Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по ТГП 1-51.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

Хронологическая официальная инкорпорация предполагает приведение нормативных актов  в  определенный порядок  в процессе их официального опубликования.     Предметная официальная  инкорпорация - более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома  Собрания   действующих  нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по  предметному принципу со строго тематической направлен-ностью. Например, объединение нормативных актов, регулирующих государственное устройство, административную ответственность, отношения  в  той  или иной отрасли народного хозяйства.

Неофициальная инкорпорация проводится отдельными ведомствами,  научными и учебными заведениями,  частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого  органа. Поэтому  неофициальные инкорпорационные сборники нельзя расценивать в качестве источника законодательства,  формы опубликования нормативных  актов.  На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

79. Формы реализации права. Понятие и виды.  Реализация как таковая представляет собой процесс перевода явления в иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достиже ния определенного результата. Применительно к праву этот процесс означа ет его перевод в качество правомерного поведения, использование свойств права для достижения социально полезного результата. Задача процесса правореализации   эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, макси мально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и ис черпывающе выполнять его требования. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов. Однако следует сразу же заметить, что этот тезис имеет прямое отношение лишь к предоставительно-обязывающим нормам, то есть к нормам, непосредственно регулирующим поведение, хотя они и составляют основной массив юридических норм. Специальные же (или специализированные) нормы (декларативные, дефинитивные, оперативные и др.) непосредственно поведением не реализуются: они реализуют свое предназначение через системные связи с предоставительно-обязывающими нормами, помогая им в регулировании поведения. В качестве форм реализации права в литературе традиционно выделяют использование, исполнение и соблюдение (обычные или ординарные формы) и особую форму реализации - применение правовых норм.

Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам ре-ализуемых норм и характеру правореализующих действий.

В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово "использование" говорит само за себя. Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, бла га, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как ак тивным поведением, так и пассивным.

В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие ак тивного поведения (действий).

В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пас сивного поведения (воздержания от действий).

Применение права представляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов и рассматривается как особая форма (см. следую щий вопрос).

Проблема методов (способов) реализации права   это проблема формиро вания у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и со блюдению юридических норм. Что касается использования как формы реали зации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Од нако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно со здавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

Отечественная юриспруденция советского периода традиционно отмечала два метода реализации права - метод убеждения и метод принуждения. Это идет от известного высказывания Ленина: "Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить".

Вообще-то праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в по буждении (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со сторо ны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальны ми и общественными интересами субъектов.

История общества и права знает два классических способа побуждения субъектов к реализации государственных велений - обещание награды и угро за применения мер принуждения. Проф. В.В. Лазарев отмечает, что правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагопри ятных последствий, а при осуществлении обязывающих норм, что требует за трат человеческих сил, государство обещает определенную компенсацию.

80. Применение права, основные стадии и требования к применению права. Применение права - это властная организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае, в результате которого выносится  индивидуально-правовой акт (акт применения  права).

Путем применения государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством  индивидуальных  актов;  б) охрану и  защиту права от нарушения.

Соответственно выделяются две формы применения  права: оперативно-исполнительная и  правоохранительная.

Признаки применения  права: 

1. Организующая властная деятельность государства и общественных организаций. Она связана  с особыми приемами  разрешения   жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство наделяет специальных субъектов властными полномочиями для осуществления такой деятельности. Это государственные органы, должностные  лица, общественные организации,   трудовые  коллективы.

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.

2. Применение права осуществляется   в  рамках конкретных правовых отношений. 

3. Деятельность  осуществляется  в особых, установленных процессуальным  законом формах. 

4. В результате правоприменения выносится индиви-дуальный правовой  акт (акт применения права).

Существуют следующие стадии применения права:

а) установление фактических обстоятельств дела;

б) установление юридической основы дела. Сюда относится подбор правовой нормы, проверка его подлинности, толкование нормы права;

в) принятие решения по делу.

Акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу. Акты применения права чрезвычайно разнообразны.

Виды актов применения:

1.              по субъектам, осуществляющим применение права:

а) акты государственных органов и общественных организаций;

б) акты главы государства - Президента РК;

в) акты органов управления;

г) акты органов правосудия;

д) акты органов прокуратуры;

е) акты коллегиальные и единоличные;

2. по форме правоприменительной деятельности:

а) исполнительные акты;

б) правоохранительные акты;

3. по форме внешнего выражения:

а) акты-документы - надлежаще оформленное решение конкретного органа, составленное в письменной форме. В основном, акты-документы состоят из четырех составных частей - вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

б) акты-действия - это действия субъектов правопри-менения, которые обладают властной силой и влекут юридические последствия (устные распоряжения  руководителя органа, жесты милиционера, осуществляющего регулирование  движения транспорта  и пешеходов).

4. по времени:

а)  акты однократного действия (наложение штрафа);

б) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

81.  Акты применения права. Понятие, виды. Акт применения нормы права это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результатеразрешения конкретного юридического дела.

Какими же основными признаками характеризуются акты применения норм права?

Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства.Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение дня всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого актагражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, наосновании которой он судим.

Во-вторых, акт применения это индивидуальный правовой акт.Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которыенаходятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям иимеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права кисточникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются. В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен. В-четвертых, акты применения норм права издаютсяустановленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы: 1)вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат; 2)описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

3)мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения; 4)резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Каждый правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

  акты представительных органов государственной власти;

акты исполнительных органов государственной власти;

акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);  акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

  на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);   на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

82. Пробелы в праве: понятие, причины возникновения и способы устранения.

В практике правоприменения возникают случаи, когда определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не урегулированы нормами права. Подобное состояние называется пробелом в праве.

Пробелы в праве это отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимой для решения вопроса, требующего правового регулирования.

Существуют следующие методы, способы преодоления, выполнения пробелов в праве:

1.Аналогия закона - применение в процессе применения сходной правовой нормы.

2.Аналогия права - решение конкретного дела на основе общих принципов права (гуманизм, справедливость, равенство перед законом и др.).

Аналогия закона и аналогия права должны применяться в исключительных случаях.

В уголовном праве аналогия права и аналогия закона   запрещаются, поскольку действует непреложный принцип "нет преступления без указания на то в законе", что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"