Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:37, шпаргалка

Описание работы

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства к права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Иные тенденции, например, предложение некоторых  религиозных деятелей в России превратить православие в единую государственную  идеологию и на этой основе строить  государственно-правовую систему. а  в ряде других мусульманских стран  усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора) заслуживают, разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от процесса, который в XX веке может быть обозначен как «этатизация» права. Словом, определение права и определение религии позволяют провести между ними четкую грань и также свидетельствуют о правильной формулировке определения права. 

Право и обычай. Обычай складывается спонтанно, стихийно. Он закрепляет наиболее полезное поведение в быту, в решении споров, В средние века (V-XI века в Европе) именно обычаи регулировали наследственные, семейно-брачные отношения, взаимозависимость людей, их безопасность военные конфликты, территориальные споры, имущественные владения (наряду с таким своеобразным механизмом регулирования, как генеалогия) и т. д. И все же обычаи приобрели правовую характеристику лишь тогда когда были, во-первых, записаны в разных сборниках-кодексах, причем эти сборники были стабильны, признаны, на них ссылались при решении споров. 

Их исполнение начали обеспечивать церковные суды, королевские суды. Именно эти суды — новый институт формирующейся  европейской государственности  в средние века — придавали  обычаям правовой характер, превращали обычаи в одну из форм права — правовой обычай. Государство — то или иное европейское королевство — с помощью специального государственного органа — королевского суда — признавало за обычаем общеобязательность, формальную определенность, возможность обеспечивать его государственным принуждением. Тем самым обычай превращался в правовой обычай, а совокупность этих правовых обычаев — в обычное право. В феодальной Франции, например, было известно до 300 систем местного обычного права (куттомов). Это право постепенно заменяло денежными штрафами, иными имущественными возмещениями «кровную месть», поединки, снижало агрессивность, укрепляло стабильность. В этом своем качестве — правовом — обычай действительно подпадает под определение права, как, впрочем, и другие формы, в которых право находит свое выражение — нормативно-правовой акт, судебный прецедент, некоторые корпоративные нормы, доктрины (в ряде стран) и т. д. Эти формы выражения права дают нам возможность и знать, и ощущать действие права как социального института, в том числе и действие правового обычая. Но ведь так и должно быть, если предложенное определение права является верным. 

20. Понятие и  основные признаки нормы права 

Первичным элементом  права является норма права. Из нормы  права складываются административно-правовые акты. Норма права - это модель поведения людей, устанавливаемая государством и определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях. Участник конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и свободно действовать при достижении определенных целей посредством правоотношения с другим субъектом права. 

Правовая норма, также, как и само право в целом, имеет свои отличительные признаки, которые отличают ее от других социальных норм. Такими признаками правовой нормы являются: 

1. Правовая норма  устанавливается или санкционируется  государством и закрепляется  в официальных правовых актах  государства. 

2. Норма права  имеет предоставительно-обязывающий  характер. С одной стороны она предоставляет свободу действий, направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая норма одновременно ограничивает эту свободу. 

3. Обеспечение  исполнения правовой нормы с  помощью мер государственного  принуждения и применение в  случае необходимости при неисполнении  или ненадлежащем исполнении  юридической ответственности к  правонарушителю. 

4. Норма права  является государственным регулятором  типовых общественных отношений. 

21. Структура  правовой нормы и формы ее  изложения в нормативном акте 

Правовая норма  имеет свою внутреннюю структуру, которая  насчитывает 3 элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. 

Гипотеза (предположение) указывает на такие жизненные  обстоятельства, при которых субъекты должны исполнять установленные  правила. Ими могут быть: достижение определенного возраста для получения  пенсии или период, на который введено  чрезвычайное положение в определенной местности страны и т. д. 

Диспозиция (распоряжение) - это такая часть нормы, которая  формулирует само правило поведения, определяя права и обязанности  субъектов правоотношения. Например, право на получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от каких-либо поступков и т. д. 

Санкция (взыскание) - это такая часть нормы, которая  указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть применены к  нарушителям данного правила  поведения. Смысл санкции - предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось. 

22. Виды норм  права 

Правовые нормы  принято делить на определенные виды по различным основаниям. Например, они делятся: 

1. По отраслям  права, как , например, государственно-правовые  нормы, нормы административного  права, нормы гражданского права. 

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы  - это регулятивные и охранительные. 

