Тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Тоталитаризм - своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Он сложился на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

Содержание

Введение

Понятие тоталитаризма и история его возникновения.
II.Основные признаки тоталитарного режима.

1. Абсолютная концентрация власти в тоталитарном государстве.

2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

3. Господство единой идеологии.

4. Полный контроль над всеми сферами жизни общества и СМИ.

5. Террор и всеобъемлющий полицейский контроль над обществом

III. Разновидности тоталитаризма.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Тоталитаризм (полная версия).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

на  тему «Тоталитаризм» 
 
 
 

                Студентки 1 курса группы ОЗО-19 Института права и управления ЮФУ

                Гальченко Елены Викторовны

                Проверил:

                                (к.ю.н., доцент)

                                                                     Козлов Андрей Александрович

 
 
 
 
 

                                           г. Ростов-на-Дону

                                                                2009 г. 
 

    Содержание. 

    Введение

  1. Понятие тоталитаризма и история его возникновения.

    II.Основные признаки тоталитарного режима.

    1. Абсолютная концентрация власти  в тоталитарном государстве.

    2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

    3. Господство единой идеологии.

    4. Полный контроль над всеми сферами жизни общества и СМИ.

    5. Террор и всеобъемлющий полицейский  контроль над обществом

    III. Разновидности тоталитаризма.

    Заключение.

    Список  использованной литературы.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее  и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

    Тоталитаризм  как тип политической системы  возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый)

    Тоталитаризм -  своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Он сложился на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

    Среди политологов нет единого мнения о том, когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории, другие - достоянием индустриальной эпохи, третьи - феноменом исключительно двадцатого века. 
       Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспотии. Теория тоталитаризма представлена такими фундаментальными трудами, как работы Ф.А.Хайека "Дорога к рабству" /1944 г./, Х.Арендта "Истоки тоталитаризма" /1951 г/, К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" /1956 г./ и другими.  
      Тоталитаризм возникает вначале как евразийское (СССР), потом как европейское (Германия, Италия, частично Испания), наконец, азиатское явление (Китай, Северная Корея, Вьетнам). Все типы тоталитаризма существенно различаются между собой, но имеют и немало общего.

    Общими  отличительными признаками тоталитаризма являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

    Мировая практика позволяет выявить две  разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

    Правая  разновидность тоталитаризма представлена двумя формами – итальянским фашизмом и германским национал – социализмом. Правыми они назывались потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.

    Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго – Восточной Азии, на Кубе. Он опирается на распорядительную плановую экономику, уничтожает рынок.

    История показала, что тоталитарная система  обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т. д.

    И все же тоталитаризм – исторически  обреченный строй. Это закрытое общество, не приспособлено к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие тоталитаризма и  история его возникновения. 

    Термин  «тоталитаризм» происходит от латинского слова « totalis», что означает «весь», «целый», «полный». На практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине ХХ в. Тоталитаризм – это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения.

    Однако  значительно раньше тоталитаризм развивался как направление политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, которое будет управлять всеми социальными процессами.

    Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая – школы закона ( «фа – цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная добродетель « ведет свое происхождение  от наказания». Установление добродетели  возможно лишь « путем смертных казней и примирения справедливости с насилием».  Государство, по Шан Яну, функционирует на основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек, карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством.

    Автократическая традиция в управлении обществом  была свойственна политической мысли  не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля. Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организовать государство, которое способно обеспечить общее благо. Для правильно организованного государства главное состоит не в том, «чтобы лишь кое – кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом».

    Ради  блага целого, т. е. справедливости, запрещается или упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность, поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь.

    Всякий  раз, когда в развитии человеческого  общества происходили заметные сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей, это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами. Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности. Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи, способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое приращение идей тоталитаризма.

    Позже, в начале XX в, тоталитарная мысль воплотилась в политическую практику в ряде стран, что позволило систематизировать и выделить признаки тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. [ 5 ]

    Реальное  воплощение тоталитарных моделей и  логики стало возможным лишь в  определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины) и всеобъемлющий контроль за личностью.

    На  этой ступени развития в ряде стран  появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

    Тоталитаризм  представляет собой специфическую  попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности». [  13  ]

    Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде.

    Одной из важнейших субъективных предпосылок  тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии.

    Тоталитаризм  имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую  привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, — в классе, нации, государстве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту. [  12  ]

Информация о работе Тоталитаризм