Соотношение религии и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:17, реферат

Описание работы

Наличие взаимосвязи между религией и правом очевидно.Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религи по своему объясняет реально существующий мири регулирует не мнимые а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретациичисто земных отношений между людьми религии не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы сувою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появились в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактическикаждая вновь возникшая религиозная сектавыступает как социально политическая ячейка, а система ее воззрений – это новая социально – политическая доктрина(которая немыслима без права), проявляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма,других религий.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

Своеобразно воздействие  религии на общество, его подсиситемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно- национальных, региональных, мировых религий, а так же отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на «человека экономического», « человека политического», «человека морального», « человека художественного». Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных направлениях. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные ( индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии ( буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, последователя родоплеменной религии. По – своему развивалось исскуство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями.

Как уже было сказано, религия представляет собой  системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность иотношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозных областях. Функционирование назсанных элементов и связей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а заблуждения не способствовали преобразованию природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и идет создание и накопление материальной и духовной культуры – освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности,различных видов искусства. Но, с другой стороны определенные слои культуры отторгались, отталкивались – многие компоненты языческой культуры,  скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг в католицизма, ряд научных открытий,свободомыслие. Следует, конечно, учитыва и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.

Важно принимать  во внимание соотношение общечеловеческого  и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве  религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряд фактов. В религиозных системах отражаются, во –первых, такие отношения,которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данномутипу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкритических обществах; в –четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религимй – три, не говря уже о множестве народностно-национальных,региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компонентыобщечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие;религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях – история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая – то конкретная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены» за какой – то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в каокй мере она служит утверждению гуманистических ценностей.

Право и религиозные  нормы в РФ.

Религиозными  нормами называются правила, установленные  различными вероисповеданиями и  обязательные для верующих. Они содержаться  в религиозных книгах ( Ветхий завет, новый завет, Коран, Сунна , Талмуд, религиозные книги буддистов и т.д.), в решениях собраний верующих или духовенства ( постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права  были целые эпохи, когда многие религиозные  нормы носили юридическийхарактер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско- правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран(«арабский судебник») и Сунна- основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).

В наше стране до Октябрьского (1917г.) вооруженнолго восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью( «каноническое право»), был составной частью правовой системы. После отпадения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской  власти допускалось применение норм мусульманского права( шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее  время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с  действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантирую каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или  совместно  с другими любую религию или  не исповедовать никакой, свободно выбирать иметь и  распространять религиозные  и иные убеждения и действовать  в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные  дома, учебные заведения, культовое  и другое имущество, необходимое  для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических  лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический  характер.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право  заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют  возможность беспрепятственно совершать  религиозные обряды, связанные с  вступлением в брак, рождением  рпебенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского ссотояния либо других государственных органох, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные  праздники офоциально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, чтов светском государстве, где много религий, отмечающий разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующихъ и неверующих религиозные праздничные дни.

Заключение

Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально  экономического развития страны, историческими  традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моджелей таких взаимоотношений.

В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном  уровне  и в повседневной практике равнопрвие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических, нравственных традиций народа.

При тоталитарных и авторитарных режимах можно  выделить три основные модели отношений  церкви и государства:

А) государство  преследует по религиозным основания  верующих, как это было до 1967 г. в  Албании, и запрещает любые формы  религиозных проявлений;

Б)государство признает религию и церковь в качестве основы государственной власти ( Саудовская Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих странах признан государственной религией, а нормы шариата используются для регулирования различных сторон общественной жизни;

В)Церковь находиться в прямой конфронтации с государством, приводит антигосударственную компанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в латинской Америке в середине 60-гг.

Статус религиозных  объединений регулируется конституционным  и текущим законодательством. Большинство  конституций фиксирует отделение  церкви от государства, признает религию  исключительно частным делом  человека.

Вместе с тем  в отдельных странах, например, в  Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается особое положение религии и церкви. Англиканскую церковь в Англии и просветерианкую – в Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику.

Вол Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, последнее не признает и не субсидирует никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных  служб, запрещется проведение политических собраний.

Возможно существование  договорных отношений между государством и церковью, о чем говорит примет Италии. В этой стране отношения  между церковью и государством основываются на норме конституции и специальном соглашении. В ст. 7 Конституции этой страны призанется независимость и суверенность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г.

Однако в ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на религиозные оюъединения распространяется статус общественных объединений. 
 
 

Введение

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция  правового государства, с присущими  ему существенными признаками и  особенностями. Построение правового  государства является одной из важнейших  перспективных задач, так как  именно оно является, в современном  понимании идеальной формрй политической организации общества.Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в понимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государста и Права. Ноодновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Разновидностью  теории правового государства является концепция «господства права». Примечательно, что теория «господства права» и  концепция правового государства  питались, в общем то из одного уховного источника – философии Возрождения. Вместе стем романно-германская теория праваого государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение общественных отношений мыслилось только посредством позитивных законов. В русле этого правоинтерпретировалась как своеобразная дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как, воплощение определенного правопорядка.

Но все же, чтобы объективно определить в какой  степени существующее положениеприближено к истине, следует разобраться в том, какое местов современном обществе занимает право ( в его позитивном, т. Е. юридическом смысле).

В рамках данного  вопроса следует разобраться  в том, какая же роль отведена праву  среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы  соотносятся и взаимодействут между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.

Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных оьтношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов.Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении – об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.

Информация о работе Соотношение религии и права