Соотношение религии и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:17, реферат

Описание работы

Наличие взаимосвязи между религией и правом очевидно.Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религи по своему объясняет реально существующий мири регулирует не мнимые а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретациичисто земных отношений между людьми религии не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы сувою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появились в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактическикаждая вновь возникшая религиозная сектавыступает как социально политическая ячейка, а система ее воззрений – это новая социально – политическая доктрина(которая немыслима без права), проявляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма,других религий.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 55.10 Кб (Скачать)

Говоря о праве  можно обозначить, что право –  уникальный высоко значимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов  системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права  среди иных социальных регуляторов  имеет важное  значение для понимания его природы, определение возможностей и пределов регулятивного действия.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в  своей повседневной жизни.

Наиболее рано обособились в своей самобытности религиозные нормы, нормы обычаев  и морали.

Назначение религии  является выработка « смыслов», позволяющих  человеку так или иначе освоить  и определитьсвое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом « хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально  этических установлений – составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль , политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии :христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали о оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусльманское право. Это право указывает мусульманинусоответствующей религии ислама «путь следования». Шариат – совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права – родился в странах Востока. Источниками шариата является Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение  общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержаться например, в Библии – в заповедя Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудитьсяв течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещается убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско –католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

Внешне эти  нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в  известной мере формализованы и  содержательно определены; хотя в  значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированыв Библии, Коране, Сунне,  религиозных книгах буддистов; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качествеиллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками правапризнавались Устав Духовных Конссисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «торы» распространяются исключительно на лиц,исповедующих иудаизм., Корана – соответственно исповедующих ислам и так далее. Различны механизмы действия религии и права. В частности, релиииобосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкойна высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, « трансцендентное миру начало».

Влияние права  на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст.14), федеральный  закон « о свободе совести» гарантирует свободу совести  и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты , мусульмане, буддисты, иудеи.Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларции прав человека», итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопастности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России « Декларации прав и свобод человека и гражданина» говориться, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый вправе исповедовать любую религию или неисповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условиях соблюдения закона.

В тоже время  право не должно быть безучастно к  « причудливым» формам пользования  свободой совести и, в частности, к оккультным религиями тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем  «зомбирования» превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований.

ХХХХХ

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что право занимает особое местов системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.

Эволюция нормативно – правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально – экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствоание правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право от норм религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора является обеспеченность реализации его норм возможностью применеия мер государственного принуждения. Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым противореча интересам общества. Исходя из того, чтоправо имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объективнойнеобходимостью, тем более, что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами прав, что исключает возможность произвола со стороны государства.

Так же следует  сказать, что право, выражая общественную волю, т. Е. совокупность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, исключает возможность сущестувования различных вариантов интерпретации его норм, стараясь по возможности  внаибольшей степени их детализировать, чтобы исключить возможность ихразличного толкования. При этом все возникающие нюансы решаются посредством толкования содержания правовых норм компетентными органами, в которых работают квалифицированные юристы.

Необходимо отметит, что нормы праваотличаются общеобязательностью, то есть все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные  в актах государства правовые нормы носят формально-опредленный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются  компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющие все  стороны общественной жизни и  способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

Таким образом  право можно выделить, как особый, приоритетный регулятор, характеризующийся  рядом признаков, отличающих его  от от других видов социальных норм и делающих его на данный момент наиболее социально значимым.

 Список использованной  литературы:

  1. Алексеев С. С. Теория права. М. , 1993г.
  2. Конституция РФ
  3. Общая теория права и государства.// под ред. В. В. Лазарева. М. , 1997г.
  4. Общая теория права. / под ред. В. К. Бабаева. Н.-н., 1993г.
  5. Теория права и государства. / под. Ред. М. Н. Марченко. 1996г.
  6. Матузов Н. И. Право в системе социальных норм.// Общая теория права (курс лекций).Н.-н., 1993г.

Информация о работе Соотношение религии и права