Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.

Работа содержит 1 файл

shpory_tgp.doc

— 583.00 Кб (Скачать)

3. В системе права  нормы права логически распределены  по отраслям, подотраслям и институтам. Как правило, нормы отраслей  права — строительный материал, из которого (в разном наборе и разном сочетании) складывается конкретная отрасль законодательства.

4. Система права складывается  из отраслей права, которые имеют свой предмет и метод правового регулирования, а система законодательства включает отрасли законодательства, у которых отсутствует метод регулирования, а предмет регулирования не всегда однороден, как у отраслей права.

5. Система права имеет  только отраслевое, горизонтальное строение, а система законодательства может иметь строение и горизонтальное (отраслевое), и вертикальное (иерархическое). В федеративных государствах существует законодательство

федерации и законодательство ее субъектов (вертикальное строение).

6. Первичный элемент  системы права — норма права  со своей структурой: гипотеза, диспозиция, санкция, а первичный элемент  системы законодательства — статья  закона, содержащая нормативное  предписание1, которое, как правило,  не имеет всех трех структурных элементов логической правовой нормы. Нормативное предписание нередко состоит только из гипотезы и санкции; диспозиция может содержаться либо в другой статье данного закона (отсылочный способ изложения), либо в другом правовом акте (бланкетный способ изложения). Законы, включающие нормы различных отраслей права, обеспечиваются санкциями, содержащимися в иных нормативно-правовых актах (например, законы о собственности, о предпринимательской деятельности и др.).

7. Система права формируется  объективно, в соответствии с существующими общественными отношениями, а система законодательства создаётся в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и потому включает субъективный момент.

 

98 Тенденции  развития системы права и системы законодательства в РФ

В числе тенденций  развития структуры (системы) права  можно назвать такие.

1. Процесс постепенного  накопления нормативного материала  и распределение его по структурным  блокам — институтам, отраслям.

2. Рост значения  правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм.

3. Возможное  развитие системы права в направлении  от современной структуры с  ее довольно прочными связями  между институтами и отраслями  к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности.

Тенденции совершенствования  законодательства выглядят следующим  образом.

1. Приведение  всего законодательного массива  в соответствие с Конституцией  РФ.

2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др.

3. Становление  новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий  между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации.

 

99 Понятие и  виды правовых институтов

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ- система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства

По связи с элементами системы права правовые институты  делятся на

- отраслевые - состоят  из норм одной отрасли права;

- комплексные - состоят  из норм различных отраслей  права.

По функциям права:

- регулятивные - проводят  регулятивную функцию права;

- охранительные - проводят  охранительную функцию права.

По способу обособления  юридических норм:

- предметные - относятся  к одному предмету регулирования;

- функциональные - обеспечивают "сквозное" регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений.

 

100 публичное  право и частное право

Публичное право - совокупность отраслей права, которые  регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес. Отраслям публичного права являются:  
- международное публичное право;  
- конституционное право;  
- административное право;  
- финансовое право;  
- уголовное и уголовно-процессуальное право и др.
Частное право - совокупность отраслей права, распространяющих свое действие на частных лиц и регулирующих:  
- имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, а также семейные отношения;  
- отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное  право и международное частное  право.

 

101 Правотворчество:  понятие, принципы, виды

Правотворчество — это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт. 

Принципы правотворчества:

1. Демократизм  правотворчества предполагает изучение  и учет поступивших при обсуждении  проекта замечаний и предложений,  их анализ и использование  в окончательной выработке текста  проекта.

2. Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

3. Профессионализм  правотворчества предполагает привлечение к такого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

4. Законность  правотворчества предполагает проведение  правотворческой деятельности только  на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.

5. Научный характер  правотворчества предполагает строгое  соблюдение правил юридической  техники, выработанных юридической  наукой.

6. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого корректируется работа правотворческих органов.

7. Своевременность  правотворчертва предполагает оперативное  создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений.

В Российской Федерации, учитывая субъектный состав органов  правотворчества, выделяют три вида правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общественных,  так   и республиканских);    санкционированное правотворчество;  народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов - это деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в структуре аппарата государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента,, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий), результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной  и общественной жизни. С его помощью  народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

 

102 Понятие  и стадии законотворчества в  РФ

Законотворчество - это вид государственной деятельности, посредством которого воля определенной, более или менее многочисленной, группы людей возводится в ранг закона и выражается в норме права в конкретном источнике права

1. Законодательная инициатива  — право компетентных субъектов  возбуждать перед законодательной  инстанцией вопрос об издании,  изменении или отмене закона.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ;Совет Федерации;члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ;Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.

3. Принятие закона. Федеральные  законы принимаются Государственной  Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

4. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования в течение семи дней после их подписания Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечение десяти дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

 

103 Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. 
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.

Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. 

 

104 Понятие  и виды инкорпорации нормативных  правовых актов

Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.

1. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на:

  • Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). 
  • Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.
  • Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.).

2. По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на

В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. 

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"