Типы государства: понятие, разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 01:34, контрольная работа

Описание работы

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Содержание

Введение……………………………………………………….....………..3
Глава 1. Проблема и подходы к типологии государств.
1.1 Проблема типологии государства………………………….….5
1.2 Подходы к типологии государства……………………….…...6
Глава 2. Формационный подход
2.1 Характеристика формационного подхода………….……….8
2.2 Недостатки формационного подхода………………...…..…12
Глава 3. Цивилизационный подход
3.1 Характеристика цивилизационного подхода…………….…16
3.2 Типы государств согласно цивизационному подходу….….20
Глава 4. Современная теория государства…………………….………22
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.57 Кб (Скачать)

3. Фаза надлома - в истории  Европы фаза надлома совпала  по времени с реформацией. В  силу вступил новый императив  общественного сознания: «Мы устали  от великих, дайте пожить» Выживут, правда, далеко не все (в те времена в Германии осталось лишь 25% населения).

4. Инерционная фаза - возникает  общепризнанный идеал новой фазы (чаще – это отвлеченный идеал  человека). Это время, когда не  случается широкомасштабных войн, революций и других бедствий, присущих общественной жизни.  Именно сейчас человек начинает  покорять природу.

5. Фаза обскурции - это время когда сам по себе императив поведения меняется мало. Они говорят: «Мы на все согласны, только вы нас кормите…». Всякий рост становиться явлением одиозным. Трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость.

6. Гомеостаз - это все что осталось  после фазы обскурции, Гумилев назвал это «Реликтовый этнос». Время гармоничных отношений человека и природы, недостижимый идеал современного хозяйства. Человек этнического гомеостаза – хороший человек, с гармоничным складом психики.

Таким образом, цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.

Во-первых, природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

Во-вторых, государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

В-третьих, разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

 

 

3.2 Типы государств согласно цивилизационной теории.

Исторический процесс привел к  складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга  не только утвердившимися в них системами  ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом  государства.

В развитии цивилизации проходят несколько  этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Место государства в  первичной цивилизации.

Существуют различные основания  для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся11:

  1. в отношениях между обществом (государством) и природой,
  2. в межгосударственных отношениях,
  3. в их взаимоотношениях с обществом.

 

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Предполагается делить цивилизации на первичные и вторичные.

Первичные цивилизации принимают  государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Место государства во вторичной  цивилизации.

Вторичные цивилизации – это  западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская, буддийская и др. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной  властью и культурно-религиозным  комплексом. Власть оказывалась уже  не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных  цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение  правителя было двойственным. С одной  стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе  его власть незаконна. Его власть  - служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.

ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Современное понимание прогресса  государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение  личности, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные  материальные условия, возможность  творческого самоутверждения, наличие  прав – эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса  государства. Как известно, положение  о том, что «человек – мера всех вещей» выдвинул философ Протагор. Его смысл: оценку деятельности государства  можно давать только в сопоставлении  с качеством жизни отдельного человека.

«Человеческое измерение» – это  не лозунговая категория, а вполне конкретное направление в определении прогресса  государственности, измеряемое набором  и качеством прав и свобод, другими  условиями жизни человека. Причем человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более  конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.

Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, является характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще и социалистического государства в частности.

В настоящее время говорят об информационном подходе к изучению типов государств. Он был сформирован  на основе теории Юнга о типах личностей. Возникла гипотеза, согласно которой  типология стран может описываться  понятиями типологии Юнга12. Однако нечеткость типологического описания ввиду его психоаналитической ориентации не позволяла адекватно описывать типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.

Все процессы, происходящие в обществе, можно представить в виде производства, циркуляции, обработки и распределения  информации. При этом формула К.Маркса, гласящая, что эпоха характеризуется  способом производства, заменяется следующей: эпоха или социально-экономическая формация или стадия развития общества, цивилизации характеризуется способами и формой получения и циркуляции информации в обществе. При этом информационная структура общества находится во взаимнооднозначном соответствии с методами получения этой информации, ее специфической (вещественной) формой и характером циркуляции в обществе как структурированной психоинформационной системе. С этой - кибернетической - точки зрения, все общества или живые системы подобны. Различие заключается лишь:

  1. в характеристиках вещественных носителей информации и соответствующих информационных систем общества. Это не что иное, как структура экономической формации.
  2. в инвариантах или структурах систем переработки информации. Это не что иное, как информационная структура собственно этноса.

Таким образом, информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры  в единое целое — структуру  этноса или государства, которые  описываются моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена  проблема типологизации государств согласно двум подходам – формационному и цивилизационному.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий  из системы производственных отношений  и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся  общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В  общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению  формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип государства  – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и  представляющее собой политическую организацию экономически господствующего  класса рабовладельцев. Второй тип  государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

Что касается цивилизационного подхода, согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизации проходят несколько  этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные  цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание прогресса  государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение  личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические  и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Букалов А.В. – Интергационная соционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998
  2. Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999
  3. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999
  4. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000
  5. Иванов Р.А. – Учение о государстве и праве социалисттического исторического типа в отечественной юриспруденции // Вестник Омского Университета, №4, 1999
  6. История политических и правовых учений – Учебник, под. ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999
  7. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000
  8. Общая теория государства и права  - Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юристъ, 1996
  9. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.
  10. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

Информация о работе Типы государства: понятие, разновидности