Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по ТГП 1-51.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

В структуру метода любой конкретной отрасли права входят следующие элементы:

а) установление границ регулируемых общественных отношений; б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью; г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

В рамках теории государства и права существует множество различных методов правового регулирования, а также их сочетание. Однако целесообразно выделить следующие девять основных методов правового регулирования:

1. Императивный метод   это властное предписание, веление государства. Данный метод правового регулирования, к примеру, присущ уголовной отрасли права.

2. Диспозитивный метод   это известная альтернатива, возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Данный метод характеризует гражданскую отрасль права. 3. Метод дозволений, обязываний и запретов   это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регулирования, он характерен практически для всех отраслей права. 4. Субординация и властный приказ   это метод, который подразумевает под собой исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного аппарата для нижестоящих звеньев. Данный метод правового регулирования характерен для административного права. 5. Метод поощрений   это совокупность правовых средств, составляющих премиальную систему. Данный метод правового регулирования характерен для трудовой отрасли. 6. Метод автономии и равенства сторон   подразумевает под собой равное процессуальное положение участников судебного разбирательства, их самостоятельность. Данный метод правового регулирования характерен в целом для всех отраслей процессуального права.

7. Рекомендательный метод   это совокупность правовых разрешений, содействия и организационной помощи. Данный метод правового регулирования выражается в издании различного рода рекомендательных актов, советов, он характерен для сельскохозяйственного права. 8. Метод убеждения и принуждения   данный метод характерен практически для всех отраслей права. 9. Индивидуальный метод   подразумевает под собой установление самостоятельной юридической деятельности конкретного рода субъектов правовых отношений в рамках закона. Данный метод правового регулирования выражается в принятии ненормативных актов, заключении договоров, соглашений, сделок и т. д., он характерен для предпринимательского, торгового и других отраслей права. Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя. Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права   это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя. Следует помнить, что право в общем виде регулирует не все, а лишь какую-то большую часть общественных отношений, а именно   те общественные отношения. В результате попадания в рамки правового (юридического) поля данные общественные отношения становятся правовыми. Если бы основанием деления права на отрасли и институты являлся только лишь предмет правового регулирования, то отраслей права оказалось бы слишком много. Для разграничения необходим также и метод правового регулирования.

72. Отрасль права, подотрасль права. Правовой институт. Отрасль права - это наиболее крупная часть системы права,  представляющая собой совокупность правовых норм,  регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

Признаки  отрасли права:

- каждая отрасль  имеет   свой  предмет правового регулирования и свой метод правового регулирования;

- имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы;

- имеет свой особый юридический режим, регламентирующий правовое  положение  субъектов права,  устанавливающий способы реализации прав и обязанностей и государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную   реализацию правовых норм.

Подотрасль права по сравнению с отраслью права объединяет  меньшие группы правовых норм  и регулирует родственные общественные отношения. Например, предпринимательское право - это подотрасль гражданского права, налоговое право - это подотрасль финансового права.

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Институт права - это сравнительно небольшая устойчивая совокупность правовых норм. Правовые институты призваны регламентировать  отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни.  Институт  - составная часть, блок, звено отрасли.  В каждой  отрасли права можно  выделить  множество институтов.  Например, в уголовном праве - институт назначения наказания, институт освобождения от уголовной ответственности; в семейном праве - институт брака, институт усыновления, институт развода; в гражданском праве - институт  договора  купли-продажи, институт юридического лица, институт исковой давности и  т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи

друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.  Существуют комплексные сложные правовые институты. Это более  крупная  совокупность правовых  норм, имеющая в своем составе более  мелкие самостоятельные  образования,  называемые субинститутами. Например, институт поставки  в гражданском праве включает в себя институт штрафа,  неустойки,  ответственности.

73. Механизм правового регулирования: основные элементы МПР и их характеристика.  Механизм  правового регулирования - это  система правовых средств, организованных  наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов  права.  Цель механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Структура (стадии) механизма  правового регулирования: 1. Норма права. 2. Юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный  правоприменительный акт.3.Правоотношение. 4.Акты  реализации прав и обязанностей. 5.Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).  На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в  сфере права.  Это отражается в нормах права. На второй стадии происходит осуществление или   наступление жизненных обстоятельств, при которых начинаются правоотношения. Это есть юридический факт,  который используется в  качестве  "спускового крючка" для движения конкретных интересов   по  юридическому  "каналу". Однако в  жизни зачастую  для этого необходим не один,  а несколько юридических фактов (фактический состав), где один  из них должен  быть обязательно решающим. Например, право гражданина на получение высшего образования реализуется только  после  вынесения правоприменительного  акта в виде приказа о зачислении на учебу. На третьей стадии  наступает конкретная правовая  связь между субъектами, которая реализуется  через их субъективные     права и юридические обязанности, т. е. через правоотношения. На  четвертой  стадии  реализуются субъективные права и юридические обязанности. Здесь правовое регулирование   достигает своей цели - позволяет  субъекту удовлетворять свои интересы. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство,  при  помощи которого права и обязанности претворяются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Пятая  стадия  является факультативной. Она вступает в  действие тогда, когда беспрепятственная  форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному  интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения  в этом случае   уже связывается с  обстоятельствами негативного  характера, выражающимися в наличии либо реальной   опасности правонарушения, либо прямого  правонарушения.