3. По характеру  закрепляемых ими правил поведения - это обязывающие, запрещающие и управомочивающие. 

4. По степени  определенности изложения элементов  правовой нормы в нормативно-правовых  актах - это абсолютно определенные (закрепление в норме фиксированной  суммы штрафа), относительно определенные (установление высшего и низшего пределов наказания за конкретное правонарушение) и альтернативные, которые устанавливают несколько вариантов поведения сторон или несколько вариантов санкций за нарушение правовых норм (2 года лишения свободы или штраф в крупном размере). 

5. По кругу  лиц, кому они адресованы - это  военные, пенсионеры, студенты или  люди, проживающие в определенной  местности. 

23. Понятие источников (форм) права 

Право - это система  правил (норм), установленных и санкционированных  государством и охраняемых принудительной силой государства. 

Одной из важнейших  задач при изучении права является осмысление его сущности. Это означает, что право следует изучать  применительно к конкретным историческим условиям и конкретному типу общества. Сущность права заключается в конкретных условиях жизни конкретного человеческого общества. Содержанием сущности права является историческое бытие, которое обусловливает его возникновение, существование, развитие и отмирание. При характеристике права следует принимать во внимание, к какому историческому типу государства принадлежит данный тип права. Право является социально-политическим регулятором общественных отношений конкретного исторического типа государства. 

Сама суть права  обусловлена экономическим строем общества, правовые отношения берут начало из тех жизненных условий, в которых осуществляется государственная власть. Право самым тесным образом связано с экономической и политической системами общества, а также с тем типом производственных отношений, который порождает различные формы социального неравенства людей. 

В процессе развития человеческого общества вследствие изменения экономических условий  жизни людей и разложения родоплеменного строя постепенно возникла потребность  в новых нормах поведения в  обществе, которые отвечали бы интересам господствовавших в нем социальных слоев и классов. В этих нормах, в отличие от обычаев первобытного общества, были выражены интересы не всего общества, а главным образом - господствующего класса или социального слоя. Данные нормы на заре развития государственности закрепляли имущественное, социальное, а иногда и политическое неравенство. В отличие от норм первобытного общества, обычаев, нормы права не могли выполняться членами общества добровольно. А, следовательно, государство было вынуждено применять принуждение для обеспечения повсеместного исполнения норм права. 

Науке известны такие источники права, как: 

- правовой обычай 

- прецедент 

- нормативный  акт 

- нормативный  договор 

Применение правового  обычая как нормы поведения людей уходит в глубины веков развития человечества. Правовой обычай - это правила поведения людей, сложившиеся в жизни и регулярно используемые людьми в их взаимоотношениях и в результате санкционированные государством в качестве общеобязательных и охраняемых государством. Такое право называется обычным. Оно было характерно для ранних рабовладельческих и ранних феодальных государств. 

Прецедент имеет  широкое распространение в странах  с англосаксонской правовой системой. В таких странах судебные постановления по конкретным делам служат ориентиром для решения аналогичных дел другими судами в будущем. А следовательно, это решение приобретает нормативный характер. 

В современных  государствах на первом месте в качестве источника права выступает нормативный  акт. Он представляет собой документ, издаваемый специально на то уполномоченным (компетентным) органом государства. Нормативный акт содержит общеобязательные правила поведения, т. е. нормы права. К нормативным актам относятся: конституции. конституционные законы, обычные законы, указы и распоряжения Президента, указы министров. 

Договор с нормативным  содержанием имеет место в  основном в международном праве. Так, в 1992 году в России был заключен Федеративный Договор, состоящий из 3-х договоров. В нем содержаться правовые нормы о взаимоотношениях Федерации и субъектов Федерации и о разграничении полномочий между ними. 

25. Понятие нормативно-правового  акта и его отличие от других  источников права. Виды нормативно-правовых  актов 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. 

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: 

1. Нормативно-правовой  акт создается в результате  правотворческой деятельности компетентных  органов государства или всенародным  волеизъявлением (референдумом). Правотворческая  деятельность представляет собой  такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. 

2. В нормативно-правовых  актах содержатся только нормы  права, то есть правила общего  характера, обладающие государственной  обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов которые источниками права не являются. 

3. От нормативно-правового  акта как источника права следует  отличать источники правоведения, или источники нашего знания  о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права. 

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти). 

Информация о работе Теория государства и права