Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:19, шпаргалка

Описание работы

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы РФ», соотношение с другими юридическими дисциплинами. Содержание дисциплины "Правоохранительные органы РФ" включает в себя следующие разделы: основные понятия, предмет и определение дисциплины, законодательство о правоохранительном правосудие и его основные принципы; судебная власть (в т.ч. организация судебной системы РФ, различные суды,формирование судейского корпуса, Конституционный Суд РФ); деятельность по обеспечению функционирования судов и органы, ее осуществляющие; прокуратура и прокурорский надзор; органы,осуществляющие выявление и расследование преступлений; органы, оказывающие юридическую помощь.

Содержание

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы
РФ», ее место в системе других юридических дисциплин.
2. Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ».
Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
3. Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты. Основные
направления правоохранительной деятельности (общая характеристика).
4. Судебная власть в системе разделения властей, признаки судебной власти.
5. Понятие и признаки правосудия.
6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
классификация (система) принципов.
7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
судом.
8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
14. Презумпция невиновности.
15. Язык судопроизводства в РФ.
16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
17. Понятие судебной системы РФ и особенности ее построения.
18. Судебная система РФ (схема).
19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
взаимосвязь.
20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
пересмотр).
22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
инстанцией).
24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
компетенция.
25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
компетенция.
26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
структура, компетенция структурных подразделений.
27. Верховный Суд РФ: место в судебной системе, состав, структура,
компетенция структурных подразделений.
28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
военных судов, их состав и компетенция.
29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
дел, система арбитражных судов, их состав, структура и компетенция.
30. Конституционный Суд РФ: место в судебной системе, состав, компетенция.
31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ.
32. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной
системе, порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской
области.
44
33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
компетенция, особенности судопроизводства.
34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.
35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
37. Неприкосновенность судей.
38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
39. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.
40. Система органов и учреждений прокуратуры РФ (схема).
41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры и основные направления
деятельности органов прокуратуры РФ (общая характеристика).
43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
прокуратуры).
45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие.
46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
ограничения и лишения свободы.
47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
порядок их назначения на должность.
50. Правовой статус прокурора.
51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Виды оперативно-
розыскных мероприятий.
52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
53. Органы дознания и их компетенция.
45
54. Понятие адвокатуры в РФ и ее организация на федеральном уровне.
55. Организация адвокатуры на уровне субъектов РФ.
56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
57. Статус адвоката.
58. Понятие нотариата в РФ. Организация нотариата: Федеральная
нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов РФ.
59. Правовой статус нотариуса.
60. Судебные приставы: их виды и компетенция.
61. Полиция в РФ: назначение и организация полиции, права и обязанности
полиции.
62. Таможенные органы РФ: система и компетенция.
63. Федеральная служба безопасности РФ: система, компетенция (основные
направления деятельности).
64. Уполномоченный по правам человека в РФ: понятие, правовой статус,
компетенция.
65. Частная детективная деятельность в РФ: понятие, правовая основа, виды
сыскных услуг. Правовой статус частного детектива.
66. Частная охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды охранных
услуг. Субъекты частной охранной деятельности.

Работа содержит 1 файл

шпор 66.docx

— 128.88 Кб (Скачать)

Большинство спец.принципов деят-ти ПО закреплено в Конституции России,конституциях и уставах субъектов федерации,однако некоторые сформулированы либо конкретизированы в др.нормативно-правовых актах.Признаки ПО:уполномочены законом и осущ.всю свою деят-ть в соответствии с ним;деят-ть их процессуально регламентирована и осущ.на основе соответствующих правил и процедур,нарушение которых ведет к дисциплинарной,административной или уголовной ответ-ти;лица,состоящие на службе в этих органах,должны иметь спец.подготовку;в процессе своей деят-ти они имеют право применять установленные законом меры гос-ного принуждения к лицам,допустившим правонарушение;обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Система ПО:судебные органы;прокуратура;ПО исполнительной власти;негос-ные организации.

Функции ПО:конституционный контроль;правосудие;судебный контроль;уголовное преследование;прокурорский надзор; исполнение судебных решений;охрана правопорядка и обеспечение безопасности;обеспечение правовой помощи;оперативно-розыскная деят-ть.

