Сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Содержание

1. Происхождение права
2. Сущность права
3. Формы (источники) права
4 .Применение норм права
5. Система права
6. Законность и правопорядок

Работа содержит 1 файл

Право (работа).doc

— 223.00 Кб (Скачать)

следующим признакам:

  • по субъекту осуществления правоприменения выделяют:

- правоприменительную деятельность высших органов государства,

- правоприменительную деятельность местных органов.

  • по отраслям права, нормы которых реализуются, выделяют:

- правоприменение норм гражданского права,

- правоприменение норм уголовного права,

- правоприменение норм семейного права и так далее.

  • по правовым формам деятельности государственного аппарата:

- применение права в правотворческой деятельности,

- применение права в правоприменительной деятельности,

- применение права в правоохранительной деятельности.

  • по направленности деятельности правоохранительных органов выделяют:

- применение регулятивных норм права,

- применение правоохранительных норм права.  

Стадии  применения права.

      Применение  права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.

 Таких стадий 3:

  • Установление фактических обстоятельств дела;
  • Установление юридической основы дела;
  • Вынесение решения по делу.

1. Установление  фактических обстоятельств дела - жизненных фактов, явлений

действительности, образующих фактическую основу применения права. Это подготовительная стадия правоприменения.

      Среди фактических обстоятельств должны быть выделены

значимые факты  самого случая, события, к которому применяются юридические

нормы. «Факты являются юридически значимыми, если норма права связывает с ними

возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и размеры

санкций.» 

      В юридической науке и практике они нередко называются главным  фактом (или

фактом подлежащим доказыванию). Это, например, факт убийства, совершенного

гражданином.

      Применение  закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.

      Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств.

Доказательства - данные (сведения) о фактических  обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

      Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления,

удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, не допустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора.

      Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания.

      Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью

доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права.

      Эта стадия правоприменения имеет большое значение именно в силу того, что она является

предварительной стадией. Например, если в расследовании  уголовного дела сразу не были выявлены все факты и события, имеющие отношение к возникновению и развитию правонарушения, то по прошествии времени это будет сделать гораздо сложнее. Чем больше фактов, относящихся к делу, будет выявлено и закреплено на первом этапе, тем легче будет реализовать следующие этапы правоприменения.

2. Установление  юридической основы дела.

      Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела

предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности текста акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности  самой нормы и ее действия во времени, пространстве и кругу лиц;

г) уяснения смысла и содержания нормы.

      Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

      Прежде  всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, затем

устанавливается вид отраслевого юридического института, охватывающего подобные случаи, а затем уже выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай.

      Выбрав  правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Делается это на основе текста официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме.

      На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка

всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме . Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

      На  первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых

осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая

квалификация  фактов осуществляется при решении  юридического дела, когда

формулируется итоговый вывод о юридических  нормах, под которые подпадает  данный

случай и которые  положены в основу решения.

      На  последнем этапе данной стадии правоприменительного процесса необходимо уяснить смысл и содержание нормы, или иначе произвести толкованиенормы права . Этой деятельностью занимаются все участники правоотношений, поскольку правовые нормы носят общий, абстрактный характер, а применяются к конкретным случаям. Но наибольшее значение толкование имеет на этой стадии правоприменительного процесса, поскольку «сам процесс толкования правовых норм – сложная мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемымышления, и специальные юридические знания», то есть это деятельность субъективна, и именно здесь может возникнуть опасность ошибки, особенно при толковании нормы права, прямо не относящейся, и ранее не применявшейся для регулирования данного правоотношения в силу, отсутствии в законодательстве конкретной нормы, подходящей к установленным обстоятельствам. Кроме того, на этом этапе нужно попытаться установить все вспомогательные нормы, которые могут помочь в уяснении главной нормы права.

3. Вынесение  решения по делу.

      Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным

обстоятельствам и говорит на основе всего этого  своего "властное ". Результат решения юридического дела - индивидуальное -властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

- Его юридическое значение может состоять в юридической констатации,

т.е. признание  существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

- После вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и

вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

      Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

      В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению

права - установление фактических обстоятельств, выбор  и анализ юридических норм и решение юридического дела. 

5. Система права.

      Система права означает внутреннюю организацию  права, связи между его основными  компонентами.

Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Характеристика  норм права будет дана в отдельном  разделе. Что касаетсяправового  института, то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких  по характеру регулирования правовых институтов образуютподотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным  элементом в системе права  является отрасль права. Ее образуетсовокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета иметода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли  используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правовогорегулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Информация о работе Сущность права