Судебная система и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение понятия судебной власти, определение ее роли в современном обществе, место в системе разделения властей, организация судебной системы в Российской Федерации. Также мы рассмотрим признаки и функции судебной власти, структуру и составляющие элементы судебной системы.

Содержание

Введение ……..…………………………………………………………….…..….…..….…..
1. Судебная власть: понятие и место в системе разделения властей ….….…..….…..
2. Судебная система РФ. Принципы организации и деятельности судебной системы ………………………………………………………….....….…..….…..….…..…..
2.1. Порядок назначения судей ……………………………………….…...….……….
3. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации ……..….…..….…….
4. Система арбитражных судов в Российской Федерации …………….….…..….……
5. Конституционный Суд Российской Федерации …………………….….…..….…….
Заключение ……………………………………………………………………….…..….…..
Литература ……………………………………………………………………….…..….…..

Работа содержит 1 файл

Конституционное право России.doc

— 233.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

№ стр.

   

Введение ……..…………………………………………………………….…..….…..….…..

3

1. Судебная власть: понятие и место в системе разделения властей ….….…..….…..

4

2. Судебная  система РФ. Принципы организации  и деятельности судебной системы ………………………………………………………….....….…..….…..….…..…..

9

      2.1. Порядок назначения судей ……………………………………….…...….……….

16

3. Система судов  общей юрисдикции в Российской  Федерации ……..….…..….…….

22

4. Система арбитражных  судов в Российской Федерации …………….….…..….……

26

5. Конституционный Суд Российской Федерации …………………….….…..….…….

28

Заключение ……………………………………………………………………….…..….…..

32

Литература ……………………………………………………………………….…..….…..

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью нашей работы является изучение понятия судебной власти, определение ее роли в современном обществе, место в системе разделения властей, организация судебной системы в Российской Федерации. Также мы рассмотрим признаки и функции судебной власти, структуру и составляющие элементы судебной системы.

 В настоящее  время эта тема довольно актуальна, так как на современном этапе формирования правового государства, всемерного укрепления законности и правопорядка, обеспечение надежных гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан, а также неукоснительное выполнение ими обязанностей по отношению к обществу, государству и друг другу, продолжает оставаться одной из важнейших задач развития Российской Федерации. В специальной юридической литературе не ослабевает внимание к вопросам судебной власти и судебной деятельности, что обусловлено большим теоретическим и практическим значением этих явлений для современности. 

В первом вопросе мы дадим определение судебной власти, перечислим её особенности, основные функции и раскроем место в системе разделения властей.

Отвечая на второй вопрос, мы охарактеризуем судебную систему  Российской Федерации, перечислим и раскроем принципы, на которых она основана.

В третьем вопросе  мы перечислим основные положения о  подведомственности судов общей юрисдикции в Российской Федерации, назовем все звенья и кратко определим структуру каждого суда.

В четвёртом вопросе  перечислим основные положения о  подведомственности, назовем все звенья арбитражных судов Российской Федерации и кратко структуру каждого суда, отметим основные положения аппарата судов.

И, наконец, в пятом вопросе назовем состав Конституционного Суда Российской Федерации, его структуру, основные положения о его подведомственности и порядке работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Судебная  власть: понятие и место в системе разделения властей

В соответствии с концепцией разделения властей – государственная власть включает три основные ветви: законодательную, исполнительную, судебную. По мнению ученых, этот принцип обозначился еще в античном мире, в частности в демократических Афинах, Республиканском Риме. «В каждом государстве есть три ветви власти, – писал известный французский просветитель и государственный деятель Монтескье, – законодательная, исполнительная и судебная. Если все власти соединятся в одном лице, свободы не будет, установится диктатура»1. Особое внимание Монтескье уделил судебной власти, в частности, он отметил: «Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем»2. Разделение государственной власти заключается в специализации государственных органов, предполагая наличие у основных ветвей власти специальных полномочий. Самостоятельность ветвей власти обеспечивается принципом верховенства права и закона. Так, каждая ветвь государственной власти, подчиняясь закону, гарантирует соблюдение принципа законности как в устройстве и функционировании власти, так и в соблюдении прав и свобод граждан.

Каждая ветвь власти – сложная система, призванная выполнять определенные функции в обществе. Взаимосвязь между ними объективна и необходима и только в этом случае государственная власть может принести в полной мере благо обществу, человеку. И. Кант писал: «Все три власти в государстве, во - первых, скоординированы между собой на подобии моральных лиц, т.е. одна дополняет другую для совершенствования государственного устройства; но, во - вторых, они также подчинены друг другу, таким образом, что одна из них не может узурпировать другой, которой она поможет, а имеет собственный принцип, ... , в - третьих, путем объединения тех и других функций они каждому подзаконному предоставляют его права»3.

В историческом плане  развитие судебной власти можно рассматривать  как длительный процесс ограничения  судом действий других органов государственной  власти. «Мировой, советский и российский опыт, – справедливо указывает В.В. Ершов, – защиты в судах прав и свобод человека и гражданина, административных споров о соответствии законов, иных нормативных и индивидуальных правовых актов законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также действий (бездействия) должностных лиц, связанных с осуществлением ими властных полномочий, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам и конституциям крайне противоречив»4.

