Типология государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить основные подходы типологизации государства.

Задачи работы:

1) изучить понятие и сущность государства

2) выявить основные подходы к типологизации государств

3) рассмотреть элементы типологии государства.

При написании этой курсовой работы я использовал труды таких специалистов как: Еллинек Георг, Хабибуллин А.Г., Сигалов К.Е. .

Содержание

Введение стр. 3 – 5

Глава 1. Сущность и социальное назначение государства стр. 6 – 11

Глава 2. Основные подходы к типологизации

2.1. Формационный подход к типологизации стр. 12 – 16

2.2. Цивилизационный подход к типологизации стр. 16 – 19

Глава 3. Основные элементы типологии государства

3.1. Форма правления стр. 19 – 21

3.2. Форма государственного устройства стр. 21 – 22

3.3. Политический режим стр. 22 – 24

Заключение стр. 25 – 26

Список используемой литературы стр. 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     1) в отношениях между обществом  (государством) и природой

     2) в межгосударственных отношениях

     3) в их взаимоотношениях с обществом. 16

     Цивилизационный тип государства обозначает совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Поэтому исторический тип государства нельзя связывать только с общественно-экономической формацией, а необходимо учитывать  и уровень цивилизации общества. В связи с этим наряду с формационной типологией государств в настоящее время формируется и теория цивилизованной типологии.

     Названные цивилизационные характеристики государства не являются полными, поскольку цивилизационная типология недостаточно разработана. Ценность ее заключается в том, что она дает возможность охарактеризовать государство не только как явление определенной общественно-экономической формации, но и как результат развития цивилизации. Можно сказать, что существовали следующие типы государств соответствующих цивилизаций:

     во-первых, это государства локальных цивилизаций, которые имели свои особенности. Общим для них являлось то обстоятельство, что государство было локальным явлением в различных регионах планеты. К ним относятся древнеегипетская, шумерская и средиземноморская цивилизации и соответствующие им государства;

     во-вторых, это государства особенных цивилизаций, которые характеризуются специфическими чертами и свойствами. К ним относятся индийская, китайская, японская и соответствующие им типы государств, имеющие свои специфические особенности;

     в-третьих, это города современной цивилизации, которая в настоящее время проходят стадию формирования. Ее особенность заключается в том, что эта цивилизация имеет общий характер для всех стран, которые достигли определенного уровня экономического, политического, социального и культурного развития. 17

     Заслугой  формационной теории является то, что в ее рамках впервые появилась возможность выявить то общее, что было характерно для всемирно-исторического процесса: связь прогресса производства и общественных отношений, отражающих реальную сущность исторического развития. При этом положение о стадиальности истории вышло на первый план в ущерб представлению об индивидуальности исторических форм. Теория общественно-экономической формации обосновывалась, прежде всего, на исследовании проблемы исторического времени, уделяя мало внимания исследованию проблемы исторического пространства.18

     Можно сказать, что цивилизация — это  уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др. Цивилизационная теория никогда не была изложена столь целостно, полно и однозначно, как это случилось с формационной теорией в изложении марксовых эпигонов. Она не была догматизирована, но каждый из ее авторов создавал ,,свою” теорию цивилизаций. В результате чего появилось нечто подобное ,,цивилизационному редукционизму”, т.е. придание уже теории цивилизации статуса непогрешимой догмы. Формационный и цивилизационный подходы к описанию исторического процесса не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга. И тот богатый философский, исторический, политический и идеологический материал, который имеется у современного исследователя, служит тому подтверждением.19 
 
 
 

Глава 3.Основные элементы типологии 
 

     Так же с типологией связана и форма  государства. Форма государства это – способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства состоит из — формы правления, формы государственного устройства и политического режима.  

     3.1. Форма правления 

     Форма правления – способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее высших органов, их взаимодействия друг с другом и с населением, определяющий степень участия населения в их формировании.20 Современная наука выделяет две формы правления: монархию и республику. В рамках каждой из них существуют свои формы или, как утверждают некоторые авторы, системы правления. Форма правления — это комплекс признаков, характеризующих организацию государственной власти, посредством которых можно сделать вывод о прошлом, настоящем и будущем государства.21 Вопрос о форме правления приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, и состояние законности и правопорядка в стране. Форма правления — не просто теоретическая, абстрактная категория науки, как суверенитет, к примеру, а тот ключ, с помощью которого определяется сущность системы органов государственной власти, выражающейся в той или иной государственно-правовой модели.

