Судебная система и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение понятия судебной власти, определение ее роли в современном обществе, место в системе разделения властей, организация судебной системы в Российской Федерации. Также мы рассмотрим признаки и функции судебной власти, структуру и составляющие элементы судебной системы.

Содержание

Введение ……..…………………………………………………………….…..….…..….…..
1. Судебная власть: понятие и место в системе разделения властей ….….…..….…..
2. Судебная система РФ. Принципы организации и деятельности судебной системы ………………………………………………………….....….…..….…..….…..…..
2.1. Порядок назначения судей ……………………………………….…...….……….
3. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации ……..….…..….…….
4. Система арбитражных судов в Российской Федерации …………….….…..….……
5. Конституционный Суд Российской Федерации …………………….….…..….…….
Заключение ……………………………………………………………………….…..….…..
Литература ……………………………………………………………………….…..….…..

Работа содержит 1 файл

Конституционное право России.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Таким образом, роль судебной власти в системе государственной  власти – это, с одной стороны, препятствие посягательствам на гражданские права и свободы. С другой стороны, верховенство судебной власти, как и любой другой государственной власти, чревато угрозой ее бесконтрольности и произвола. В этой связи совершенно верен тезис о том, что «судебная власть является одновременно как субъектом, так и объектом ограничений властных полномочий государства»8.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что судебная власть – это разновидность государственной власти, представляющая собой единую высокоорганизованную структуру, состоящую из разных судов (Конституционного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных, конституционных (уставных) субъектов Российской Федерации), их компетенций, взаимоотношений между ними.

 

 

 

2. Судебная система РФ. Принципы организации и деятельности  судебной системы

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы изложены в главе 7 Конституции Российской Федерации – «Судебная власть». Именно в этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации – Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Предоставление конституционного полномочия определить структуру судебной власти специальному федеральному конституционному закону представляет собой особенность законодательного регулирования устройства судебной системы в Российской Федерации. Учитывая особый порядок принятия федеральных конституционных законов, законодатель стремится таким образом укрепить стабильность созданной в Российской Федерации судебной системы.

Основополагающее значение для характеристики судебной системы  Российской Федерации имеет содержание и последовательность изложения  статей 125 – 127 Конституции Российской Федерации, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов Российской Федерации: Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение для определения структуры судебной системы в целом.

В судебной системе Российской Федерации различается многообразие структурных подразделений, которые характеризуются присущими им задачами, различными методами осуществления установленных законом функций. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой судебной системы.

Поэтому выделяются нижестоящие  и вышестоящие суды. Этими терминами 

обозначаются их различия в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Обеспечению этой общности служит закрепление Законом о судебной системе положений о единстве судебной системы Российской Федерации. Единство построения судебной системы заключается в закреплении в федеральном конституционном законодательстве главных условий образования и функционирования судебной системы.

К числу условий обеспечения  единства судебной системы относятся  его фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается  высшим законодательным актом страны – Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерацию». Нормативное регулирование основ судебной системы всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Закрепление в Конституции Российской Федерации и в названном Федеральном конституционном законе системы высших судов Российской Федерации придает необходимую стабильность ныне существующей системе судов.

Судебная система как  конституционное установление, представляющее совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с  их компетенцией и целями их деятельности, подразделяется на следующие подсистемы:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) суды общей юрисдикции  во главе с Верховным Судом Российской Федерации;

3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Таким образом, общая  система судебных органов Российской Федерации состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и включает:

а) Конституционную юстицию (Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации);

б) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих правосудие по гражданским и уголовным  делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции;

в) арбитражную юстицию.

Эти подсистемы различаются  по всем параметрам: порядком организации, компетенцией, структурой, регулированием деятельности, инфраструктурой обеспечения деятельности.

Конституционный Суд  Российской Федерации занимает особое место в судебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие Конституционного Суда – конституционный контроль. Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо от других ветвей государственной власти и иных подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках Российской Федерации и уставные суды в субъектах Федерации выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом Российской Федерации.

Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет  наиболее многочисленная и развитая подсистема территориальных судов  общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом Российской Федерации. Надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом Российской Федерации в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда Российской Федерации относятся верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Их организация и деятельность регулируется федеральными нормативно-правовыми актами.

В комплекс общих судов  включаются занимающие особое место  в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей  юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду Российской Федерации. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов как первого звена, окружных (флотских) судов второго звена. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд Российской Федерации в лице его Военной коллегии.

Арбитражная юстиция  включает федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации. 10 федеральных арбитражных судов округов составляют суды второй инстанции, деятельность арбитражных судов определяется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Необходимость создания в Российской Федерации достаточно разветвленной, хотя и единой судебной системы объясняется помимо значительной протяженности ее территории наличием ряда иных факторов.

Во-первых, это необходимо, чтобы суды, как государственные органы правосудия, были организованы в соответствии с национально-государственным устройством Российской Федерации и административно-территориальным делением ее субъектов в целях максимального приближения органов судебной власти к населению, чтобы обеспечить доступность правосудия для судебной защиты прав и свобод граждан.

Во-вторых, существование  взаимосвязанных судебных органов  и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределения компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений. Поэтому суды отдельных звеньев судебной системы уполномочены на рассмотрение определенного круга дел, отнесенных к их юрисдикции законом, т. е. в зависимости от подсудности, которая может определяться территориальными, предметными и персональными признаками.

В-третьих, создание системы  судебных органов, включающей различные инстанции, продиктовано необходимостью обеспечить условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом9. Ступенчатость построения судебной системы (в частности, наличие двух инстанций) позволяет проверять законность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения по гражданскому делу вышестоящим судом, осуществляющим надзор за судебной деятельностью нижестоящего суда.

В-четвертых, судебные органы при осуществлении правосудия не должны быть разобщены. Деятельность каждого суда, выступающего в качестве самостоятельного и независимого органа правосудия при рассмотрении конкретных дел, должна согласовываться с основными принципами государственной и общественной жизни, обеспечивать единообразное понимание и применение законов Российской Федерации.

Для достижения этой цели система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным Судом Российской Федерации, а система арбитражных судов – Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на установление единообразного и правильного применения судами федерального законодательства.

Отмеченные характерные признаки судебной системы получают свое отражение и организационно-процессуальное проявление в понятиях о судоустройстве, именуемых «звено судебной системы» и «судебная инстанция». В соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением общие суды подразделяются на звенья. Содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам и характером выполняемых ими функций. Суды, составляющие определенное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Так, в Российской Федерации  система судов общей юрисдикции состоит из трех звеньев:

1) основное звено – районные суды;

2) среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено – Верховный Суд Российской Федерации.

Мировые судьи по мере образования их участков, дополняют основное звено.

Характерным признаком  системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между структурными подразделениями одних и тех же судов.

 Под судебной инстанцией  понимается судебный орган в  целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в порядке осуществления контрольного судопроизводства.

 По действующему  законодательству о судоустройстве  все суды по своей компетенции  делятся на:

1) суды первой инстанции,  имеющие право рассматривать  дело по существу с вызовом  обвиняемого, потерпевшего, истца,  ответчика, свидетелей и выносить  приговор или решение. Судами первой инстанции являются суды всех перечисленных ранее звеньев;

2) суды второй инстанции  рассматривают кассационные жалобы и представления на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу. К таким судам как судам вышестоящим относятся суды республик, краевые, областные суды и равные им. Районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района и является апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Информация о работе Судебная система и судебная власть