Особую роль в системе  разделения власти, как отмечалось, играет судебная власть, призванная обеспечить справедливое правосудие в обществе, гарантировать и защищать права, свободы и законные интересы граждан, толковать законы и разрешать споры между законодательной и исполнительной властью. Судебная ветвь власти функционирует в рамках Конституции РФ, процессуального и иного законодательства.

Судебная власть представляет собой независимую, самостоятельную  часть государственной власти. Это  следует из содержания статьи 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». По справедливому мнению отдельных авторов, разделение властей – второй по важности принцип Конституции Российской Федерации (после принципа приоритета прав человека), поскольку именно надлежащее разграничение властей создает гарантии прав человека, составляет один из компонентов правовой государственности5.

При рассмотрении полномочий (функций) судебной власти необходимо отметить, что доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это специфическое судебное полномочие. Но судебная власть не сводится только к данному полномочию. Она включает ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следует отнести следующие:

конституционный контроль;

контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

обеспечение исполнение приговоров и иных судебных решений;

дача разъяснений по вопросам судебной практики;

участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Судебная власть обладает рядом признаков:

а) осуществляется специальными государственными органами – судами. В статье 11 Конституции Российской Федерации сказано: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Это означает важность задач, возложенных на суды, особый характер их деятельности, гарантирующей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций;

б) исключительность (власти) – означает, что право осуществлять правосудие предоставлено только судам. В статье 1 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерацию» сказано: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции». Реализуя функцию правосудия, подвергнуть виновного наказанию может только суд. Порядок образования судов, их перечень, определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную федеральным законом, не допускается;

в) независимость и самостоятельность. Эти признаки закреплены в части 1 статьи 5 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации», где отмечается следующее: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону». Судьи вправе (обязаны) отвергать любую попытку вмешательства в разрешение конкретного дела, находящегося в их производстве, поскольку в принятии решений они самостоятельны, не связаны с позицией и мнением сторон в процессе. В противном случае это расценивается как преступление против правосудия и влечет уголовную ответственность6. Вышестоящий суд, имея право отменить решение нижестоящего, не вправе давать указания о квалификации, мере наказания;

г) обособленность судебной власти – выражается в том, что судьи не входят ни в законодательную, ни в исполнительную системы органов государственной власти. В хорошем смысле слова они изолированы; Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества;

д) осуществление правосудия посредством судопроизводства – это зафиксировано в статье 118 Конституции Российской Федерации: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Понятие судопроизводства включает не только рассмотрение и разрешение судом дела по существу, но и досудебное разбирательство, производство по делу во всех стадиях уголовного и гражданского процесса, разрешение вопросов исполнения приговоров и решений по уголовным и гражданским делам. Правовое регулирование судопроизводства не исчерпывается процессуальным законодательством. Целый ряд судебных действий, входящих в круг судебной деятельности и обеспечивающих отправление правосудия, регламентируется также подзаконными актами, например, Положением о порядке исполнения судебных решений, инструкциями по делопроизводству, о порядке сохранения вещественных доказательств;

е) осуществление деятельности на основе и в строгом соответствии с законодательством; процессуальное законодательство определяет процессуальный порядок, предписывает правила, которыми суды обязаны руководствоваться при рассмотрении конкретных дел. Процесс складывается из стадий, при этом действия судьи и всех иных участников судебного разбирательства регламентированы; виды и формы актов судебной власти также определены законом. Процессуальный порядок деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность и обоснованность принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть, гарантируются, прежде всего, законодательством о судебной системе Российской Федерации;

ж) законность судебной власти означает, что акты судебной власти, изданные в пределах ее компетенции, обязаны соответствовать действующему законодательству. Компетенция судов, их полномочия определены Конституцией Российской Федерации и другими федеральными и законами. Законодательные органы, законодательная государственная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам, но принимаемые ею законы и иные нормативно-правовые акты в ходе судебной деятельности должны неукоснительно соблюдаться. Таким образом, деятельность суда – органа судебной власти – основана на законе и состоит в применении нормы права к конкретной жизненной ситуации.

Рассмотренные признаки судебной власти свидетельствуют о  том, что деятельность ее органов (судов) сводится к всестороннему рассмотрению конфликтов человека с правом, действующим  законодательством, их справедливому  разрешению на основе закона.

Изучение природы судебной власти невозможно без уяснения ее места в системе государственной власти и в обществе. Функциональное предназначение судебной власти, ее роль определяются взаимоотношением с другими государственными ветвями власти. Законодательная – создает правовую базу судебной власти, включая организацию судебной системы, установление порядка деятельности судов, процедуру судопроизводства и реализацию иных полномочий; исполнительная – надлежащие условия деятельности судов и непосредственный исполнитель судебных решений. Следует учитывать, что рассмотренные функции законодательной и исполнительной власти не есть вмешательство в правосудие.

Исследуя понятие судебной власти, ее признаки и роль в обществе, важно  обратить внимание на характеристику судебной власти как инструмента самоограничения государства. Известный европейский исследователь института ограничения государственной власти А. Шайо справедливо замечает, что ограничение государственной власти крайне важно в интересах общественного спокойствия7.

Информация о работе Судебная система и судебная власть