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: структура, задачи и полномочия

Осн.нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических ср-в явл. ФЗ«О наркотических ср-вах и психотропных веществах».

Статья 1 Закона:«оборот наркотических ср-в»-оборот наркотических ср-в, психотропных веществ и их прекурсоров-есть культивирование растений;разработка, произ-во,изготовление,переработка,хранение,перевозка,пересылка,отпуск,реализация, распределение,приобретение,использование, ввоз на таможенную тер-рию РФ,вывоз с таможенной тер-рии РФ,уничтожение наркотических ср-в,психотропных веществ и их прекурсоров,разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ.

В соответствие со ст.41 Закона,противодействие  незаконному обороту наркотических  ср-в,психотропных веществ и их прекурсоров  осущ.Ген.прокуратура РФ,федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических ср-в и психотропных веществ.Звеньевая структура устройства системы органов наркоконтроля определяется федеративным устройством России и ее административно-терр-ным делением.Исходя из этого высшим звеном системы явл.Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.Правовую основы организации и деят-ти данной службы являет Указ Президента РФ. ФСКН России возглавляет директор,который имеет спец.звание «генерал полиции».В ФСКН России образуется коллегия в составе директора ФСКН России (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности,а также др.лиц.

Осн.задачами ФСКН России явл.:обеспечение контроля за оборотом наркотических ср-в,психотропных веществ и их прекурсоров и осущ.мер по противодействию их незаконному обороту;выявление,предупреждение,пресечение,раскрытие и предварительное расследование преступлений,а также осущ.произ-ва по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ;координация деят-ти федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ в сфере оборота наркотических ср-в;участие в разработке и реализации гос-ной политики в сфере оборота наркотических ср-в.

Полномочия  ФСКН перечислены 48 пунктами,первыми из которых явл.:осущ. координации деят-ти федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ по организации исполнения законодательства РФ о наркотических ср-вах,а также о противодействии их незаконному обороту;организация и осущ.разработки федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических ср-в,а также в обл.противодействия их незаконному обороту,участие в реализации этих программ;осущ.нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотических ср-в на основании и во исполнение Конституции РФ,федеральных конституционных законов и ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Налоговые органы: система и основные направления  деятельности

Налоговые органы РФ-контрольные  органы гос-ва в сфере финансово-эконом.деят-ти.

Высшим звеном системы  налоговых органов явл. Федеральная  налоговая служба(ФНС).находящаяся в ведении министерства финансов РФ. Нижестоящее звено-ее тер-ные органы:Управление ФНС по субъектам РФ; Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоптлательщикам; инспекции по районам.

Гл.задачами явл.контроль за соблюдением налогового законодательства РФ,правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и др.обязательных платежей; контроль валютного законодательства РФ.

Осн.функции их деят-ти:контроль за изданием министерствами и др. подразделениями нормативных документов,связ.с налогообложением;возврат излишнеуплаченных налогов;проведение проверок документов в министерствах,у граждан; обеспечение полного учета налогоплательщиков.

Основные принципы налогообложения: всеобщность и равенство налогообложения; обязанность учета фактической  способности налогоплательщика  к уплате налога; обоснованность; недопустимость произвольных налогов;обязательность определения в законе элементов налогообложения.

 

53. Таможенные органы: система и основные направления  деятельности

В систему таможенных органов  входят Гос-ный таможенный комитет  РФ (центральный орган федеральной  власти, осущ.непосредственное рук-во таможенным делом в РФ), региональные таможенные управления РФ, таможни РФ (их создает, реорганизует и ликвидирует Гос-ный таможенный комитет РФ),таможенные посты РФ (они создаются, реорганизуются и ликвидируются региональными таможенными управлениями).

Осн.функции:1.осущ.таможенное оформление и таможенный контроль;

2.взимают таможенные платежи,налоги,пошлины;

3.обеспечивают соблюдение  установленных запретов и ограничений  в отношении товаров,перемещаемых за таможенную границу;

4.обеспечивают защиту  прав интеллектуальной собственности;

5.ведут борьбу с контрабандой;

6.осущ.валютный контроль операций,связ.с перемещением товаров и транс.ср-в через таможенную границу;

7.осущ.информирование и консультирование в обл.таможенного дела;

8.проводят научно-исследовательские работы в обл.таможенного дела.

 

54. Органы дознания: система и основные направления  деятельности

Дознание-форма предварительного расследования, осущ.дознавателем(следователем),по уголовному делу,по которому произв-во предварительного следствия необязательно;

Дознаватель-должностное  лицо,которому начальник органа дознания поручает вести дознание.

В соответствии со ст.40 УПК органами дознания явл.:ОВД;Гл.судебный пристав РФ,Гл.военный судебный пристав, гл.судебные приставы субъектов РФ, их замы,старшие судебные приставы,ст.военные судебные приставы. А также по делам, отнесенных к их ведению:капитаны морских и речных судов,находящихся в дальнем плавании;рук-лей геологоразведочных партий и зимовок,удаленных от мест расположения органов дознания;главы дип.представительств и консульских учреждений РФ;Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;Начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов;Федеральные органы налоговой полиции;Органы Гос-ной противопожарной службы;Таможенные органы РФ.

Дознание отл.сжатостью срока,в теч.которого оно должно быть завершено(20 суток + при наличии уваж.обстоятельств еще 10 суток).На эти органы дознания при расследовании уголовных дел возлагается осущ.2групп дейсвий:1) дознание по уголовным делам,по которым произ-во предварительного следствия необязательно;2)выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым произ-во предварительного следствия обязательно.

