Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:27, доклад

Описание работы

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно.

Работа содержит 1 файл

Управление.docx

— 40.38 Кб (Скачать)

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

Социальное  управление

Социальное  управление — один из типов общего управления, исследованием которого занимается кибернетика. Управление — это, во-первых, целенаправленное воздействие на сложную систему, во-вторых, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними целей, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Сложной считается система, которая  состоит из ряда, как правило, разных элементов. Процесс управления имеет  место только в сложных динамических системах. Он необходим для устранения дезорганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних  возмущающих факторов, приведения системы  в соответствие с объективными закономерностями данной среды.

Управление неразрывно связано  с информацией. Для устойчивого  существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию. Связь и упорядоченность компонентов  целого достигается путем их информационного  взаимодействия, а также взаимодействия системы с внешней средой путем  передачи сведений об окружающей среде  и о самой системе. Информация передается в виде сигналов. Сигналы  несут в себе управляющее воздействие, которое заставляет систему перестраиваться  для совершения определенных действий. Благодаря информационному воздействию  даже малая доля энергии, содержащаяся в сигнале, часто влечет за собой  возникновение значительно большей. К информации система относится  избирательно, она реагирует лишь на определенные сигналы.

Существенным признаком управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды  и результата действия. Это необходимо, чтобы субъект управления получал  информацию о состоянии объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи. Благодаря  обратной связи в системе создается  замкнутая цепь каналов информации, система приобретает органичную целостность, способность противостоять  изменениям окружающей среды. Информация, поступающая по каналам обратной связи, дает возможность управляющему перенастраивать систему, вырабатывать новые и корректировать старые команды и т. д.

Наиболее общей целью управления является гомеостазис — обеспечение  динамического равновесия между  системой и средой, сохранение ее качественной определенности вопреки разрушающим  воздействиям, преодоление противоречий между элементами системы, системой и внешней средой. Усиливая или  ослабляя внутренние процессы, комбинируя их и т. д., субъект добивается сохранения системы и повышения уровня ее организованности.

В тех случаях, когда управление осуществляется изнутри органами, механизмами  и с помощью факторов, присущих самой системе, налицо самоуправление. Большинство социальных и биологических  систем самоуправляемы. В каждой из них можно выделить две подсистемы: управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления). Но многие из созданных людьми социальных и технических систем не являются самоуправляемыми (право, автомобиль и др.).

Социальное управление как особый тип управления представляет собой  воздействие одних людей на других главным образом с помощью  информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения  устойчивости, развития социальных систем. Необходимо назвать ряд его главных  особенностей.

1. Это управление людьми (отдельными  индивидами, группами, обществом в  целом), что является особым типом  взаимоотношений людей. 

Человек — общественное существо, он не может существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого  бытия является совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение — важное средство в борьбе за существование. Человеческий коллектив неизбежно принимает  форму определенной организации  для того, чтобы координировать и  направлять действия, регулировать отношения  между его членами, подчинять их единой общей цели.

Социальное управление может сводиться  только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством  воздействия на вещи, средством обеспечения  согласованной деятельности людей  в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект  управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит  в упорядочении другой деятельности.

2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля — регулирующая сторона  сознания, направляющая деятельность  человека на выполнение поставленной цели.

Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли —  необходимое условие согласованности  действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над  волей других, способность подчинять  чужую волю называют властью. Власть — это вертикальная, иерархическая  координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.

Кстати, понятия «власть» и «собственность»  очень близки. Собственность —  это пользование, владение, распоряжение продукцией овеществленной деятельности, власть над овеществленным трудом. А власть — это пользование, распоряжение действиями людей, живым трудом.

3. Высокая степень автономии,  самостоятельности, свободы воли  управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления: люди, коллективы, народы — обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей огромно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

В социальных системах возможно не только определенное соединение субъектов  и объектов управления, но и перемена их местами и социальными ролями.

Человек чрезвычайно многообразен, индивидуален, он является участником разнообразных общественных отношений, выполняет различные социальные роли, управляет техническими средствами, а в ряде случаев и людьми. Сознательное целенаправленное руководство не в  состоянии охватывать все проявления жизнедеятельности человека, а главное  — такая максимализация управления принесла бы большой вред, сковала бы общество, помешала бы развитию личности. В обществе управление сочетается с большей или меньшей самостоятельностью, автономией объектов. Конечно, степень самостоятельности различных людей (военных и гражданских, детей и взрослых) не одинакова, к тому же на нее оказывает влияние классовая структура общества. Но ни одному субъекту власти не удавалось и не удастся подчинить своему воздействию всю деятельность человека.

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как наука, искусство, стихийные  процессы (миграция, преступность и т. п.).

4. Управление людьми осуществляется  сознательно. В этом процессе  вырабатываются идеальные цели  и программы их осуществления,  сознательно создаются средства  выполнения программ (органы, системы  связи и т. п.). Цель биологической  системы — гомеостазис достигается  главным образом через приспособление  к окружающей среде. Социальное  управление во многих случаях  имеет целью совершенствование  системы, изменение ее качественных  особенностей, приспособление среды  обитания к своим потребностям.

5. Очень важно и то, что человечество  научилось накапливать и хранить  информацию вне индивида, передавать  ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими изготовлены технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки, принуждения и т. д. Специфика социального управления состоит и в использовании внегенетической, внеорганической системы средств сбора, обработки и передачи информации. В этой связи социальное управление характеризуется наличием индивидуальных устройств, т. е. специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).

Существуют разнообразные виды управления людьми. Оно всегда осуществляется в конкретных условиях. Управленческие отношения — один из видов общественных отношений, складывающихся под влиянием многих обстоятельств.

В зависимости от пределов властного  воздействия можно различать  управление государством, городом, сферой социальной жизни (обороной, здравоохранением, финансами и др.), предприятием и  т. д. По признаку собственности можно  различать государственное, муниципальное, частное некоммерческое и частное  коммерческое управление.

Понятие государственного управления

К определению понятия «государственное управление» можно подходить  с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная  деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. Классическая же дефиниция определяет управление как деятельность государства  или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия. Это так называемое негативное определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти (а также других органов исполнительной власти) и органов местного самоуправления, реализующих в определенном объеме функции государственного управления (для чего государство делегирует им необходимые полномочия).

Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой  передает, воспринимает и преобразует  регулирующие воздействия таким  образом, что они упорядочивают  общественную жизнь. Признаку системности  государственного управления в специальной  литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных  служащих и должностных лиц), принимающих  и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление  управленческих функций, ибо она  связывает в единое целое с  помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов  и объектов управления.

Все определения государственного управления содержат указание на его  главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства  на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы  и оказания на нее регулирующего  влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие  обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и  средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления:

  • управленческое воздействие опирается на силу государственной власти;
  • распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность);
  • системность.

Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление — это  властное упорядочивающее воздействие  субъекта управления (государства и  его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более  конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы  органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.

Теория административного права  выработала два подхода к определению  государственного управления, учитывающих вышеизложенные положения.

1. Государственное управление в  широком понимании — это регулирующая  деятельность государства в целом  (деятельность представительных  органов власти, исполнительных  органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в  широком смысле характеризует  всю деятельность государства  по организующему воздействию  со стороны специальных субъектов  права на общественные отношения.  Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.

Информация о работе Социальное управление