Толкование права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 11:42, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной концепции толкования норм современного российского права. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие основные задачи:
1. Обобщить в общеправовом ключе имеющийся теоретический и эмпирический материал по данной проблеме с учетом тенденций развития современного российского общества и государства;
2. Предложить авторскую дефиницию понятия толкования норм права;
3. Проанализировать структуру толкования норм права;
4. Исследовать основания возникновения толкования норм права;
5. Осуществить классификацию толкования норм права;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие и виды толкования права………………..……………………5
1.1. Понятие толкования права….………………….……………..…….5
1.2. Виды толкования права…….………………………………………10
Глава 2. Акты толкования права…………………..…………………………...17
Глава 3. Способы толкования права………………..………………………….21
Заключение………………………………….……………………….…………..26
Библиографический список…………………………….……………..………..28

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 64.60 Кб (Скачать)

     Толкование - разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

  1. По юридической силе выделяют:
  2. официальное;
  3. неофициальное толкование.

     Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на:

  1. нормативное;
  2. казуальное;
  3. судебное.

     Нормативное толкование так же подразделяется на:

  1. аутентическое (аутентичное);
  2. легальное (делегированное) толкование.

     Не  официальное толкование подразделяется на:

  1. доктринное (научное, компетентное, профессиональное);
  2. обыденное.
  3. По объему выделяют три вида толкования:
  4. буквальное (адекватное);
  5. расширительное (распространительное);
  6. ограничительное.
  7. Так же толкование можно подразделить на:
  8. устное;
  9. письменное.

     Официальное толкование дается уполномоченными  на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально  оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим  образовательным для всех, кого это  касается.

     Официальное толкование –  это  разъяснение  смысла  и  целей  правовых норм,  осуществляемое  компетентными  органами   и   влекущее   определенные юридические   последствия.   Существуют   два   признака   официального толкования:  принадлежность   его   компетентным   органам   и   юридические следствия.  Эти  признаки  производны  от  субъектов  толкования13.

       Одним из подвидов официального толкования является нормативное толкование. Оно « предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов»14. Особенностью такого толкования является то, что оно закрепляется в форме тех нормативно - правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ - в форме постановлений или распоряжений.

     Я считаю, что нормативное толкование характеризуется:

  1. Государственной обязательностью;
  2. Распространяется на широкий круг общественных отношений;
  3. Обладает возможностью неоднократного использования юридической

           практики.

     В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное толкование подразделяются на аутентичное и легальное.

     Особый  вид толкования – это так называемое аутентичное толкование, когда разъясняет норму сам государственный орган, который принял эту правовую норму (закон, постановление и т.п.)15. Например, Государственная Дума, приняв постановление о денонсации «Беловежских соглашений», заключенных в 1991 г., истолковала свое же постановление в особом постановлении таким образом, что, мол, юридических последствий постановление Думы не имеет.

     Легальное (делегированное) толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкования актам, изданным другими  органами. Оно может даваться в  форме инструкций, разъяснений и  должно проводиться в рамках компетенции  органа производящего разъяснения. Например, для следственных работников имеют значения в этом плане директивные  разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции - приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ.

     Некоторые авторы в отдельный подвид выделяют судебное толкование16. Оно осуществляется судебными органами и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом.

     Казуальное  толкование - это официальное разъяснение  смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально  обязательно лишь при его рассмотрении. Его название происходит от слова  казус-случай, жизненный факт17. Часто оно является мотивировочной частью  правоприменительного  акта (судебных решений, приговоров). Казуальное толкование нельзя  распространять на другие аналогичные случаи.

     Неофициальное толкование в отличие от официального, не является юридически обязательным. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов, т.к. оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, показаниям. Какие-либо санкции здесь исключены.

     Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, компетентное и доктринное.

     Обыденное толкование может осуществлять любой  субъект права. Это житейский  уровень понимания права, его  интерпретация рядовыми гражданами. Как правило, оно сопровождается высказыванием поверхностных и  неверных суждений, но и люди без  юридического образования проявляют  способности правильно ставить  вопросы и находить подходы к  их решению.

     Компетентное (профессиональное) толкование норм права  дается юристами практиками: адвокатами, судьями в судебном заседании, прокурором во время приема граждан, следователями  и другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим образованием. Такое толкование может бать как устным (в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати).

