Шпаргалка по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:06, шпаргалка

Описание работы

Раскрывает основные понятия общей теории государства и права, а также конституционного, трудового, семейного, финансового права.

Содержание

1. Конституционное право: Конституция РФ и её развитие.
2. Лицензирование отдельных видов деятельности.
3. Определение, предмет и методы правоведения.
4.Брак: порядок заключения и прекращения. Алиментные обязательства.
5. Источники(формы) права и виды права.
6. Содержание и виды административной ответственности.
7. Государство: определение, признаки, функции.
8. Трудовое право: предмет и источники
9. Формы правления и виды политических режимов
10. Трудовой договор: определение, виды и условия заключения.
11.Президент РФ и его конституционный статус.
12.Виды ценных бумаг и их правовой режим, юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг.
13. Судебная власть РФ
14. Правовое регулирование валютных отношений.
15. Сделки: понятие, формы и виды. Недействительные сделки.
16. Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
17.Понятие, признаки и виды правонарушений.
18. Коммерческая тайна.
19. Состав правонарушения
20. Государственная тайна.
21.Право собственности: понятие, виды, формы.
22.Обеспечение занятости высвобождаемых работников.
23. Семейное право: понятие, источники, принципы.
24. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
25. Основные договоры в хозяйственной деятельности.
26. Ответственность за нарушение налогового законодательства
27. Наследование: понятие и основание
28.Правовые основы финансового контроля.
29.Отрасль права: содержание и структура
30. Юридич.ответственность за экол-ие правонарушения.
31. Соотношение норм права и норм морали.
32. Административное право: определение, предмет и метод правового регулирования.
33. Гражданское право РФ: определение и признаки
34. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.
35. Понятие и виды юридической ответственности
36. Права человека: отечественная и международная практика.
37.Обязательства в гражданском праве: понятия, содержание и способы обеспечения.
38. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета.
39. Основные теории происхождения государства и права
40.Опека и попечительство

Работа содержит 1 файл

шпора право.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

 Государственная служба занятости предлагает работнику работу в той же или другой местности по его профессии, специальности, квалификации, а при ее отсутствии — осуществляет подбор другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей. При необходимости работник может быть направлен, с его согласия, на обучение новой профессии (специальности) с последующим предоставлением ему работы. 

23. Семейное право:  понятие, источники,  принципы.

Семейное  право — совокупность норм права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.

К основным принципам семейного права относятся:

признание брака, заключенного только в органах загс; добровольность брачного союза мужчины и женщин; равенство супругов в семье,

разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей;

приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи; принцип недопустимости ограничения прав граждан в семейных отношениях иначе как на основании ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. членов семьи и иных граждан.

Источники семейного права. В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К источникам семейного права относятся нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ. В их числе можно назвать Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ. 

24. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

В соответствии с Налоговым кодексом налоговыми органами в РФ являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации. Государственная налоговая служба (ГНС РФ)  -  система  федеральных  и территориальных органов государственного управления, осуществляющих контроль  за  соблюдением налогового  законодательства. Законодательство закрепляет следующие права  налоговых органов по контролю: производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе совместных предприятиях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать необходимые объяснения, справки и сведения, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, что определяется в установленном законодательством порядке; контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью; получать от предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а  также  от  граждан  с  их  согласия справки, документы, копии с них. Органы  ГНС РФ в процессе выполнения своих контрольных функций вправе применять меры принудительного воздействия: требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательской деятельности и контролировать их исполнение; приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов; изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов от налогообложения. При установлении правонарушений органы ГНС РФ вправе применять к налогоплательщикам - предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, на должностных лиц и граждан налагать административные штрафы. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов:  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы. В зависимости от экономич-го содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на: прямые, взимаемые непосредственно с доходов или   имущества налогоплательщика; косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги.

25. Основные договоры в хозяйственной деятельности.

Хозяйственный договор - это договор, устанавлив-й отношения, возникающие в сфере осуществления гражданами и юридич. лицами предпринимательской (хозяйственной) деятельности, его заключение либо непосредственно направлено на достижение поставленных перед ними целей, либо способствует их достижению.

