Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по ТГП 1-51.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении

его в соответствующий правотворческий орган.

Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта

нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована

законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со

стадии реализации права законодательной инициативы. Оно принадлежит далеко не

всем субъектам права. В законодательстве строго очерчен круг таких субъектов.

Право законодательной инициативы не только в праве субъекта внести

законопроект в правотворческий орган, но и обязанность последнего принять его

к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в

повестку дня правотворческого органа.

Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно

проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции

проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания (по каждой идет

голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения,

предлагаемые в проект нормативного правового акта.

Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип

простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава

правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее

установленного особого большинства (например, в российской Государственной

Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа

депутатов).

Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого

процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе

государства для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить

принятый акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь принять, но в

прежней редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето.

Тогда глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и

обнародовать его.

Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества.

Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России,

существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия.

Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных

официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета".

54. Подзаконные НПА, их виды. Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. (законы подразделяются на конституционные и обыкновенные).

Подзаконные акты бывают:

Общие - принимаются высшими органами исполнительной власти (указы президента, постановления правительства), их действие распространяется на всех лиц в пределах территории страны.

Местные - принимаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (муниципалитет, мэрия, префектура и т.д.), и распространяются на всех лиц проживающих на данной территории.

Ведомственные - принимаются структурными подразделениями правительственных органов (министерства, ведомства, комитеты, департаменты и т.д.), и распространяются на ограниченную сферу общественных отношений ( таможенные, банковские, транспортные и т.д.).

Внутриорганизационные - издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.

55. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. действие во времени.

Действие во времени:

НПА начинают действовать с момента вступления их в силу:

акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

акт вступает в силу по истечении определенного срока после его

Акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или специальном акте о введении его в действие.

действие в пространстве.

Действие в пространстве определяется пределами территории. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространство в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, корабли в открытом море, летательные и космические аппараты в полете.

действие по кругу лиц.

Действие НПА распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории, за исключением иностранных граждан, пользующихся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства.

НПА могут распространять действие только на определенные категории граждан и должностных лиц ( военнослужащих, учителей, пенсионеров и др.) В таких НПА точно определяется круг лиц, попадающих под их действие.

56. Основные права личности в демократическом государстве: классификация. Юридические обязанности личности. В демократическом государстве гражданин является и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Граждане могут непосредственно, без учреждения социальных объединений, участвовать в политических отношениях. Выборы, референдумы, сходы и собрания, суд присяжных, обсуждение законопроектов, митинги, пикеты, уличные шествия, демонстрации и другие формы непосредственной демократии позволяют гражданам прямо и непосредственно, от своего имени, а не через социальное объединение реализовать неотъемлемое право на участие в политической жизни общества.

Социальный статус включает всю совокупность признаков, характеризующих индивида как личность, как участника общественных отношений.

Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение индивида в обществе. Если социальный статус представить как целое, то правовой статус - это часть социального статуса, регулируемая нормами права.По степени детализации правовой статус можно разделить на общий все индивиды, специальный отдельные категории граждан, например военные, государственные служащие, осужденные к уголовному наказанию и т.д., и индивидуальный правовой статус конкретного человека.

Общий правовой статус не зависит от конкретных индивидуальных особенностей человека. Равенство правового статуса всех индивидов, запрет дискриминации - это основополагающий принцип права в демократическом государстве.

Правовой статус личности опирается на правосубъектность - неотъемлемое от лица социально-юридическое состояние, включающее в себя:

Правоспособность - способность иметь права и нести обязанности;

Дееспособность - способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять свои права и обязанности;

Деликтоспособность - способность нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

57. Правовой статус личности. Понятие и виды правового статуса. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в  обществе. В основе правового статуса лежит фактический  статус, право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

Правовой статус   это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Он фиксирует фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Пpaвовой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса

Таким образом, правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями  и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе  права и наделения его при это особым качеством - праводее-способностью, после чего он может вступить в  соответствую-щие правоотношения, нести ответственность за свои  поступки.  Слово "статус" в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. Сердцевину, основу правового  статуса личности составляют  ее права,  свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашение в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Виды правового статуса:  а) общий, или конституционный статус гражданина; б) специальный или родовой, статус определенных категорий  граждан;  в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев; е) статус казахстанских граждан, находящихся за рубежом; ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, администра-тивно-правовой и т.д. з) профессиональные и должностные статусы (статус  депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных   условиях или особых регионах страны.

Общий правовой  статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений  по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий,  специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера  правоотношений, в которые они вступают,  других ситуаций. По общему правовому статусу можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.Специальный, или родовой, статус - отражает особенности положения определенных категорий граждан (пенсионеров, рабочих, крестьян, инвалидов и т.д.). Указанные слои, группы,        на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности,      предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус - фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа). Твердое знание каждым  своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - является признаком правовой культуры. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми  изменениями, которые происходят   в жизни  человека.

Правовой статус - сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом,

государством, коллективом, окружающими людьми.

58. Международные и национальные институты защиты прав человека. Соотношение права и морали: единство и различие. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в "золотом правиле": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения.

В теории права и государства соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуются: -нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения людей;    -универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными в системе социальных норм; -общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими как экономического базиса, так и идеологии, так и политики и других сфер человеческой деятельности. Различие между нормами права и морали: по происхождению - нормы права устанавливаются и (или) санкционируются государством, нормы морали формируются обществом, исходя из представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинства, бесчестии и т.д.  по сфере действия - нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом; по форме закрепления - правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах (законах, указах, постановлениях), а нормы морали содержатся в сознании людей;

по структуре  -  правовые нормы, как правило, состоят из трех элементов - гипотеза, диспозиции, санкция, в результате чего весьма детально предписывают, кто, что и как должен делать, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил и принципов; по способу обеспечения - реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены достаточно разнообразные (предусмотренные законом) виды наказания, в случае нарушения моральных норм - только лишь общественное порицание; Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"