5. Судебная власть  в теории разделения властей.  Суд как орган судебной власти

Судебная власть характеризуется  след.осн.признаками:

1.судебная власть-вид гос-ной власти(одна из ветвей власти);

2.осущ.толкьо спец.гос-ными органами-судами(Фед.суд-орган гос-ной власти,который создается и упраздняется только Конституцией РФ и ФКЗ; Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ);

3.исключительность судебной власти(общие принципы организации и деятельности судов);

4.независимость,самостоятельность и обособленность власти(суды подчиняются только Конституции РФ и закону;судебная власть неделима,решение суда не требует дополнительного утверждения;

5.суды образуют обособленную  систему,организационно никому не подчиненную);

6.судебная власть осущ.путем судопроизводства(-форма реализации судебной власти)(что опредлено ст.118Конституции РФ и ст.5 Закона о судебной системе;виды судопроизводства:конституционный,гражданский,административный,уголовный,арбитражный(разновидность арбитражного и административного);

7.процессуальный порядок  деят-ти(явл.важной гарантией законности деят-ти судебной власти,обоснованности и справедливости судебных решений);

8.подзаконость судебной  власти(только Конституции РФ и ФЗ(ст.120 Конституции,ч.1,2 ст.5 Закона о судебной системе);

9.Обязательность постановлений  судебной власти;

10.народное представительство  в осущ.судебной власти(присяжные и арбитражные заседатели).

 

 

 

 

6. Правосудие: понятие  и признаки. Соотношение правосудия  и судебной власти

Правосудие-одно из осн.направлений правоохранительной деят-ти,которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению,обеспечению реализации,осущ.наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина,гос-ных и негос-ных организаций,должностных лиц.

Признаки:осущ.только судами и в соответствии с законом и только в надлежащей процессуальной форме(гражданского(арбитражного),уголовного судопроиз-ва и рассмотрения материалов,вытекающих из административно-правовых отношений,подведомственным судам); явл.осн.функцией судебной власти,осущ.судами общей юрисдикции,арбитражными судами,мировыми судьями; Заключительным актом правосудия явл.судебное решение,обладающее св-вом общеобязательности(после вступления в законную силу).

Важнейший элемент судебной власти-это правосудие-деят-ть судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел.

 

7. Принципы правосудия: понятие и система

Задачи,стоящие перед правосудием,решаются на основе его принципов,т.е. общих,руководящих,основных,исходящих правовых положений,определяющих организацию и деят-ть гос-ныхорганов,осущ.судебную власть.

Черты принципов:явл.руководящими положениями(обязательны для соблюдения);носят общий характер(закрепляют осн.направления деят-ти и организации судебных органов);образуют систему основополагающих положений(пронизывают все нормативное содержание правосудия).

Принципы:

1.законности(-исполнение всеми органами гос-ва,должностными лицами и гражданами требований закона);

2.осущ.правосудия только судом(суд явл.единственным органом,уполномоченным осущ.правосудие как особую форму гос-ной власти);

3.доступности судебной  защиты(право граждан защищать свои права и свободы всеми способами,не запрещенными законом);

4.осущ.правосудия на началах равенства всех перед законом и судом(единый суд для всех,всем участникам процесса предоставляются равные права защищать свои интересы);

5. участия граждан в  осущ.правосудия(народные заседатели-граждане РФ,наделенные правомочиями по осущ.правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофес.основе; присяжные заседатели-граждане РФ,вкл.в списки присяжных заседателей и призванные  в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела; арбитражные заседатели получили законодат.утверждение в ФКЗ «о судебной системе РФ» ст.8);

6.состязательности и равноправия  сторон(равное положение сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов);

7.обеспечения подозреваемому,обвиняемому и подсудимому права на защиту;

8,презумпции невиновности(невиновен пока его виновность не доказана);

9.независимости судей  и подчинение их К РФ и ФЗ;

10.открытое разбирательство  дел во всех судах;

11.национальный язык судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. История становления  российской судебной системы

В развитии российской судебной системы можно выделить 5этапов:

I этап– формирование судебной  системы в Древнерусском гос-ве:На начальной стадии развития гос-ности сущ.месть, которая с появлением гос-ва постепенно исчезает.Все судебные органы Древней Руси можно разделить на гос-ные и частные.Частными судебными органами явл.владельческий(право частных владельцев имений судить холопов и изгоев) и вотчинный суды,общины.Гос-ными судебными органами явл.: 1)князь;2)бояре;3)вече.

II этап–судебные органы  Московского гос-ва:судебные органы могут быть разделены на гос-ные(великий князь,боярская дума,судебные приказы),сословные и частные. Обл.судебные функции принадлежали провинциальным правителям(наместникам). В XVII в. судебные функции земских учреждений перешли к общинным судебным органам (городским и волостным судам).

III этап–судебные органы  в Российской империи:Судебная система Петра I:Высшей судебной инстанцией был император.След.судебная инстанция–Сенат,куда подавали апелляции по делам, рассмотренным юстиц-коллегией.Суду Сената подлежали за должностные преступления сенаторы и др.высшие должностные лица.Спец.высшим судебным учреждениям явл.юстиц-коллегия.Она была апелляционным судом по отношению к губернским надворным судам,а также рассматривала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.С 1719 г. были образованы надворные суды–первая и апелляционная инстанция для нижних судов.Наиболее важные дела о гос-ных преступлениях передавались в Преображенский приказ(политические преступления) и Тайную канцелярию(возмущениях,бунтах, гос-ной измены,заговорах против императора) или в Канцелярию тайных розыскных дел.

