Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

 

Так, по способу воздействия на поведение лиц, по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные). Обязывающие нормы предписывают определенные активные положительные действия, связанные с исполнением обязанностей. Запрещающие нормы предписывают воздерживаться от какого-либо действия.  Уполномочивающие (диспозитивные) нормы наделяют субъектов определенной свободой распоряжаться предоставленными им правами, пользоваться или не пользоваться ими. Либо выбирать из нескольких вариантов предоставляемых возможностей. Такие нормы не предписывают определенных действий или воздержание от действий, а содержат лишь дозволение совершать определенные поступки. Подвариантом уполномочивающей (диспозитивной) нормы является восполнительная норма. Такая норма предоставляет возможность сторонам определить свои права и обязанности путем соглашения между ними, но указывает определенный, безоговорочный вариант их прав и обязанностей, который становится обязательным при отсутствии соглашения между ними, либо если стороны при заключении соглашения упустили некоторые существенные элементы соглашения. По характеру самого правого предписания нормы могут подразделяться на императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы предписывают строго определенные действия (бездействие) , точно очерчивают права и обязанности и не допускают отступлений от них по воле сторон. В этой форме выступают запрещающие и в значительной мере обязывающие нормы. Диспозитивно излагаются уполномочивающие нормы и частично обязывающие. По их роли в правовом регулировании правовые предписания могут быть разделены на конституирующие (нормы специального действия), регулятивные и правоохранительные. Конституирующие нормы сами непосредственно общественных отношений не регулируют. Они либо закрепляют направленность регулирования, либо закрепляют понятийный аппарат, либо выполняют функции управления. К этому виду норм, в частности, относятся: нормы -принципы (общие и отраслевые); дефинитивные нормы; отсылочные и бланкетные; коллизионные нормы. Норма-принцип устанавливает общие или отраслевые начала регулирования, его направленность. Например, закрепление принципа народовластия, принципа презумпции невиновности. Дефинитивная норма дает нормативное определение понятий, используемых в законодательстве. Например, определение понятия договора купли-продажи, займа, трудового договора (контракта). Отсылочная норма указывает на части и статьи нормативных актов (номера и названия), связанные предметом регулирования. Бланкетная норма (от слова бланк, незаполненный лист с официальными атрибутами учреждения) указывает на тот государственный орган, которому законодатель делегирует право принятия того или иного нормативного правового акта. Коллизионная норма указывает на то, какой закон должен быть применен к данному отношению, если речь идет о выборе между законами разных государств или между законами разных государственных образований на территории одного государства (например, федерации). Особенность коллизионной нормы с точки зрения ее структуры в том, что она состоит из двух элементов - объема (гипотеза) и привязки ( указание на то, какой закон должен быть применен в данном случае). В практике международных отношений сложились следующие типовые привязки:  а) личный закон (закон местожительства, гражданства); б) закон местонахождения вещи;  в) закон места заключения договора, совершения действия, деликта;  г) закон местонахождения суда, в котором рассматривается дело;  д) закон, которому по обоюдному согласию стороны решили подчиниться.  Регулятивные нормы - это нормы прямого, непосредственного действия. Это в основном нормы гражданского, семейного, трудового права. Правоохранительные нормы - это такие нормы, которые вступают в действие в случае, когда нарушены регулятивные нормы. Это в основном нормы уголовного , административного права. Выделяют также нормы материального и процессуального права. Нормы материального права непосредственно регулируют общественные отношения. Порождают, изменяют или отменяют субъективные права и обязанности. Нормы процессуальные предназначены для регулирования порядка деятельности органов государства, в том числе процедур рассмотрения вопросов по применению права. Например, они регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса. По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные ( действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении). Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

 

1.              Понятие нормы права

Норма права есть отдельная клетка единого организма — системы права.

Таким образом, признаки нормы права совпадают с признаками права:

а) непосредственно исходят от государства и им же охраняются;

б) общеобязательны;

в) взаимосвязаны, составляют многоуровневую систему;

г) регулируют общественные отношения, устанавливая права и обязанности участников.

2.              Строение нормы права

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — место, временя и другие обстоятельства, при которых действует правило поведения данной нормы.

Диспозиция — само правило поведения или деятельности.

Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения.

Соотношение нормы права и статьи закона

Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компакт­ного изложения текста закона.

В связи с этим на практике различаются:

а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трех элементов правовой нормы;

б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента.

Статья закона может содержать одну или несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона.

3.              Классификация норм права

По виду регулируемых общественных отношений
(по отраслям права):

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (дея­тель­ности);

в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

 

Задание 9.

 

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Действие во времени а) с момента принятия; б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие. в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; в) замены одного нормативно-правового акта другим актом. Закон обратной силы не имеет. Нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность. Исключения может быть- “переживание закона”, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц -он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Ис­ключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (гк, ук). Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

 

Задание 10.

 

Правовое отношение -- это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права. 

Правоотношению присущи следующие признаки:

 

1.         Правовые отношения возникают , прекращаются или изменяются только на основе правовых норм , которые порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают "работать". Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

2.         Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно       обладает правом и несет обязанность.

3.         Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе.

4.         Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

5.         Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.

 

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту воз­можность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью. Правосубъектность представляет собой общественно-юридическое свои-ство лиц: она имеет две стороны - общественную и юридическую. Общест­венная сторона правосубъектности выражается в том, что признаки субъектов права законодатель не может избирать произвольно - они диктуются са­мой жизнью, потребностями и закономерностями общественного развития. Юридическая же ее сторона состоит в том, что признаки субъектов права обя­зательно должны быть закреплены в юридических нормах. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособ­ность. Правоспособность - это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Дееспособность - это обусловленная правом способность своими собст­венными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридичес­кие права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Разновидностью дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения (деликты). Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой и специальной (например, правосубъектность юридиче­ских лиц).

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"