Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по ТГП 1-51.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в Казахстане.

Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола стороны исполнительной власти. 

   В последнее время появились также и смешанные президентско-парламентские республики, в которых правительство формируют совместно президент и парламент.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели.

18.             Президентская  республика и ее особенности.

Посмотри в предыдущем вопросе.

19.             Парламентская республика и ее особенности.

Посмотри в предыдущем вопросе.

20.             Территориальная организация государства: унитарные и федеративные государства, их особенности. Конфедерация.

Простое или унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами (Казахстан).

В унитарном государстве существует единая система  высших органов, единая система  законодательства, единая судебная система, единое гражданство и одноканальная система налогов.

Сложное государство – это такое государство, части   которого обладают той или иной степенью самостоятельности. К сложным государствам относятся империи,  конфедерации, федерации, содружества и сообщества.

Империи – это насильственно создаваемые сложные государства, составные  части которых зависят от верховной власти. Империи отличались  тем, что  у их составных  частей  никогда не  было единого государственно-правового статуса. Например, в истории существовала Римская империя, Британская империя и др.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый  для достижения определенных  целей  в пределах известного исторического  периода. Цели могут  быть разные,– и военная, и  экономическая,  и политическая.     То есть, это союз суверенных государств, образуемый  для достижения определенных целей (военных и  др.)– США  в    1776–1787 гг., СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее  время.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию,  остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь  собственное гражданство, системы органов   власти, управления и  правосудия.

Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими в той или иной степени суверенитетом. Федерация основана на  принципе  децентрализации.

В  федерации наряду с  высшими федеральными  органами  и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; в  федерации  используется двухканальная система налогов; одним из формальных признаков является наличие двойного гражданства. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-государственному принципу.

Содружество – это организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки касаются экономики, права, языка, культуры, религии. Члены  содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

Сообщество государств – это переходная форма к государственной организации общества.  В основе сообщества, как правило, лежит  межгосударственный договор,  который  в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество и эволюционирует в  сторону конфедеративного  объединения.

21.             Федерация как сложное гос-во. Устройство и особенности федеративного гос-ва.

Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими в той или иной степени суверенитетом. Федерация основана на  принципе  децентрализации.

В  федерации наряду с  высшими федеральными  органами  и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; в  федерации  используется двухканальная система налогов; одним из формальных признаков является наличие двойного гражданства. Федерации могут быть построены по территориальному либо по национально-государственному принципу.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного   суверенитета  субъектов   федерации.   Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Например, США состоят из 51 субъекта федераций-штатов, Россия – 89 субъектов федерации (республики,  округа, края и др.), Германия – более десятка  субъектов  федерации  – земель. При этом США и Германия представляют собой территориальную федерацию, Россия - национально-территориальная федерация.

22.             Конфедерация как форма объединения государств.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый  для достижения определенных  целей  в пределах известного исторического  периода. Цели могут  быть разные,– и военная, и  экономическая,  и политическая.     То есть, это союз суверенных государств, образуемый  для достижения определенных целей (военных и  др.)– США  в    1776–1787 гг., СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее  время.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию,  остаются субъектами международно-правового общения, продолжают иметь  собственное гражданство, системы органов   власти, управления и  правосудия.

Конфедерация  не  имеет  своих  общих  законодательных, исполнительных и судебных органов, не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе. Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Существует свободный въезд и выезд граждан  стран конфедерации без визового режима.

Как правило,  конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация, СНГ (Содружество независимых государств) в настоящее время.

23.             Понятие гос-политического режима: виды режимов (общая характеристика).

    Под политическим режимом понимается степень политической свободы в обществе, состояние правового положения личности, а также те методы и приемы, с помощью которых осуществляется государственная власть. Политический режим имеет огромное значение в жизнедеятельности той или иной страны. Так как изменение политического режима может привести к резкому изменению внутренней и внешней политики государства (даже при том, что форма правления и форма государственного устройства остаются без изменения).

    Содержание   политического   режима   составляют   способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической и иных областей деятельности государства. Политический режим характеризует не только государство, но и всю политическую систему: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, которые проявляются именно в сфере политической системы.

      Политический режим отражает уровень и формы развития демократии, политическую обстановку в стране в определенный период. Политическая система любого общества зависит от многих факторов - экономических, нравственных, исторических.

     Политический режим характеризуют следующие признаки.

1.    политический режим зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется  только  правовое  принуждение,  то  налицо прогрессивный, демократический режим. Когда лидируют методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, то есть антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2.    В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Бывает и такое, что в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

Политический режим бывает демократическим и антидемократическим.

При демократическом режиме права и свободы человека защищены и  гарантированы. Власть реализуется  в интересах  личности  и общества.

При антидемократическом  режиме власть  находится в руках реакции и осуществляется диктаторскими методами.

24.             Признаки демократического режима.

Признаки демократического режима:

а) население  участвует  в осуществлении государственной власти  посредством прямой (когда граждане  на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам собственной жизни) и представительной  демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

б) решения принимаются большинством с учетом интересов  меньшинства;

в) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность  избирателям,  гласность;

г) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

д) во всех сферах общественной  жизни доминирует закон;

е) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и  гражданина;

ж) политический плюрализм, в т. ч. многопартийность;

з)  разделение  властей  и т.д.

25.             Антидемократические правовые режимы: виды и основные признаки.

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, тоталитарный, авторитарный.

Антидемократическому режиму присущи следующие  особенности или признаки:

а)  господство одной  политической партии;

б) наличие одной официальной идеологии;

в) как правило, господство одной формы собственности;

г) сведение к минимуму или  ликвидация  каких бы то ни  было политических прав  и  свобод;

д) резкое  расслоение общества по   сословным,  кастовым    и  другим  признакам;

е) низкий экономический уровень сословных слоев народа;

ж) акцент на  карательные меры и принуждение;

з) агрессивность   во внешней политике и т.д.

26.Орган государства:понятие,признаки.

Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный  орган –  это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении  функций  государства и  наделенный для  этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых   являются должностные лица. Содержание госслужащих  возлагается на общество.Орган государства обладает властными полномочиями,  которые выражаются:– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;– обеспечении исполнения актов органов государства различными методами.Государственные органы классифицируются по различным основаниям:1. По  способу возникновения:а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы никакими  другими  органами не создаются;б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.2. По объему властных полномочий:а)  высшие (правительство);б)  местные (акимат).3. По широте  компетенции:а)  общей компетенции (правительство);б)  специальной компетенции (МВД).4. По принципу разделения властей:а) законодательные (парламент);б) судебные (суды);в) исполнительные (министерство юстиции и др.).5. По порядку принятия  решений:а) коллегиальные (парламент,  правительство и др.);б) единоличные  (президент, министерство юстиции и др.)

27.Понятие государственного аппарата ,структура,характеристика органов,составляющих гос.аппарат.

Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов. Принципы – это исходные идеи, требования, основы, которые определяют  основные подходы к формированию и функционированию государственных  органов.К ним относятся:1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и  защищать их;2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации  деятельности государственных органов;3) принцип разделения властей, который создает  механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов  и должностных лиц;4) принцип  законности, который  означает  обязательность   соблюдения всеми государственными служащими Конституции,  законов и  подзаконных  актов;5) принцип гласности, который обеспечивает информиро-ванность субъектов права о практической деятельности конкретных  государственных органов;6) принцип профессионализма, который создает   благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;7) принцип  сочетания коллегиальности и  единоначалия, который обеспечивает разумное  соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;8) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и  централизации в государственном управлении;9)  принцип  иерархичности, заключающийся  в том, что органы государства занимают в государственном аппарате  разные уровни.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"