IV этап–судебная реформа  60-х гг.XIX в.:В 1864г.были утверждены судебные уставы, согласно которым водились коронный(23инстанции: первой явл.окружной суд(обычно каждая губерния составляла судебный округ),второй– судебная палата,объединявшая несколько судебных округов;.Апелляции на эти решения рассматривал Сенат,который явл.высшей кассационной инстанцией) и мировой суды.

V этап–советская судебная  система:Старые судебные учреждения стали упраздняться фактически сразу после Февральской революции1917г.,вместо них стали создаваться революционные суды. Судом второй инстанции для народных судов явл.Совет народных судей,состоявших из народных судей судебного округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Судебная система  России. Звено судебной системы.  Судебная инстанция.

Под судебной системой понимается установленная Коституцией и  принятым на ее основе ФКЗ совокупность судов различных уровней,организованных и действующих в соответствии с их компетенцией,с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Федеральный суд:Конституционный Суд РФ(высший орган судебной власти),суды общей юрисдикции,арбитражные суды.

Суды общей юрисдикции РФ,возглавляемые Верховным Судом РФ,вкл. федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в  субъектах относятся:верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды.

Систему военных судов  составляют окружные(флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Суды субъектов РФ вкл.:конституционные(уставные) суды и мировых судей(мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции)

Всю систему судов можно  разделить на три звена(звено судебной системы-суды,наделенные одинаковой компетенцией):основное,среднее и высшее.

Применительно к судам  общей юрисдикции:осн.звено-районные суды;ср.звено-верховные суды республик,краев,областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов;высшее звено-Верховный суд РФ.

Военные суды:осн.звено-гарнизонные военные суды;ср.звено-окружные(флотские) военные суды;высшее звено-Верховный Суд РФ(Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:осн.звено-арбитражные суды субъектов РФ;ср.звено-окружные арбитражные суды;высшее звено-Высший арбитражный Суд.

Судебная инстанция-структурное  подразделение,выполняющее ту или  иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.Различают рассмотрение дел по первой инстанции,кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции-рассмотрение дела по существу с целью осуждения илиоправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворение в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражным делам.

Кассационное разбирательство  осущ.в судах второго звена.

Аппеляционная инстанция-отменив  решение суда первой инстанции,этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

 

10. Конституционный  контроль: понятие и органы его  осуществляющие

Конституционный контроль-систем отношений между органами публичной  власти,при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.

Система субъектов конституционного контроля вкл.в себя:1.Органы публичной власти(Президент РФ,парламент,правительство,суды общей юрисдикции,арбитражный суды, Управомоченный по правам человека в РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);2.физ.лица.

Объектами конституционного контроля могут быть КЗ и ФЗ,нормативные  акты субъектов федерации, международный  договоры.С разных точек зрения конституционный контроль классифицируется по различным основаниям:а)по времени сущ-я:предварительный(акт проверяется до его вступления в силу) или последующий(распространяется в принципе на действующие акты);б)по содержанию:формальный(проверяется соблюдение конституционных условий и требований,относящихся к изданию акта,т.е.входило ли издание акта в компетенцию издаваемого органа,соблюдены ли процедурные требования при этом,в надлежащей ли форме издан акт) и материальный(имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции).

В России органом конституционного контроля явл. Конституционный суд РФ.Главная функция КС РФ:обеспечение конституционного контроля;осущ.проверку нормативных правовых актов,но не устанавливаются фактические обстоятельства,исследование которых отнесено к компетенции др.правоприменительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Конституционного  Суда РФ: структура, задачи и  полномочия. Решения Конституционного  Суда РФ

КС РФ состоит из 19 судей,назначаемых Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.Требования к кандидатам в судьи::гражданство РФ;достижение 40-летнего возраста;высшее юр.образ-е;стаж по юр.спец-ти не менее 15 лет;безупречная репутация;признанная высокая квалификация в обл.права. Лицо,назначенное на должность судьи приводится к присяге.Судьи назначаются на должность на 15 лет без права переизбрания.

Полномочия по след.категориям:1.по спорам о компетенции(между федеральными органами исполнительной власти;между органами гос-ной власти России и органами гос-ной власти ее субъектов;между высшими гос-ными органами власти субъектов РФ);2.о конституционности законов по жалобам и нарушение конституционных прав и свобод гражданин;3.толкование К РФ дается КС по запросам Президента РФ,СФ,ГосДумы,Правительства РФ,органов законодательной власти субъектов РФ;4.о даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам РФ"