Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по ТГП 1-51.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

28.Принципы организации и деятельности госаппарата в демократическом государстве.

При демократическом режиме права и свободы человека защищены и  гарантированы. Власть реализуется  в интересах  личности  и общества.Признаки демократического режима:а) население  участвует  в осуществлении государственной власти  посредством прямой (когда граждане  на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам собственной жизни) и представительной  демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);б) решения принимаются большинством с учетом интересов  меньшинства;в) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность  избирателям,  гласность;г) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;д) во всех сферах общественной  жизни доминирует закон;е) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и  гражданина;ж) политический плюрализм, в т. ч. многопартийность;з)  разделение  властей  и т.д.Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный. Антидемократическому режиму присущи следующие  особенности или признаки:а)  господство одной  политической партии;б) наличие одной официальной идеологии;в) как правило, господство одной формы собственности;г) сведение к минимуму или  ликвидация  каких бы то ни  было политических прав  и  свобод;д) резкое  расслоение общества по   сословным,  кастовым    и  другим  признакам;е) низкий экономический уровень сословных слоев народа;ж) акцент на  карательные меры и принуждение;з) агрессивность   во внешней политике и т.д.

29.Принцип разделения власти в устройстве государственной власти

Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения  политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную  народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества  путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой  системы органов и в специфических формах в виде  системы “сдержек и противовесов”.Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который  имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в  конституции, процессуальном законодательстве, являются  следующие принципы: презумпция невиновности, право  на защиту, равенство граждан  перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

З0.Парламент Республики Казахстан: структура, функции, способ формирования (в соответствии с Конституцией РК.)

Согласно Конституции РК, ее высшим представительным органом, осущ.законодательные функции,явл.Парламент РК.В Конституции,особо выделен принцип представительности.Этот принцип означает,что в РК реализуется демократическое самоопределение народа, в рез-те которого Парламент приобретает характер легитимированного собрания представителей народа.Данный принцип базируется на народном суверенитете.Конституция РК характеризует Парламент как орган,осущ.законодательные функции.По Конституции единственным источник гос.власти явл. Народ РК.Будучи законодательным органом,Парламент РК исполняет и некоторые ограниченные контрольные функции за исполн.властью.Такой контроль осущ.путем утверждения гос.бюджета,проверкой его исполнения,а также в использовании права отказывать в доверии Правительству.Согласно,Конституции РК Парламент состоит из 2 палат:Мажилиса и Сената.Мажилис представляет все население РК, а Сенат,который явл.»Верхней Палатой»,состоит из депутатов,представляющих областные маслихаты и Президента РК.Следовательно,Сенат,с одной стороны,представляет отдельные административно-территориальные образования и выражает региональные интересы и мнения,а с другой – представляет мнение Президента,как главы гос-ва.Вместе с тем,Сенат Парламента-гос.орган всей РК.Он одобряет законы,принимаемые Мажилисом,а также принимает решения,другие акты,которые адресуются не отдельным административным регионом,а гос-во в целом.В Парламенте палаты самостоятельно решают вопросы,относящиеся к их ведению,в соответствии с КонституциейРК.Ряд важнейших вопросов Парламент рассматривает на совместном заседании палат.К ним относятся:внесение изменений и дополнений в Конституцию,принятие конституц.законов,утверждение республиканского бюджета,проведение повторного обсуждения и голосования по законам,вызвавшим возражения Президента,делигирование Президенту законодательных полномочий,решение вопросов войны и мира и иные полномочия (ст.53КРК).Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат,создавая тем самым систему сдержек и противовесов в деятельности Парламента.Координационными органами Парламента являются бюро Сената и бюро Мажилиса,образуемые при председателях палат.Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом, в том числе наказом и поручением.Он голосует в Парламенте по своему убеждению.Депутаты приносят присягу.Депутат Парламента пользуется правом неприкосновенности и может привлекаться к юр.ответственности в порядке,предусмотренном КРК.Мажилис.К введению Мажилиса относятся рассмотрение проектов законов,подготовка предложений по возражениям Президента на законы,принятые Парламентом,объявления очередных выборов Президнетов и назанчения его внеочередных выборов,делегирование 2 депутатов в состав квалификационной коллегии юстиции,выдвижение обвинения против Президента РК в совершении гос.измены. Сенат. К ведению Сената относятся избрание и освобождение от должности по представлению Президента,председателя Верховного Суда,председателей коллегий и судей Верховного Суда,дача согласия на назначение Президента,генерального прокурора и председателя КНБ, досрочное прекращение полномочий местных представительных органов, рассмотрение вопроса об отрешении от должности Президента…Каждую палату возглавляет Председатель,избираемый депутатами из их числа,свободно владеющий гос.языком.Председатели руководят работой палат.

31.Органы исполнительной власти РК, способы формирования и компетенция.

