Сущность и назначение судебной власти. Адвокатская деятельность

Автор: Ирина АКСЕНОВА, 11 Ноября 2010 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

Понимание сущности судебной власти, в условиях сегодняшней действительности требует исторического подхода к развитию и становлению российского правосудия. Посмотрев на этапы развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного органа правосудия.
Развитие судебной власти в России, во многих источниках, начинается с упоминания Декрета о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, которым упразднялись все существовавшие ранее суды, прокуратура и адвокатура. Декрет о суде № 1 сломал старые суды, а «поэтому,- подчёркивается в нашей юридической литературе,- Декрет о суде № 1 всегда останется в истории советского суда её первой блестящей страницей»1. Принятое 21 октября 1920 года Положение о народном суде РСФСР, предусматривало образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение по первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов

Содержание

1. Сущность и назначение судебной власти._________________________ 3 стр.

1.1. История развития судебной власти._____________________________ 3 стр.

1.2. Сущность судебной власти.____________________________________ 4 стр.

1.3. Назначение судебной власти.___________________________________ 7 стр.

2. Адвокатская деятельность: организационные формы и виды оказываемой юридической помощи._________________________________ 11 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная правоохр органы.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

    Принятые  в последнее время решения  изменили сложившуюся ситуацию. К  полномочиям судебной власти в современном  ее понимании относятся правосудие, конституционный контроль, судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов, участие в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов. Правосудие считается наиболее важной и объемной частью реализации судебной власти, базовым элементом ее функций. Под правосудием принято понимать деятельность независимого суда по рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке уголовных, гражданских и арбитражных дел и применению к нарушителям государственного принуждения в условиях соблюдения законности, обоснованности и справедливости в интересах охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

    Новое процессуальное законодательство, принятое в 2001— 2002 гг. закрепило и развило полномочия судебной власти при осуществлении правосудия, повысило ее авторитет и роль в государственной и общественной жизни страны.

    Так, вновь принятый 18 декабря 2001г. Уголовно-процесуальный кодекс РФ установил, что только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей; производстве обыска и наложении ареста на имущество; аресте корреспонденции и контроле телефонных переговоров; временном отстранении обвиняемого от должности и проведении некоторых других действий, затрагивающих права и свободы человека (ст. 29).

    Другая составляющая судебной власти - конституционный контроль - имеет особое значение не только для легитимного функционирования всех органов государственной власти, но и непосредственно затрагивает полномочия самой судебной власти в части контроля на досудебных стадиях судопроизводства и обеспечение законности в деятельности самих судов.

    Впервые в послереволюционной российской практике суду было предоставлено право контроля за решениями органов, осуществляющих предварительное расследование до передачи дела в суд. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995г. № 13-П «По делу о проверке конституционности статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» было введено право обжаловать постановления о прекращении уголовного дела в стадии следствия не только вышестоящему прокурору, но и в суд.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. № 12-П установило право судебного обжалования решений, принятых прокурором, следователем или органом дознания, об отказе в возбуждении уголовного дела, а постановлением от 23 марта 1999 г. № 5-П в полномочия суда было включено принятие решения о законности обыска, ареста имущества и некоторых других решений, принятых прокурором или органом предварительного расследования.

    Другие  постановления Конституционного Суда РФ были связаны с расширением демократических начал судебной власти, обеспечением прав граждан на достойное правосудие. Постановлением от 6 июля 1998г. № 21-П было признано необходимым ввести норму о праве на кассационное обжалование приговоров, принятых Верховным Судом РФ по первой инстанции, которое ранее не допускалось. Постановлением от 15 января 1999г. № 4-П было признано право потерпевшего по уголовному делу участвовать в судебных прениях, что повсеместно было свойственно демократически организованному правосудию.

    Как отмечалось ранее, эти и некоторые  другие принципиальные решения Конституционного Суда РФ нашли свое разрешение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

      Особо отметим полномочия судебной власти осуществлять контроль за решениями и действиями государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан, в случае их обращения в суд с соответствующим заявлением (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Рассмотрение и разрешение в суде таких заявлений обеспечивает реальную защиту прав граждан и повышает авторитет судебной власти.

