Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить основные подходы типологизации государства.

Задачи работы:

1) изучить понятие и сущность государства

2) выявить основные подходы к типологизации государств

3) рассмотреть элементы типологии государства.

При написании этой курсовой работы я использовал труды таких специалистов как: Еллинек Георг, Хабибуллин А.Г., Сигалов К.Е. .

Содержание

Введение стр. 3 – 5

Глава 1. Сущность и социальное назначение государства стр. 6 – 11

Глава 2. Основные подходы к типологизации

2.1. Формационный подход к типологизации стр. 12 – 16

2.2. Цивилизационный подход к типологизации стр. 16 – 19

Глава 3. Основные элементы типологии государства

3.1. Форма правления стр. 19 – 21

3.2. Форма государственного устройства стр. 21 – 22

3.3. Политический режим стр. 22 – 24

Заключение стр. 25 – 26

Список используемой литературы стр. 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Чтобы выяснить социальное понятие государства, мы должны вернуться к конечным, могущим быть доказанным фактическим составным элементом государственной жизни. Конечными объективными государства представляется сумма определенных, проявляющихся в действиях социальных отношений между людьми или – определенные одновременные и следующие друг за другом действия, проявляющиеся во взаимных отношениях людей. Государство, ни в каком направлении не представляется субстанцией, а исключительно – функцией. Лежащей в основе этой функции субстанцией является народ. Государственная функция относится, к разряду массово-психических явлений.9

     Конструкции государства как функция человеческого  общения – становится ясной ошибочность целого ряда основных госуарственно-научных учений. Конкретные государственные состояния в значительной мере созданы не современностью, а унаследованы от прошлого. Государство состоит в ,,отношениях воль” множества людей. Люди, которые приказывают, и те, кто повинуется этим приказаниям – образуют субстрат государства. Государство имеет и территорию. Но присматриваясь к вопросу ближе, мы видим, что и территория есть связанный с человеком элемент государства. Оседлость есть свойство, состояния живущих в государстве людей, и все юридические влияния территории могут осуществляться только через посредство психики человека.

     Множество людей объединяются в нашем сознании, если они соединены друг с другом постоянными находящимися во внутренней связи целями. Чем интенсивнее эти цели, тем сильнее выражено единство. Но это единство проявляется также вовне вследствие организации, т.е. через посредство лиц, призванных к осуществлению этих объединяющих моментов. Такие организованные, состоящие из людей, целевые единства называются человеческими коллективными или союзными единствами. В союзном единстве необходимо связанное друг с другом единство целого и множественность его членов. Интенсивность союза различна в зависимости от силы и значения создающих его целей. Она минимальна в частных союзах, увеличивается в публичных и достигает величайшего напряжения в государстве, так как государство из всех союзов являет наибольшую полноту постоянных целей и наиболее развитую и всеобъемлющую организацию. Государство является наиболее необходимым союзным единством. От всякого другого союза можно в современном государстве отказаться, все принудительные союзы в государстве получают свою принудительную силу от самого государства.

     Государственное союзное единство покоится на внешней  основе ограниченной части земной поверхности. Оно имеет территориально-пространственно отграниченную область исключительного властвования. Объединенные в союзное единство государственные волевые отношения представляются существенно отношениями властвования. Наличность отношений властвования настолько необходима для государства, что его нельзя представлять без таких отношений. Государство обладает верховной властью. Общение, обладающее в каком-либо направлении самостоятельной, не производной властью, само является в этом направлении государством. Итак, государство есть обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей.10

     Общество всегда едино, несмотря на раздирающие его социальные противоречия, без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян-феодалов, без рабочих-капиталистов. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в определенной мере об угнетенных классах, об эксплотируемых слоях населения. Любое государство осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Поэтому любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет вторую сторону его двуединой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.11 

    Таким образом, государство – это не образование, находящееся над обществом  и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

    Государство – это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Итак, государство – это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.12

Глава 2.Основные подходы к типологизации 
 

2.1. Типология государства  с точки зрения  формационного подхода 

     К. Маркс и Ф. Энгельс проводили  типологию государств на основе общественно-экономических  формаций. Данная типология получила название формационной. Они считали, что главным и определяющим в развитии общества являются производственные отношения, а именно отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.13

     Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения , складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

       Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

     Общественно-экономическая  формация — это общество на определенной ступени общественного развития, обусловленной соответствующим способом производства, характеризующийся специфическим базисом и соответствующей ему надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Формационная теория обладает одной особенностью — она чрезвычайно схематизирована. Эта сторона вопроса, которая всегда нравилась марксистско-ленинским дидактам, на самом деле была одним из слабых мест формационной теории. Системный подход, при всей своей универсальности, естественно, обладал известной ограниченностью. Он принимал во внимание главным образом объективные тенденции, в которых усматривал системообразующие начало. Одним из положений критики формационной теории является то, что производительные силы как важнейший элемент общественно-экономической формации никак не связывается с технико-технологическим компонентам, формами собственности и ментальностью общества. Более всего замечаний  критики теории общественно-экономической формации высказывали по поводу положения о ее четырех типах – рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и коммунистическом).14

     Рабовладельческое государство было исторически первым и характеризовалось следующими чертами. Основу его экономики составляла частная собственность рабовладельцев на орудия труда, средства производства и другое имущество, и на работников производства-рабов. Рабы и рабовладельцы признавались основными классами рабовладельческого общества.

     Основными функциями рабовладельческого государства  были: удержание в повиновении рабов, защита прав рабовладельцев, других свободных людей и их имущества, и т.д. Рабовладельческая собственность составляла основу социального неравенства. Главные созидатели материальных благ – рабы – были лишены всяких прав.

     Феодальное  государство-второй исторический тип  государства, который признавался более прогрессивным и передовым по сравнению с рабовладельческим. Основу экономики этого типа государства составляла феодальная собственность на землю-главное средство производства – и личная зависимость от феодалов крестьян, которые были обязаны определенное время трудиться бесплатно на полях и в подсобном хозяйстве феодала. Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха. На протяжении последних столетий этого периода постепенно формируются предпосылки, и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития в государства уже в этот период (XIII век) стала концентрация на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений.

     Во  главе феодального государства стоял монарх. Раннефеодальная монархия характеризовалась существованием удельных княжеств. Постепенно шло объединение их в государство, которое представляло собой сословно-представительную монархию. В управлении государством наравне с главным князем участвовали и другие более мелкие князья. В феодальном государстве были полиция, армия, суды, чиновничий аппарат. Так же важную роль в период феодализма играла церковь и религиозная идеология.

     Буржуазное  или капиталистическое государство. Экономической основой этого типа являлась частная собственность на средства производства, а работниками производства были свободные рабочие, лично не зависимые от собственников. Этот тип государства прошел несколько этапов развития: от государства переходного периода от феодализма к капитализму и до современного так называемого демократического социального и правового государства с разделением властей. Главными органами буржуазного государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, образующие государственный аппарат, а также силовые правоохранительные органы.

     В буржуазных странах важную роль в  управлении государством играет средний  класс-интеллигенция, служащие, специалисты, фермеры, мелкие и средние предприниматели. Этот класс представляет собой основную массу избирателей, и именно он формирует путем выборов основные органы государственной власти. Поэтому политика государства в большей степени соответствует интересам этого класса, как основной интеллектуальной, производительной и политической силе общества.15

     При рассмотрении четвертого типа – коммунистического – необходимо различать теоретическую модель данного государства, разработанную основоположниками марксизма-ленинизма, и реальное государство, созданное большевиками в России. Теоретическая модель социалистического государства и ее воплощение в жизнь существенно отличаются друг от друга. Социалистическое государство мыслилось как государство рабочих и крестьян.

     Экономической основой данного типа государства  должна быть общественная занятость  на средства производства и всеобщая равноправная занятость населения  в народном хозяйстве. На практике социалистическое государство создавалось как  классовое пролетарское государство. Формой государственной власти была диктатура пролетариата, не ограниченная никакими законами. Реальная власть в государстве принадлежала партийно-государственной элите, которая от имени пролетариата или от имени всего народа осуществляла управление обществом.  

2.2. Типология государства  с точки зрения  цивилизационного  подхода 

     Основоположниками о существовании различных цивилизаций, имеющих свою специфику и оказывающих  влияние на развитие государства  и права, были ученые А.Дж. Тойнби и О. Шпенглер. Они считали, что в истории человечества существовало несколько десятков цивилизаций, имевших замкнутый, локальный характер. Эти цивилизации возникали и умирали. Вместе с ними возникали и умирали государства этих цивилизаций. Цивилизация — есть организация общества, состоящего из специфической социально-производственной технологии и соответствующей материальной и духовной культуры. Существенное значение имеет основной принцип жизни цивилизации, определяемый технологией и культурой, духовностью народа. Если в основе общественно — экономической формации лежит экономический базис — то в фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис. Важнейшим фактором цивилизационной специфики является логика исторического бытия цивилизации.

     У ученых-юристов цивилизационная типология государств возникла как альтернатива формационной типологии. И для такого подхода были веские основания. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:

Информация о работе Типология государств