Исполнительная власть представляет собой относительно-самостоятельную ветвь РК.Они явл. Органами гос.управления. Исполнительная власть внешне представлена системой органом гос.управления,к которым относятся:Правительство РК,Министерство,гос.комитеты,местные исполнительные органы,администрация гос.учреждений, предприятия. Органы исполнительной власти разарабатывают основные направления соц.политики гос-ва.Его обороноспособности,безопасности,обеспечение общественного порядка и организует их осуществление;организует управление гос.собственности;вырабатывают меры по проведению внешней политики и выполняет иные функции, возложенные законодательством Республики. В целом, эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Существенный признак исполнительной власти наличие в ее непосредственном введение ресурсов-правовых,экономических,технических,идеологических,организационных – ее предметный характер. Правительство РК осуществляет исполнительную власть РК, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Основы его правового положения, состав, порядок, формирование, определяется КРК, конституционным законом, законами и иными НПА РК. Министерство РК – центральный, исполнительный орган РК, осущ. руководство, соответствующей отраслью гос.управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством – межотраслевую координацию. Гос.комитет РК – центральный, исполнительный орган РК,проводящий соответственных отраслях гос.управления – единую гос.политику и осущ.в этих целях межотраслевую координацию.

32.Судебная власть. Способ формирования и полномочия.

Одно из ветвей гос.власти явл.судебная власть, призванная осущ.правосудие. Правосудие осущ.с целью рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, в основе которых лежит действительная или предполагаемое нарушение прав субъектов. Правосудие осуществляется от имени гос-ва специальными гос.органами – судами. Суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела в процессуальных формах, установленных законом. КРК закрепила принципы осуществления правосудия. Согласно КРК, судьями могут быть граждане республики, достигшие 25 лет, имеющие высш.юр.образование, имеющие стаж работы по юр.профессии, не менее 2-х лет. Дополнительные требования к судьям установлены Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «Судах и статусе судей в РК». Судами РК являются: Верховный Суд, местные суды. Учреждения специальных судов и чрезвычайных судов не допускается на территории РК образуется военный суд РК, военные суды объединений (армии соединений гарнизонов). Общее число военных судов устанавливается Президентом РК. Кол-во судей для каждого военного суда устанавливается министром юстиции.

33.Понятие политической системы общества.,структура и функции

Политическая система общества – это система  государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Такими институтами являются: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в той сфере общественной жизни, ядром которой являются завоевание, удержание и использование власти. Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы социальных  слоев. Ее характер определяется главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая  система.Основными субъектами политической системы общества выступают государство, политические партии и общественные движения.Государство занимает решающую роль в политической системе, поскольку государство обладает присущими ему специфическими признаками;– во-первых,  это способность к интеграции общества при  наличии  социальных различий вызываемой ими  борьбы интересов;– во-вторых,  государство –  это орган власти, правового принуждения,  активно использующий санкции  поощрения  и наказания за соблюдение или нарушение установленных  им  норм, правил организации общественных отношений;– в-третьих, правотворческая функция государства в обществе;  – в-четвертых, публичность государственной власти,  профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их  служащим полномочий на управление другими людьми;– в-пятых, специфичность и четкость границ полити-ческого пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ореол – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.

34.характеристика основных субъектов (элементов) политической системы.Эволюция политической системы РК

Основным субъектом политической системы также  являются политические партии.Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой ее модификации,  заключается:–  в осуществлении функции представительства интересов различных социальных  групп, общностей на  уровне общих интересов всей  социальной целостности;– в активной работе по интеграции социальной группы, входящей  в сферу политических  отношений;– в снятии ее внутренних противоречий.Партии  имеют свою программу,  систему целей, которые они  активно пропагандируют  и  защищают, более или менее  разветвленную  организационную структуру, накладывают  на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором  повышения  уровня организованности политической  жизни,  ее рационализации.Партии могут быть:– классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские);– национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне  специфические интересы  той или   иной этнической группы или конфессии; ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партия исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.);– проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо  социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа (экономическая партия,  партия мира  или  разоружения, земельной реформы  и  т.д.);– государственно-патриотическими, ориентирующимися на  мобилизацию представителей всех социальных слоев  и групп на обеспечение целостности и стабильности государства;– формирующимися вокруг популярности политической  фигуры и действующими как группы его поддержки;– так называемыми “гротескными партиями”, вроде “партии любителей пива”, видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, не претендуя на  власть.В движении, как правило,отсутствует жесткая центра-лизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей.Участником движения может быть любой человек,  поддерживающий  цель движения. В движении выбор форм собственного участия или поддержки его деятельности  более широк. В современных условиях в развитии политической активности наблюдается  тенденция  предпочтения  движений перед партиями, поскольку в партиях действует система отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические  проблемы решаются за счет активных усилий  именно движений  (экологические проблемы, борьба  за  мир, демократизацию  общества). Таким образом, главным субъектом политической системы является государство. Взаимоотношения государства и общественных организаций показывают, насколько общи их конечные цели и задачи, едины принципы построения и функционирования. Эти взаимоотношения строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение основного направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

35.Правовое государство:понятие,основные черты и признаки,разделение властей,как основной признак правового государства.

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую  защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:а) приоритета права;б) правовой защищенности  человека и гражданина;в) разделения властей;г) верховенства закона;д) единства права  и закона;е) взаимной  ответственности  государства и личности;ж) наличии гражданского общества;и) высокой правовой культуры и высокого уровня  правосознания общества;д) независимости судов;е) существование антимонополистических  структур.Цель правового государства – создание  условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения  политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную  народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества  путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой  системы органов и в специфических формах в виде  системы “сдержек и противовесов”.Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который  имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в  конституции, процессуальном законодательстве, являются  следующие принципы: презумпция невиновности, право  на защиту, равенство граждан  перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"