Судебная система и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение понятия судебной власти, определение ее роли в современном обществе, место в системе разделения властей, организация судебной системы в Российской Федерации. Также мы рассмотрим признаки и функции судебной власти, структуру и составляющие элементы судебной системы.

Содержание

Введение ……..…………………………………………………………….…..….…..….…..
1. Судебная власть: понятие и место в системе разделения властей ….….…..….…..
2. Судебная система РФ. Принципы организации и деятельности судебной системы ………………………………………………………….....….…..….…..….…..…..
2.1. Порядок назначения судей ……………………………………….…...….……….
3. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации ……..….…..….…….
4. Система арбитражных судов в Российской Федерации …………….….…..….……
5. Конституционный Суд Российской Федерации …………………….….…..….…….
Заключение ……………………………………………………………………….…..….…..
Литература ……………………………………………………………………….…..….…..

Работа содержит 1 файл

Конституционное право России.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Завершающим актом наделения  кандидата полномочиями судьи является принесение присяги. Судьи всех судов, впервые назначенные на должности, дают следующую предусмотренную Законом о статусе судей присягу: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Для судей Конституционного Суда Российской Федерации установлен иной текст присяги с учетом специфики осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более»17.

Установленный в статье 128 Конституции Российской Федерации порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. Эти судьи «назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации»18.

В соответствии с этим предписанием федерального закона, законодательные акты, принятые в последние годы в субъектах Российской Федерации, в большинстве своем предусматривают в принципе именно такую процедуру – мировые судьи подлежат назначению законодательными (представительными) органами путем проведения голосования по каждой представляемой на их рассмотрение кандидатуре. Различие в процедурах заключается, пожалуй, лишь в том, как должна вестись подготовительная работа, кто уполномочен вносить официальные представления, с кем следует согласовывать кандидатов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система судов  общей юрисдикции в Российской  Федерации

В Российской Федерации  система судов общей юрисдикции построена с  учетом федеративного устройства страны и административно-территориального деления. В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации» суды общей юрисдикции состоят из следующих звеньев:

Верховный Суд Российской Федерации;

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов  федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

районные суды;

военные суды и специализированные федеральные суды;

мировые судьи.

Структура ныне действующего Верховного Суда Российской Федерации: Пленум, Президиум, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, административная коллегия, кассационная палата. Верховный Суд Российской Федерации связан с нижестоящими судами только процессуально-правовыми отношениями. Согласно ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Им осуществляется судебный надзор за их деятельностью, и даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Вопросами обеспечения деятельности судов занимается Судебный департамент при Верховном Суде РФ, созданный на основе Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Согласно ст.102, п. «ж», 128 Конституции Российской Федерации и ст.13 ФКЗ     «О Судебной системе Российской Федерации» формирование Верховного Суда Российской Федерации имеет следующий порядок:

Председатель назначается  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ на основании заключения Квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ на основании представления Председателя Верховного Суда РФ и заключения Квалификационной коллегии.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия действуют в качестве суда первой инстанции и вправе рассматривать дела, по которым судебные постановления вступили в законную силу.

Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе трех судей. Решения, принятые Верховным Судом РФ по первой инстанции, могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и в надзорном порядке.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов обладают одинаковой компетенцией. В их ведении находится рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских и уголовных дел, и они выступают в качестве второй инстанции при проверке по кассационным жалобам и кассационным протестам, поступившим из районных судов. Кассационный пересмотр осуществляют судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Пересмотр дел в кассационном порядке производится президиумом. В состав президиума входят председатель суда, заместители председателя и ряд судей. Президиум имеет нечетное количество членов в своем составе. В кассационном порядке пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, в надзорном порядке – вступившие в законную силу.

К компетенции районных судов отнесен пересмотр судебных решений, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке. Специфика апелляционного производства состоит в том, что в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке, он предполагает возможность нового рассмотрения дела с личной явкой участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств и вынесением нового решения. К компетенции районных судов относится также рассмотрение жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан на стадии предварительного расследования преступлений.

Согласно ст. 6 федерального закона РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с Законом «О мировых судьях» субъекты Федерации, определяя порядок наделения мировых судей полномочиями, вправе предусмотреть:

а) избрание их законодательным (представительным) органом;

б) назначение тем же органом;

в) избрание населением соответствующего участка.

Наделение мировых судей  полномочиями регламентируется не только законом о мировых судьях, но и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 30 тыс. человек. Количество судебных участков и, соответственно, число мировых судей определяется по законодательной инициативе субъектов Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, и устанавливается федеральным законом.

Поскольку мировые судьи  являются судьями субъекта Федерации, постольку порядок их назначения на должность отличается от порядка  назначения на должность федеральных  судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной власти определяет порядок назначения на должность мировых судей. В аппарат мирового судьи, обеспечивающий его работу, входят: помощник мирового судьи и секретарь.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;

дела о выдаче судебного приказа;

дела о расторжении  брака, если между супругами отсутствует  спор о детях;

дела о разделе между  супругами совместно нажитого имущества;

иные дела, возникающие  из семейно-правовых отношений, а исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающего 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления;

дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

дела об определении  порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья рассматривает  дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Специфика деятельности, особенность преступлений, правонарушений совершаемых в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, сделала необходимым создание системы военных судов.

Военные суды создаются  с учетом структуры Вооруженных  Сил Российской Федерации по территориальному принципу – по месту дислокации войск и флотов. Являясь органами правосудия, военные суды выполняют единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных Сил Российской Федерации проявляются как поддержание законности и установленного порядка несения воинской службы.

Систему военных судов образуют: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военные суды рассматривают:

уголовные дела, в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими  и гражданами, проходящими военные  сборы;

гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом  интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Решения военной коллегии могут быть пересмотрены в кассационном и надзорном порядке коллегиями Верховного Суда Российской Федерации по гражданским и по уголовным делам, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система арбитражных  судов в Российской Федерации

«Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики»19.

Арбитражные суды в вопросах организации и деятельности руководствуются законом «О статусе судей в Российской Федерацию», федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

К компетенции Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации относится разрешение экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, дела о признании недействительными не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной думы, Правительства Российской Федерации. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации из числа судей созданы судебные коллегии по рассмотрению дел, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Аналогичные судебные коллегии созданы и в нижестоящих судах, что свидетельствует о наличии в системе арбитражных судов специализации судей.

Система арбитражных  судов Российской Федерации с 4 июля 2003 г., стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной). В ее состав входят:

основное звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

первое промежуточное  звено – арбитражные апелляционные суды;

второе промежуточное  звено – федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды);

высшее звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Арбитражный суд первой инстанции рассматривает все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Рассматриваемые судами первой инстанции экономические споры возникают из гражданских, административных и иных правоотношений. В целях наиболее квалифицированного разбирательства дел, ст. 33.7 федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» предусмотрена возможность образования судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений, и судебных коллегий, рассматривающих дела по спорам из административных правоотношений. В большинстве арбитражных судов, как в первой, так и апелляционной инстанции такие коллегии созданы, что позволило специализировать судей на разбирательстве конкретных категорий дел. В рамках соответствующих коллегий созданы составы судей, специализированные на более узкой категории дел.

Информация о работе Судебная система и судебная власть