Задачи органов  дознания:быстрое и полное раскрытие преступлений;обеспечение правильного применения закона для вынесения справедливого наказания;способствование укреплению законности и правопорядка.

ОВД-осн.универсальный способ дознания,так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел,как это сделано в отношении ост.органов дознания.

 

 

 

 

 

 

 

55. Органы предварительного  следствия: система и основные  направления деятельности

Следствие в  уголовном процессе-собирание и проверка доказательств,необходимых для выяснения обстоятельств,входящих в предмет доказывания.Вкл. предварительное следствие и судебное разбирательство.

Предварительное следствие-выяснение следователем совокупности обстоятельств,имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Судебное следствие-составляющая часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов  предварительного следствия составляют:следственные подразделения прокуратуры,ОВД,органов ФСБ, органов Госконтроля России

Функции следственных подразделений высшего и среднего уровней:предварительное следствие по наиболее сложным делам;оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства (методическая помощь, повышение квалификации следователей, разъяснение нового законодательства и пр.).На осн.уровне следственные подразделения создаются не всегда.

Задачи органов  предварительного следствия:быстрое и полное раскрытие преступлений;обеспечение правильного применения закона для вынесения справедливого наказания;способствование укреплению законности и правопорядка;выявление причин и условий,способствующих совершению престплений,принятие мер по их устранению.

 

56. Органы, осуществляющие  оперативно – розыскную деятельность: система и основные направления  деятельности

ФЗ "Об оперативно-розыскной  деятельности" 1995г.

-гласное и негласное  проведение оперативно-розыскных  мероприятий. 

-безвозмездное и возмездное  использование негласных осведомителей. 

-возможность использования  зашифрованных (поддельных) документов.

-право выплаты вознаграждения  лицам, сотрудничающим на конфиденциальной  основе.

-право конспиративного  использования помещений, зданий, сооружений.

-право гос-ной защиты  в необходимых случаях. 

-возможное освобождение  от уголовной ответ-ти лиц,  внедренных в орган-ную преступную группу, при совершении там преступлений, не повлекших тяжких последствий.

-право создания спец.конспиративных предприятий.

-обязанность обеспечения  безопасности сотрудничающих с  ними лиц. 

-обязанность выполнения  судебно-следственных поручений(а также поручений международных правоохранительных органов) по проведению отд.оперативных мероприятий.

-обязанность пресекать  использование преступниками техн.ср-в связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Нотариат: понятие,  правовая природа, система органов

Основы законодательства РФ о нотариате, утвержденные Верховным  Советом РФ, 1993г.

Нотариат-система органов,на которые возложено удостоверение сделок,оформление наследственных прав и совершение др.действий,направленных на юрид.закрепление прав граждан и юрид.лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

В состав нотариата входит:гос-ные нотариальные конторы, частнопрактикующие нотариусы,должностные лица,наделенные правом выполнять нотариальные действия(начальники исправительных колоний,СИЗО,гл.врачи больниц).

Осн.задачи нотариата: охрана прав и законных интересов граждан,гос-ных учреждений; охрана всех форм собственности; предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иныхсделок.Гл.задача-превентивное правосудие.

Гос-ные и частные нотариусы  могут совершать все нотариальные действия, которые дозволены им действующим  законодательством, составлять проекты  сделок, заявлений, изготовлять копии  документов и выписки из них, а  также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Также  им дано право истребовать от физ.и юр.лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Должность нотариуса учреждается  и ликвидируется соответствующим  органом юстиции совместно с  нотариальной палатой.Также опред.кол-во должностей нотариусов в нотариальном округе.Наделение нотариуса полномочиями произ-ся на осн.рекомендации нотариальной палаты Минюстом РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Увольнение нотариуса, работающего  в гос-ной нотариальной конторе,произ-ся в соответствии с законодательством о труде. Нотариус,занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на осн.судебного решения в случаях: осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;ограничения дееспособности или признания недееспособным; по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять проф.обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в др.случаях,предусмотренных законодательными актами РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Нотариальные  действия: понятие и виды

Нотариальные действия совершаются  только нотариусом,наделенным соответствующими полномочиями в установленном законом  порядке.Совершение нотариального действия может быть отложено на месячный срок в случае необходимости истребования допол.инфо или отправления документов на экспертизу.За совершением нотариальных действий могут обращаться граждане,их представители,представители юр.лиц,которые обязаны удостоверить свою личность(предъявив паспорт или заменяющие его документы),а представители также обязаны удостоверить свои права на осущ.представительства(доверенность).Документы, удостоверяемые в нотариальном порядке, зачитываются вслух и подписываются в присутствии нотариуса.Нотариус не вправе осущ.нотариальные действия на свое имя и от своего имени,на имя и от имени своего супруга,его и своих близких родственников. Контроль за деят-ью нотариусов возложен на:Суды (рассматривают жалобы по отказу совершения того или иного действия нотариусов или неправильное их совершение),Минюст РФ, его терр-ные органы(следят за исполнением проф.обязанностей нотариусов,работающих в гос-ных нотариальных конторах), нотариальные палаты (следят за исполнением проф.обязанностей нотариусов,занимающихся частной практикой) и налоговые органы (следят за исполнением нотариусами всех налоговых обязательств).

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"