    Участие в формировании судебного корпуса  и содействие органам судейского сообщества также относится к реализации полномочий судебной власти. Судейское сообщество, которое образуют судьи федеральных судов всех уровней и судьи судов субъектов РФ, участвует в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, защищает права и законные интересы судей, обеспечивает выполнение ими требований, предъявляемых кодексом судебной этики.

    Организационное обеспечение деятельности судов  как составная часть судебной власти включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического характера, направленные на создание необходимых условий для нормального функционирования, полного и независимого осуществления правосудия.

    Таким образом, судебная власть — самостоятельная  ветвь государственной власти РФ, осуществляющая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов.

    Подчеркнем, что речь идет о всем комплексе  полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечивает самостоятельность, полноту и высокий профессионализм  уровня реализации судебной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Адвокатская деятельность: организационные формы и вид оказываемой юридической помощи.
 

    Обеспечение закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод граждан невозможно без включения надлежащего механизма их реализации. Одним из таких важных механизмов считаются конституционные положения, в соответствии с которыми каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Каждый гражданин, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48 Конституции РФ).

    Конституционные нормы нашли свое закрепление  и развитие в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которым определены полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры.

    Адвокатура  — профессиональное сообщество адвокатов, как институт гражданского общества не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Адвокат — лицо, получившее в установленном  федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат выступает независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокатской деятельностью считается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Не  считается адвокатской деятельностью  юридическая помощь, оказываемая:

    -работниками юридических служб, предприятий, организаций и учреждений, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    -участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

    -нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

    Действие  упомянутого Закона не распространяется также на органы и лица, которые осуществляют представительство в силу закона.

    В Российской Федерации адвокатура действует на основе принципов: законности, справедливости и гуманизма; независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности; самоуправления объединений адвокатов; добровольности вступления и выхода из них; равноправия адвокатов; соблюдения норм профессиональной этики и сохранения адвокатской тайны.

    Юридическая помощь, оказываемая адвокатами, расширилась  и получила реальное воплощение в практике деятельности адвокатских корпораций. Оказывая юридическую помощь, адвокаты:

    - дают консультации и справки по правовым вопросам;

    - составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

    - участвуют в качестве представителей доверителя в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; 

          

    - участвуют в качестве защитника в уголовном судопроизводстве;

    - представляют интересы физических и юридических лиц при производстве по делам об административных правонарушениях;

  ^ представляют интересы физических и юридических лиц в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и других организациях, действующих на территории Российской Федерации; ^ представляют интересы физических и юридических лиц в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов или международными договорами РФ; •^ участвуют в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже-и иных органах разрешения конфликтов. Наиболее сложный вопрос связан с определением правового положения адвокатуры в системе правоохранительных органов государства. Многие нормы ранее действовавшего Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., допускавшие непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, утратили силу и фактически не действуют. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.

  Полномочия (права и обязанности) адвоката, закрепленные в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и действующем уголовном, гражданском, и арбитражном процессуальном законодательстве, получили дальнейшее уточнение и развитие в соответствии с конституционным принципом состязательности и равенства сторон в судопроизводстве.

  Адвокат вправе:

  ^ собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее месячного срока со дня запроса;

  ^ опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

  •^ собирать и представлять документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ;

  •^ привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

  ^ беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

  ^ фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

  ^ совершать иные действия, не противоречащие законодательству РФ.

  Адвокат не вправе:

  ^ принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение, если оно имеет заведомо незаконный характер;

  ^ принимать поручение, если в соответствии с нормами процессуального законодательства его участие в процессе недопустимо;

  •^ делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

  ^ разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием ему юридической помощи, без согласия доверителя;

Информация о работе Сущность и назначение судебной власти. Адвокатская деятельность