Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:37, шпаргалка

Описание работы

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства к права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Гос. власть реализуется  через гос. управление - целенаправленное воздействие гос. , его органов на общество в целом, те или иные его сферы на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Другая особенность гос. власти состоит в том, что она проявляется в деятельности гос. органов и учреждений, образующих механизм этой власти. Поэтому гос. власть часто отождествляют с с органами гос. , особенно с высшими, что недопустимо, т. к. : 1)гос. власть может реализовать сам властвующий субъект (народ через референдум), 2)полит. власть изначально принадлежит не гос. и его органам, а элите, классу или народу, которые не передают гос. органам свою власть, а лишь наделяют полномочиями. Необходимая черта гос. власти - организация силы, без нее она теряет качество гос. власти, т. к. становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Пока существует гос. власть, будут существовать у нее и предметно-материальные источники силы-силовые учреждения(армия, полиция, органы гос. безопасности), а также принудительные учреждения. Организованная сила обеспечивает гос. власти принудительную способность, является ее гарантом. Но использование этой силы должно всегда оставаться разумным. 

Таким образом, гос. власть есть концентрированное  выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе гос. принуждения и военной силы. 

В широком смысле легитимность-это принятие власти населением страны, признание ее права управлять соц. процессами, готовность ей подчиниться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов гос. власти. Легитимность властвующего субъекта находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Гос. органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов, получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами. Легитимными должны быть и осуществляемые гос. органами властные полномочия, методы деятельности, особенно метод гос. принуждения. Нелегитимныая власть признается узурпаторской. Узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять. 

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможно, например, и нелегальная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения (мафия). Если легальная власть опирается на официально признанные нормы, то преступная - на неписанные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань человека. 

6. Функции государства 

В основных функциях проявляется сущность и социальное назначение государства. Под основными  функциями принято понимать главные  направления деятельности государства  в процессе достижения стоящих перед ним целей и задач. 

Функции государства  принято делить на две основные группы - внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять, какую роль играет государство в  политической системе данного общества. Так, например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических государств является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты частной собственности. Внешние функции отражают роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Внешние функции государства тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими условиями существования государства. 

Помимо функций  государства в целом, принято выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности государственных органов было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений деятельности государства в целом. Функция государственного органа представляет собой определенную сферу деятельности данного государственного органа, в пределах которой он выполняет поставленные перед ним государственные задачи. 

Функция государства  обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная. Отсюда следует, что государство осуществляет все свои функции путем издания законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности, надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе реализации функций государства применяются два основных метода - убеждение и принуждение. 

В процессе исторического  развития государства в мире менялись и функции основных исторических типов государств. 

Рабовладельческое государство. Война становится одним  из средств обогащения и усиливает  военную верхушку племени. Удерживание  рабов и несвободных общинников становится настоятельной необходимостью. 

Основными внутренними  функциями рабовладельческого государства были: 

- Охрана рабовладельческой  собственности и ее развитие. 

- Подавление  сопротивления рабов и других  неимущих слоев населения. 

- Организация  общественных работ. 

К внешним функциям рабовладельческого государства относились: 

- Завоевание народов других стран с целью порабощения и ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли. 

- Оборона от  внешней опасности. 

- Поддержание  дипломатических и торговых отношений с другими странами. 

Феодальное государство. Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Оно  представляло собой особую политическую организацию феодала. Основой производственных отношений феодального общества была собственность феодала на землю как главное средство производства в эпоху феодализма. 

К внутренним функциям феодального государства относятся  следующие: 

- Охрана и  развитие феодального способа  производства и защита его  основы - феодальной собственности на землю и права на использование труда крестьян, зависимых от феодала. 

- Подавление  сопротивления угнетаемых слоев  общества. 

- Производство  общественных работ. 

- Идеологическое  воздействие на население. 

Внешние функции: 

- Осуществление  агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа других стран. 

- Оборона от  нападения извне. 

- Осуществление  дипломатических и торговых отношений  с другими государствами. 

Буржуазное государство. С развитием производственных отношений  феодальное государство уступило свое место буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства. 

Внутренние функции  домонополистического периода развития: 

- Охрана частной собственности на средства производства. 

- Подавление  сопротивления неимущих слоев  общества. 

- Управление  делами общества. 

В настоящее  время индустриально развитые государства  располагают более широким спектром основных функций, нежели государства  раннего капитализма: 

- Охрана частной  собственности. 

- Управление  делами общества. 

- Экономическое  планирование. 

- Экономическое  и социальное прогнозирование. 

- Социальное  обеспечение. 

- Охрана окружающей  Среды и др. 

Внешние функции  буржуазного государства также различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного государства домонополистического этапа свойственны функции: 

- Развязывание  войн с целью захвата территорий  и расширения политического и  экономического влияния. 

- Подавление  национально-освободительного движения. 

- Оборона от  нападения извне. 

- Осуществление  дипломатических и торговых отношений  с другими странами. 

Из этих функций  в наше время ушли в прошлое: 

- Развязывание  войн. 

- Подавление  национально-освободительных движений. 

К оставшимся внешнеполитическим функциям капиталистического государства  в наше время прибавились следующие: 

- Борьба с  международным терроризмом. 

- Ликвидация  вооруженных конфликтов международного  характера. 

- Ликвидация  экологических катастроф международного характера. 

- Ликвидация  последствий стихийных бедствий  и т. д. 

7. Понятие механизма  государства 

Реализация задач  и функций государства невозможна без государственного механизма, который  иногда называется также государственным  аппаратом. Для этого в процессе в процессе деятельности государства создаются государственные органы, которые находятся в строгом подчинении и наделены полномочиями, соответствующими их назначению. Система государственных органов, их материальная база, с помощью которых реализуются задачи и функции государства, и составляют государственный механизм. 

Государственный механизм, или аппарат, является выражением государственной власти, т. к. государственные  органы - составные элементы этого  механизма, они наделены властными  полномочиями, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства. 

Государственные органы в демократическом государстве  принято объединять в определенные группы. Принадлежность государственного органа к той или иной группе государственных  органов определяется в зависимости от характера их полномочий. Поэтому государственные органы принято классифицировать на: 

представительные  органы государственной власти; 

исполнительные  органы государственной власти; 

судебные органы; 

органы прокуратуры; 

дипломатические органы; 

армию; 

полицию; 

разведку. 

Олицетворением  государственной власти являются высшие органы государства. К ним следует  отнести главу государства (монарха  или президента), высшие представительные учреждения. Исполнительные органы являются производными органами и формируются непосредственно парламентом и главой государства. Все остальные государственные органы, как то судебные, органы прокурорского надзора, дипломатические органы и другие, формируются также при непосредственном участие главы государства и парламента. 

Парламентские учреждения, по своему правовому статусу, занимают главенствующие положение  в государственном механизме, т. к. только парламент принимает государственные  решения, облекаемые в форму закона, и исполнительные органы обязаны руководствоваться положениями этих законов. Однако в жизни главенствующее положение все больше переходит к органам исполнительной власти. Это наблюдается в большинстве современных государств. 

Органы исполнительной власти занимают ведущее место в государственном механизме. Особенно это проявляется в государствах с парламентарной формой правления и в президентских республиках. В современных демократических государствах само название “исполнительная власть” вовсе не означает, что высший исполнительный орган государственной власти исполняет решения, принятые высшим представительным органом. В современных государствах правительство не только определяет политику государства, но и в значительной степени направляет деятельность парламента. 

Информация о работе Теория государства и права