     Доктринальное толкование оказывает наиболее заметное влияние на реализацию права. Оно  дается учеными, представителями науки. Ценность его - в аргументированности, доказательности, обоснованности. Например, периодически издаваемые комментарии к действующим российским Кодексам. В этих комментариях, а также в различных статьях, докладах, монографиях специалисты разъясняют, толкуют соответствующие положения, нормы, статьи - как их надо понимать и использовать.

     По  объему выделяют три вида толкования: буквальное, расширительное и ограничительное.

     Буквальное (адекватное) толкование точно соответствует  тексту нормы. Это типичный, часто  встречающийся вид толкования. Причем действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.

     Расширительное  толкование шире текста правовой нормы, поскольку смысл правового предписания  выходит за рамки буквальных выражений. Перечень случаев, требующих расширительного  толкования, обычно сопровождается использованием выражений «и другие», « и прочее», « и так далее». Например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ предусматривается  ответственность за вред, «причиненный гражданину… в результате незаконных действий государственных органов…».18 Если толковать содержание данной статьи буквально, то лица без гражданства, иностранцы не подпадают под действие данной статьи. Однако это не так, поскольку понятие «гражданин» интерпретируется здесь расширительно как физическое лицо.

  Ограничительное толкование права выражается в таком  результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничено уже, чем это выражено в словесном тексте. Например, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях»19. В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.

  Из  сказанного в данной главе можно  сделать вывод о том, что теория толкования права, как совокупность научных знаний о технике (способах), видах и юридических свойствах  интерпретационных актов, составляет сферу профессионально необходимой для юриста информации. Представленные в виде навыков и умений, эти сведения составляют своеобразное искусство профессионально, грамотно и умело познавать, интерпретировать и использовать действующее законодательство для осуществления задач юридической деятельности. 

Глава 2. Акты толкования юридических норм

   В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные  акты). «Акт толкования права - это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм»20.

   Акты  толкования не являются источниками  права, они не должны содержать нормативной  новизны, не должны быть направлены на установление, изменение или отмену норм права. Если такое положение  фактически иногда и имеет место, то это противоречит их правовой природе.

   Акты  толкования не просто разъясняют смысл  норм права, но содержат, прежде всего, конкретизирующие предписания. Это  не нормативные предписания, так  как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых  норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует  считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют  юридической силы, но имеют юридическое  значение. Последнее проявляется  в том, что правоприменительные  органы (нижестоящие суды) должны при  решении конкретных вопросов учитывать  содержание правоположений. Однако при  этом они не могут составлять основу правоприменительных решений».

   Специфика актов толкования:

   1) Акт  толкования не устанавливает  новых норм права, не отменяет  и не изменяет действующих юридических норм;

   2) Акты  толкования - это разновидность правовых актов;

   3) Акт  толкования имеет практическое  значение лишь в связи с  разъясняемой нормой права. Без  разъясняемых норм акты толкования  применяться не могут. Они имеют обязательную силу и значение только в течение срока действия;

   4) Акты  толкования носят вспомогательный характер;

   5) Акты  толкования - всегда подзаконные  акты, ибо их содержание не  может выходить за рамки толкуемой нормы;

   6) Акты  толкования издаются специально уполномоченными субъектами;

   7) Акты  толкования не должны браться  в качестве единственной юридической  основы решения дел. Субъект,  решающий дело, прежде всего, обязан ссылаться на правовую норму;

   8) Акты официального толкования правовых норм обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных полномочий;

   9) Акты официального толкования специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой;

   10) Акты толкования имеют внешнюю форму выражения.

Виды актов  толкования различаются в зависимости  от:

  • типов официального толкования (акты нормативного и казуального толкования);
  • юридической природы (интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов);
  • конкретных органов, осуществляющих толкование, (акты суда, прокуратуры, администрации и др.);
  • формы (постановления, разъяснения, приказы, инструкции и т.д.);
  • предмета правового регулирования (акты толкования конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др.);
  • характера (материальные и процессуальные интерпретационные акты).

     Самостоятельное значение, прежде всего, имеют интерпретационные  акты правотворчества и интерпретационные  акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества  и правоприменения, они имеют  дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно - правовым и индивидуальным актам.

     Акт нормативного толкования распространяют свои действия на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное  применение, когда используется толкуемая  норма. В этом смысле они носят  общеобязательный характер. Такими актами являются руководящие разъяснения  Пленума Верховного Суда, Высшего  Арбитражного суда и акты разъяснения  Конституционного Суда.

Информация о работе Толкование права