Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.

Содержание

1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности 
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей

Работа содержит 1 файл

Шконка.doc

— 983.00 Кб (Скачать)

В литературе приводятся следующие  определения юридических источников – это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В.И. Червонюк).

Виды источников (форм) права.

1. Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, правовой обычай – это обычай, признаваемый или допускаемый государством.

Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства.

2. Судебный прецедент – это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного  образца для последующих решений, т. е. играет роль нормы права.

Важно отметить, что для нижестоящих  судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение.

3. Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов.

4. Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера: 1) о компетенции; 2) о взаимодействии.

5. Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам.

6. Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах.

7. НПА – главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т. е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов.

 

31. Методологические подходы к  определению понятия нормативного  правового акта.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Можно выделить следующие  признаки нормативного правового акта.

Во-первых, нормативный правовой акт имеет волевое содержание, т.е. выражает волю органов государственной власти, иных уполномоченных органов, определенных социальных групп.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими законами правом издания нормативных правовых актов обладают органы законодательной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов Федерации, Президент Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Каждый  правотворческий орган имеет  право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д/) , закрепленного в Конституции или законе и только по тем вопросам, регулирование которых входит в компетенцию правотворческого органа.

Во-вторых, нормативный правовой акт имеет официальный характер. Правотворческая деятельность состоит в особом порядке подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Такой порядок содержится в Конституции Российской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры является обязательным условием законности нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт имеет специальную форму и определенную структуру. Так, в нормативном правовом акте должны содержаться наименование органа, лица, его принявшего, вид акта, название, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующая структура акта (главы, статьи, пункты), подпись уполномоченного лица.

В-третьих, в нормативных правовых актах содержатся общие предписания — нормы права, адресованные всем субъектам права.  Они распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, действуют постоянно и непрерывно, рассчитаны на многократное применение.

Существуют разные основания классификации нормативных правовых актов.

1. Одним из наиболее распространенных оснований является юридическая сила нормативного правового акта. Она зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает правотворческий орган, какова его компетенция и характер издаваемых актов. В соответствии с ней их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные (органические) и обыкновенные (текущие). К конституционным законам относятся Конституции, законы о поправках к Конституции, а также законы, на необходимость издания которых указывает сама Конституция. Обыкновенные законы регулируют текущие вопросы государственной и общественной жизни и принимаются в более простой процедуре, чем конституционные законы.

2. Нормативные правовые акты также можно классифицировать по уровням их принятия. В этом случае выделяются нормативные правовые акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также принятые в результате прямого народного волеизъявления – на референдуме или на собраниях, сходах граждан.

3. По степени обобщенности нормативного материала различаются кодифицированные акты (кодексы, уставы, положения, основы законодательства и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т.д.).

4. Существует классификация нормативных правовых актов в зависимости от их действия во времени:

— постоянные, т.е. действующие без  ограничения срока. Таковыми является большинство НПА;

— временные (например, вводящие чрезвычайное положение на определенной территории).

5. По действию в пространстве нормативные правовые акты делятся на применяемые:

— на всей территории России (например, Конституция);

— на территории субъекта Федерации (например, Конституция (устав) субъекта Федерации);

— муниципального образования (например, устав муниципального образования);

— в пределах организации (например, устав (положение) юридического лица).

6. По кругу субъектов выделяются:

— общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права;

— специальные, действующие в отношении  ограниченного круга субъектов (например, распространяющиеся на жителей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, военнослужащих и т.д.).

Все нормативные  правовые акты образуют систему, основанную на иерархической подчиненности, обеспечивающей формально-логическую непротиворечивость и согласованность правовых норм.

В соответствии с иерархией акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, и все они должны соответствовать Конституции. Акты вышестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности, вышестоящий орган не вправе осуществлять решение вопросов, входящих в компетенцию нижестоящих органов. Наиболее важные общественные отношения должны быть урегулированы только законом.

Акты нижестоящих органов могут  быть изменены или отменены только издавшими их органами или вышестоящими органами.

Следует заметить, что юридическая  сила, лежащая в основе иерархичности составляющих ее правовых норм, не сводится только к отношениям прямого подчинения актов нижестоящих органов соответствующим актам вышестоящих органов. Наряду со связями прямого подчинения между актами различной юридической силы непременно устанавливаются и в том или ином виде проявляются также связи координации, взаимодополнения, детализации содержания актов вышестоящих органов в актах нижестоящих органов.

 

32. Система нормативных правовых  актов в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правиламюридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку  принятия и юридической силе нормативные  правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Признаки нормативных правовых актов:

- нормативный характер

- это правовой акт

- является результатом правотворчества

- общеобязательность

- оформление в виде официального документа

- определённый порядок группировки правовых норм.

1. Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество.

По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие.

По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

2. Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

3. Нормативные договоры. Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

В России установлена  следующая иерархическая система  нормативных правовых актов:

1. Конституция России.

2. Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.

3. Законы: Федеральные конституционные законы, Кодексы и Федеральные законы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"