Теория государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:37, шпаргалка

Описание работы

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства к права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Особое место  в государственном механизме современных демократических государств занимают судебные органы. В конституциях этих государств закреплено, что судьи независимы и подчиняются только закону. Они играют важную роль в защите прав человека и часто не только применяют право, но и сами создают правовые нормы в виде судебного прецедента. Органы правосудия защищают как прав человека от посягательств со стороны кого бы то ни было, так и конституционный строй государства. 

Система органов  прокуратуру призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, предприятиями и учреждениями, общественными организациями и должностными лицами, а также гражданами. 

Большое значение для безопасности государства имеют  такие органы, как органы управления вооруженными силами - министерство обороны, министерство внутренних дел, органы государственной безопасности, органы разведки. 

Эти государственные  органы, выполняя каждый свои функции, обеспечивают защиту государства от нападения извне, безопасность государства внутри страны, дипломатическое представительство в иностранных государствах и международных организациях. 

8. Понятие формы  правления 

Форма современных  государств различается разнообразием. Форма правления - это организация  верховной государственной власти. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия. 

В государственном  праве принято различать две  основные формы правления: монархию и республику. Для монархии характерно то, что власть главы государства передается по наследству, и она считается независимой от какой-либо другой власти, государственного органа или избирателей. Для республики характерным является то, что глава государства - президент - является выборным и сменным, а власть считается производной от представительного органа или избирателей. В настоящее время разница в степени демократичности между монархией и республикой является относительной. В индустриально развитых государствах разница между монархией и республикой заключается в структуре государственных органов и взаимоотношениях. 

Монархическая форма правления имеет сейчас место в ряде государств мира, большинство  из которых индустриально развиты. Архаичный институт монарха сохранился как традиционный институт и как  резервный институт защиты существующего строя. 

В истории человечества имели место несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта - всевластие монарха  и отсутствие конституции. Эта форма  правления встречалась в государствах феодального типа и в современных развитых государствах практически не встречается. 

Для конституционной  монархии характерно ограничение полномочий главы государства и наличие  конституции. Конституционная монархия, в зависимости от степени ограничения полномочий монарха, делится на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены, но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается. Наиболее сейчас распространенной формой монархического государства является парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области законодательства практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области исполнительной власти. 

Республиканская форма правления - самая распространенная в современных государствах. По сравнению с монархической формой правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее распространенные ее формы - это президентская и парламентарная республики. 

В президентской  республике президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра тут отсутствует, и правительство формируется внепарламентским путем. Правительство не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента. Характерная черта президентской республики - жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. 

В парламентарной республике формирование правительства  происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним. Глава государства выполняет  главным образом представительские  функции, хотя по конституции его  полномочия могут быть широкими, однако правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства. 

В мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят черты и парламентарной, и президентской республики, - смешанная, или полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция. При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. Примеры: Россия, Финляндия, Португалия. 

Нельзя также  обделить нашим влиянием и суперпрезидентские республики, где глава государства  имеет широчайшие полномочия. Примером такой республики является ряд государств в Латинской Амереке. 

9. Понятие формы  государственного устройства 

Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное  устройство государства, в том числе  политико-правовой статус его составных  частей и взаимоотношения центра и государственных органов в  регионах государства. 

Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство. 

Унитарное государство - это единое государство, которое  подразделяется на административно-территориальные  единицы, не имеющие политической самостоятельности. 

Федеративное  государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области  осуществления государственной  власти и в области государственного управления. 

К признакам  унитарного государства относятся: 

1. единая конституция  и единая правовая система; 

2. единая система  высших органов государственной  власти и управления; 

3. единое гражданство; 

4. единая судебная  система и осуществление правосудия  на базе единых норм права; 

5. деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; 

подчинение местных  органов государственной власти центральным органам государственной  власти. 

Федеративная  форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, такие государства, как США, Канада, Швейцария, Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т. д. Для большинства федеративных государств мира характерно то, что федерацию составляют государственные образования, как то штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями. 

Большинство федеративных государств не обладают суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конституции федерации. Федеративные государства, в отличие от унитарных государств, обладают следующими характерными для них признаками: 

1. В отличие  от унитарного государства, территория  федеративного государства не  представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов.  Субъекты федерации в большинстве  государств не являются государствами  в собственном смысле, т. к.  не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях. 

2. Как правило,  субъекты наделяются учредительной  властью в вопросе принятия  собственной конституции. Как  правило, союзные конституции предписывают субъектам принимать конституции, не противоречащие положениям союзной. 

3. Субъекты федерации  наделяются правом принимать  собственные законы в пределах  их компетенции, установленной  в федеральной конституции. Правовые  акты субъектов действуют только на территории субъекта. 

4. Субъекты, как  правило, имеют собственную правовую  и судебную системы. 

5. Субъекты имеют,  как правило, двойное гражданство,  т. е. каждый гражданин субъекта  является одновременно и гражданином  союза. 

6. Федеративному государству, как правило, присуща двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата союзного парламента представляет собой общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации. 

Субъекты имеют  свои законодательные, исполнительные и судебные органы. 

Среди федеративных государств выделяется Российская Федерация, которая представляет собой асимметричную  федерацию, которой присущ неодинаковый статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию, гражданство, а край или область - нет. 

10. Политический  режим 

Политический  режим является одной из трех составных  частей понятия формы государства (форма государства: форма правления, форма политического устройства, политический режим). 

Политический  режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим - понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т. п. ). 

Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). 

Демократия - это  народовластие, оно является ядром  демократического государственного режима. Для демократического политического  режима характерны следующие признаки: 

1. Предоставление  широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности, которая при демократическом политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан. 

2. Признание  равноправия граждан. 

3. Реальная гарантированность  прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы. 

4. Возможность  реального участия граждан в  формировании властных государственных  органов и в осуществлении  государственной власти при помощи  избирательной системы и местного  самоуправления, возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях. 

5. Наличие эффективной  и квалифицированной судебной  защиты прав и свобод личности  от произвола и беззакония  со стороны кого бы то ни было. 

6. Реальное разделение  властей на законодательную, исполнительную  и судебную. 

7. Учет при  осуществлении государственной  политики интересов как большинства,  так и меньшинства всего населения,  а также интересов социальных  слоев, социальных групп и национальных групп. 

8. Наличие легальной  оппозиции существующей государственной  власти. 

9. Плюрализм  политических течений и идеологий,  не противоречащих конституционным  положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали. 

10. Нацеленность  законодательства и государственной  политики на удовлетворение объективных  потребностей личности и общества  в целом. 

11. Признание  и осуществление на практике  конституционности и законности. 

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д. 

Информация о работе Теория государства и права