     Республика-форма  правления, при которой суверенное право на власть принадлежит народу, делегирующему ее осуществление представительным (выборным органам). Республика — наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, в конечном счете, основывается на мандате народа. Признаки республиканской формы правления:

     1)выборность;

     2)коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов;

     3)законность;

     4)краткосрочность  легислатур и замещения высших  должностей исполнительной власти.

     Также в зависимости от статуса и  объема полномочий президента, парламента и правительства представительные республики (республики, где народный суверенитет осуществляется в форме деятельности парламента и иных выборных органов) подразделяются на: президентские, парламентские и смешанные.22

     Монархия  – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха и передается по принципу наследования. Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он   осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после  окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся                         некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

3.2. Форма государственного  устройства. 

     Способ  территориального устройства государства — это способ территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, центральными и местными органами власти.23 История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг   от друга своей структурой, т.е. способом территориального деления  (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования,  обладающие суверенитетом), а также степенью    централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу  демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного    устройства", под которой понимается территориальная  организация государственной власти, соотношение  государства как целого с его составными частями.

     При всем многообразии форм государственного устройства                         двумя основными среди них  являются унитарная и  федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

       Унитарное государство – это целостное централизованное                         государство, административно-территориальные единицы  которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают   суверенными правами. В унитарном государстве единые                         высшие органы государства, единое гражданство, единая                         конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной   государственной власти на всей территории страны. Органы   административно-территориальных единиц находятся либо в  полном подчинении центра, либо в двойном подчинении -   центра и местных представительных органов.

     Федеративное государство – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,  земли, кантоны и п. д.) являются государствами или   государственными образованиями, обладающими суверенитетом.24

     Любая федерация наряду с тем общим, что объединяет ее с другими федерациями, уникальна и неповторима вследствие своеобразного исторического опыта, особых традиций и культуры страны. Нельзя также скопировать и опыт зарубежного федерализма.

     Можно выделить ряд характерных черт федерализма:

     1)геополитическое  пространство государства формируется  из территориальных членов федерации;

     2)субъекты  федерации обычно наделяются  собственной выборной учредительной  и исполнительной властью; они обладают ограниченным суверенитетом, вплоть до принятия собственных конституций и института гражданства;

     3)полномочия  федерации и ее субъектов разграничиваются  союзной конституцией;

     4)каждый  субъект имеет свою правовую  и судебную системы.25 

3.3. Политический режим. 

     Политический  режим — это совокупность политико-правовых способов и средств осуществления государственной власти. Различают демократический и антидемократические режимы соответственно.

     Демократия  — политический режим, который гарантирует  народу участие в делах государства, и основанный на признании принципа свободы и равенства всех граждан. Термин ,,демократия” существует в политическом лексиконе со времен Афинской демократии. Единого понимания этого термина до настоящего времени нет. Дословно демократия означает право народа осуществлять верховную политическую власть.26

     В современной научной литературе также распространено разделение демократии на прямую и представительную. В  первом случае граждане решают все  вопросы прямым голосованием; во втором — эту роль выполняют представительные или делегированные органы. Однако поскольку прямые демократии могут существовать только в небольших территориальных образованиях наподобие античных полисов, в современном мире эта форма демократии фактически отсутствует. Разделение демократии на ,,прямую” и ,,представительную” имеет скорее историческую, чем политическую значимость.27

     Однако  с другой стороны — демократия это не процесс, в ходе которого одна блестящая идея покоряет всех, побуждающая  всех спорщиков к благостному  согласию. Напротив, демократия — это  беспорядочная сутолока, столкновение идей и интересов, хаотическая и неравная борьба, где идеи очень часто низводятся до лозунгов, факты искажаются до неузнаваемости, а доказательность и убедительность подменяются голословным позерством. Жонглирование словами здесь — необходимость, фарс — норма, поза — всеобщая мода. Здесь практически не бывает завершенности, окончательности и определенности. Демократия малоприятная вещь, и извиняет ее лишь тот факт, что другие методы принятия решений ещё хуже. 28

     Рассмотрим  тоталитаризм. Тоталитаризм — это политическая система, которая стремится к полному контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Пять признаков тоталитаризма:

     1)тоталитаризм  возникает в режиме, представляющем  какой-то одной партии монопольное  право на политическую деятельность:

     2)эта  партия имеет на вооружении  идеологию, которой она придает  статус единственного авторитета, а в дальнейшем и официальной  государственной истины:

     3)для  распространения официальной истины  государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения;

     4)большинство  видов экономической и профессиональной  деятельности находится на подчинении  государству и становится его  частью;

Информация о работе Типология государств