По характеру  оформляемых договорами экономико-организационных  отношений можно выделить 6 основных групп договоров:

-договоры на передачу товара в собственность, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимат-их и хозяйств-х нужд (договоры купли-продажи, поставки, контрактации, поставки для государственных нужд);

-договоры на передачу товара во временное владение, пользование (договоры аренды, проката, лизинга);

-договоры на оказание посреднических услуг (договоры поручения, комиссии, агентирования и др.);

-договоры, содействующие хозяйственной деятельности (договоры перевозки, транспортной экспедиции, хранения, страхования, охраны, на проведение маркетинговых исследований, создание и распространение рекламы);

-кредитно-расчетные договоры (договор займа, банковского счета, кредитный договор, договор на расчетное обслуживание);

-договоры по выполнению работ в хозяйственной сфере (договор подряда, простого товарищества, охраны, по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, строительного подряда).

По  срокам действия: долгосрочные, которые заключаются на срок более трех лет, в них преобладают организационные элементы; среднесрочные договоры сроком до трех дет, в них организационные элементы уравновешены имущественными элементами; краткосрочные — сроком действия до одного года, в них преобладают имущественные элементы; разовые договоры, заключаемые на одну хозяйственную операцию, содержащие, как правило, имущественные элементы. 

26. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

Налоговая ответственность - это применение налоговых санкций  к субъектам налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами на основе норм Налогового Кодекса РФ. Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик  признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено им умышленно или по неосторожности.

Налогоплат-к  не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если: деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. Налоговые санкции устанавл-ся и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями НК РФ.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность  за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности). При совершении 1 лицом 2 и более налоговых правонаруш-й налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). 

27. Наследование: понятие  и основание

Под наследованием понимается переход имущества одного физического лица (наследодателя) в случае его смерти к другим лицам (наследникам) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Гражданское законодательство РФ устанавливает два основания наследования. В соответствии с ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию.

В качестве наследодателей могут выступать только физические лица. В качестве наследников могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Наследование по закону - это наследование на условиях и в порядке, указанных в законе и не измененных наследодателем. Права и обязанности наследодателя переходят к перечисленным в законе наследникам в соответствии с установленной очередностью.

Очередность регламентируется статьями в соответствии, с которыми наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.

Наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.

Если  нет наследников первой, второй и третьей очереди, право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей. Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого.

Наследование  по закону имеет место тогда, когда:

- не составлено завещания;

-завещана лишь часть принадлежащих умершему лицу прав и обязанностей;

-завещание  признано недействительным;

-наследник  по завещанию отказался принять  наследство,

- наследник  по завещанию умер раньше наследодателя,  при отсутствии другого назначенного наследника.

С момента  открытия наследства наследники приобретают  право наследования. Для принятия наследства требуется волеизъявление наследника. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

При наследовании по завещанию наследодатель сам в соответствии с законом определяет круг лиц, которые станут его правопреемниками, а также условия и порядок будущего правопреемства. Такое распоряжение наследодателя принадлежащими ему правами и обязанностями на случай своей смерти, сделанное в установленной законом форме, называется завещанием.

Если нет наследников  ни по закону, ни по завещанию, то имущество умершего считается выморочным и переходит к государству. 

28.Правовые  основы финансового  контроля.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

-БК РФ, федеральных и местных законов;

-постановлений Правительства РФ;

-приказов (постановлений, распоряжений) уполномоченных в сфере контроля органов государственной и местной власти;

-письменных разъяснений, изданных уполномоченными в сфере контроля органами власти в пределах их полномочий.

На федеральном  уровне методологическое руководство  государственным финансовым контролем возложено на Министерство финансов РФ. Полномочия соответствующих органов финансового контроля определены действующим законодательством.

Контроль законодательных (представительных) органов власти предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, а также представительных органов местного самоуправления на:

-получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

-получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов;

-утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета;

-создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов);

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"