74. Правотворчество как основное направление государственной деятельности: понятие, принципы правотворчества.  Правотворчество - это особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.  Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу  которых можно отнести следующие: демократизм, гласность, профессионализм, законность,           связь с правоприменительной практикой.

Рассмотрим эти принципы: 1)  демократизм -  характеризует степень участия  граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов  в обществе;                   2) гласность - означает открытость правотворческого  процесса  для широкой общественности; 3) профессионализм - заниматься подобной деятельностью  должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты  и др.; 4) законность - данная деятельность должна осу-ществляться в рамках и на основе Конституции и иных законов; 5) научность - в процессе  подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую,  политическую  и иную ситуации, объективные потребности развития  общества. Для  выявления этих параметров используются различные социально-правовые  эксперименты,  социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.

6) связь с правоприменительной практикой - без связи  с правоприменителем законодательный орган не будет  знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика выявляет все недостатки и  просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

75. Соотношение системы права и системы законодательства. Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают. Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента - гипотеза и санкция, диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие). Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства. Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

76. Систематизация законодательства, виды, субъекты систематизации законодательства. Систематизация законодательства -  это  постоянная  форма  развития  и упорядочения действующей  правовой  системы.  В  современных  цивилизованных государствах  имеется  значительное  число  нормативных  актов,  принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может  остановиться на определенном этапе, а все время находится в  движении,  развитии  в  силу динамизма социальных связей, возникновения новых  потребностей  общественной жизни, требующих правового регулирования. Инкорпорация - это сбор и объединение нормативного  материала в единые  сборники или  собрания в  определенном   порядке (алфавитном, хронологическом, по субъектам). 

При инкорпорации нормативный материал размещается полностью или частично в разного рода сборниках. При этом содержание актов не меняется, хотя форма изложения их сути  иногда  может меняться. При инкорпорации правовой акт изменяется не по  содержанию, а внешне: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также  содержащие явные  противоречия и т. п.

Юридическая сила   актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия. По субъектам,  проводящим инкорпорацию, различают официальную,  официозную (полуофициальную) и неофициальную  инкорпорацию. Официальная инкорпорация  проводится уполномоченными на то государственными органами. Официальная инкорпорация - это  способ опубликования  и переиздания действующих правовых норм. Следовательно, официальная инкорпорация  - это официальный  источник законодательства. Она бывает хронологической и предметной. Хронологическая официальная инкорпорация предполагает приведение нормативных актов  в  определенный порядок  в процессе их официального опубликования. Предметная официальная  инкорпорация - более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома  Собрания   действующих  нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по  предметному принципу со строго тематической направлен-ностью. Например, объединение нормативных актов, регулирующих государственное устройство, администра-тивную ответственность, отношения  в  той  или иной отрасли народного хозяйства.

Неофициальная инкорпорация проводится отдельными ведомствами,  научными и учебными заведениями,  частными лицами без специального поручения и контроля правотвор-ческого  органа. Поэтому  неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источника законодательства,  формы опубликования нормативных  актов.  На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Кодификация - наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, (как внешнюю, так и внутреннюю,)  переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. В результате кодификации существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются  основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например,  Конституция - это главный кодифицированный акт.  Кроме того, в Республике Казахстан в настоящее время действуют следующие кодексы - Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др. В кодифицированных актах объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Эти акты отличаются целостностью и устойчивостью. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено.Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относительности к одному виду деятельности (охрана природы, образование, охрана правопорядка и др.). Особенность консолидации в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

77. Кодификация и ее особенности. Виды кодифицированных актов. Кодификация - наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, (как внешнюю, так и внутреннюю,)  переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

В результате кодификации существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются  основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например,  Конституция - это главный кодифициро-ванный акт.  Кроме того, в Республике Казахстан в настоящее время действуют следующие кодексы - Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др.

В кодифицированных актах объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Эти акты отличаются целостностью и устойчивостью. Все текущее законодательство сориентировано на них и им соподчинено.

Отличительные черты кодификации:

1. Кодификация осуществляется только уполномоченными государственными органами и носит официальный характер.

2. В результате кодификации объединяются несколько  актов, различные нормы и создается  новый как по форме, так  и по содержанию правовой акт. Его текст подлинный, официальный, на него должны ссылаться правопримени-тельные органы.

3. Кодификация осуществляется периодически, в зависи-мости от накопления нормативного материала и объективной необходимости.

Различают отраслевую и специальную кодификацию.

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли  или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК  и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института  либо нескольких правовых институтов  (Водный кодекс РК, Горный кодекс РК, Лесной кодекс РК и др.).

78. Инкорпорация  и ее виды. Инкорпорация - это сбор и объединение нормативного  материала в единые  сборники или  собрания в  определенном   порядке (алфавитном, хронологическом, по субъектам).   При инкорпорации нормативный материал размещается полностью или частично в разного рода сборниках. При этом содержание актов не меняется, хотя форма изложения их сути  иногда  может меняться. При инкорпорации правовой акт изменяется не по  содержанию, а внешне: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также  содержащие явные  противоречия и т. п. Юридическая сила   актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия. По субъектам,  проводящим инкорпорацию, различают официальную,  официозную (полуофициальную) и неофициальную  инкорпорацию. Официальная инкорпорация  проводится уполномоченными на то государственными органами. Официальная инкорпорация - это  способ опубликования  и переиздания действующих правовых норм. Следовательно, официальная инкорпорация  - это официальный  источник законодательства. Она бывает хронологической и предметной.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"