Соотношение религии и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:17, реферат

Описание работы

Наличие взаимосвязи между религией и правом очевидно.Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религи по своему объясняет реально существующий мири регулирует не мнимые а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретациичисто земных отношений между людьми религии не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы сувою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появились в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактическикаждая вновь возникшая религиозная сектавыступает как социально политическая ячейка, а система ее воззрений – это новая социально – политическая доктрина(которая немыслима без права), проявляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма,других религий.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

Введение

Наличие взаимосвязи  между религией и правом очевидно.Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религи по своему объясняет реально существующий мири регулирует не мнимые а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретациичисто земных отношений между людьми религии не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы сувою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появились в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактическикаждая вновь возникшая религиозная сектавыступает как социально политическая ячейка, а система ее воззрений – это новая социально – политическая доктрина(которая немыслима без права), проявляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма,других религий.

Качественно новым  этапом в усилении общественно –  политической роли религии стало  возникновение церкви – религиозной  организации, выступающей в качестве средств упорядочиванияотношений внутри религиозного объединения и его связей со светскими общностями и организациями.Заметим, что церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими социальному инт\ституту. ЕЕ элементами явлются: общее вероучение( идеология), религиозная деятельность ( культовая и внекультовая), церковная структура ( ситема управления жизнью, деятельностью, поведением верующих). В церкви действует система регулятивных норм и правил (религиозная мораль, каноническое право и др.).

По мере развития церкви усиливались ее политические функции. Постепенно власть церкви частично приобрела политичек4ий характер, так  как она стала претендовать на роль ысшего авторитета  в укреплении не только семьи, но и общественной морали, в соблюдении норм и правил, в которых заинтересованно все общество. Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти. Многие авторы анлизируя нынешнюю деятельность церкви рассматривают ее как один из влиятельных компонентов политической системы общества. Осуществляя эту  деятельность церкоь исходит из того, что людям нужны не только духовность и вера, но и религиозное обоснование их стремления к нормальному удовлетворению сугубо земных потребностей.

Выполнение указанных  общественных функций, как известно, невозможно без соответствующей  идеологии. Поэтому в деятельности любой церкви, особенно это характерно для католицизма, значительное место  отводиться разработке ее социально  – политической доктрины. При этом религиозные идеологи, опираясь насвященные книги и учения отцов церкви, исходят из возможности торжества социальной справедливости и гармонии уже в этой земной жизни. Социальное учение каждой церкви по своему формулирует конечную «земную» цель для миллионов верующих, движение к которой становиться смыслом их повседневной жизни. Тем самым обусловливается участие верующих во всех областях жизни светского общества, в том числе и в сфере политики. 

Соотношение норм права и религий.

В гражданском  обществе важное место отводиться духовно- культурной жизни. ЕЕ составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизньб государства и воспитание молодого поколения.

Как правило, в  настоящее время основы взаимоотношений  между церковью и государством в  гражданском обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это  означает, что государственные органы и должностные лица не вмешиваются  в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений,и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтральную позицию.

Согласно, например, ст 13 Конституции Греции, свобода советси нерушима. Пользование личными и политическими свободами не азвисит оот религиозных верований. Всякая признаваемая религия свободна, и ее культовые обряды осуществляются бесприпятственно и под охраной закона. Они не могут посягать на публичный порядок и добрые нравы.

В современном  обществе существует иттакой важный  духовно-культурный институт как религия. Ее влияние ощущается не только в духовной но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

Современное государство  строит свои  отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от госудщарства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможностьдобровольного религиохного образования.

Под свободой советси понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. Е. не верить в бога.Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религияи, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывалсь официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания  означает право человека на выбор  религиозного учения и бесприпятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержаниюуже является первой. В субъективном смысле, т. Е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно не означавет и право на существовоание всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии  соединяет со свободой мысли, включая  в нее « Свободу иметь или  принимать религию или убеждения  по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнеии религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору» 9ст.18).

Конституция РФ провозглашает: « Каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую религию илине исполведовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеджения и действовать в соответсвтии с ними» ( ст. 28). Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.

Но в ней  в завуалированном виде закрепляется право не толькр на атеистические убеждения, но и на теистическую пропаганду.( « распространять религиозные и иные убеждения»), что является явным отголоском прошлых лет. С содержательной токи зрения следует признать бесполезным упоминание о праве « не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положении самих религиозных объединений, их равенства преде законом, то основанием этого служит ст. 14 Конститукции.

Свобода совести  и вероисповедания подробно регламентируется Законом о свободе вероисповеданий  от 25 октября 1990г.Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено указывать в официальных документах отношение человека к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди – ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

Ряд положений  Закона посвящен проблемам религиозного воспитания. Так, право на свободу  совести признано за ребенком, а  родителям предоставлено право  обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Преподавание вероучений и религиозное воспитаниемогут свободно осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан – в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Закон устранил дискриминацию религиозных объединений, признав правомерным распространение вероучений непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и т. Д.), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения. Закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний,производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т. Д.

Определенные  гарантии свободы совести и вероисповедания  закреплены в Уголовном кодексе. Например, воспрепятствование осуществлению  этой свободы, сопряженное с насилием над личностью и рядом других обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом. Составом преступления признаны оскорбление чувств и убеждений верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение на них оскорбительных надписей и изображений (ст. 143 УК РФ).

В то же время  УК преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена  с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением от исполнения гражданских обязанностей или к  совершению противоправных действий.Речь идет о различных изуверских сектах и объединениях, все еще нелгально действующих в стране.

Коренное изменение  политики государства по отношению  к религии, происшедшее в последние  годы, возвращает России ее духовные силы. Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные  заведения. Тем самым создаются  материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских  свобод – свободы вероисповедания.

Распоряжением президента РФ от 24 апреля 1995 года создан Совет по  взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, а распоряжением от2 августа 1995 г. утверждено положение об этом Совете. Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовкупредложений для президента. Он обеспечивает взаимодействие Президента с религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции взаимоотношений государства ирелигиозных объединений. Специально оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных на свободе и невмешательстве государства в их внутреннюю деятельность.

Формы взаимодействия норм права и религии.

Результат, последствия  выполнений религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль,бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.

Роль религии  нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические  отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», « погрязшими во зле», «греховными», «противорячащими закону», « Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику , государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния  религии связана с ее местом в  обществе, а это место не является раз и навсегдаданным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации ( лат.sacer- священный) и секуляризации ( лат saecularis- мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, « вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные вне- религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.

Информация о работе Соотношение религии и права