Тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Тоталитаризм - своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Он сложился на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

Содержание

Введение

Понятие тоталитаризма и история его возникновения.
II.Основные признаки тоталитарного режима.

1. Абсолютная концентрация власти в тоталитарном государстве.

2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

3. Господство единой идеологии.

4. Полный контроль над всеми сферами жизни общества и СМИ.

5. Террор и всеобъемлющий полицейский контроль над обществом

III. Разновидности тоталитаризма.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Тоталитаризм (полная версия).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, это приводило  к тому, что принимались  законы и решения, исключительно выгодные для тоталитарного  государства и  его лидеров. Остальные  граждане государства  должны были либо принять  их, либо жить в постоянном страхе, что против них будут применяться меры по устранению «врагов народа», т. е. репрессии, когда людей арестовывали и отправляли в лагеря, как правило, без суда и следствия. 

    Господство  единой идеологии.

    Доминирующую  роль в политической мобилизации  масс играет официальная идеология, являющаяся инструментом навязывания одного (и единственного) видения мира и приобретающая в связи с этим сакральные черты. Тоталитарный режим – обязательно идеологический режим. Причем роль главного идеолога играет сам лидер режима. Только ему принадлежит право менять положения «священной идеологии». Весь огромный идеологический и пропагандистский аппарат лишь комментирует, разъясняет и «несет в массы» идеологические постулаты. От населения при этом требуется активное проявление поддержки официальной идеологии и режима, контролируемое властью. «Прежнего человека, скептического человека, доставшегося им от либеральной эпохи, они постарались уничтожить и создать вместо него нового человека. Этот новый человек должен был слепо повиноваться вышестоящим и верить в непогрешимость вождя и партии» (Л. Люкс). Во исполнение данной задачи эти режимы применяют всю мощь современных коммуникационных технологий, не случайно К. Леви – Стросс писал: «В отличие от тирании классического типа современный тоталитарный режим обладает технологией и идеологией». [  7  ]

    . Эта идеология ориентирует общество  на некое конечное совершенное состояние ("коммунизм", "расово чистое" общество, "исламское государство"). "Образ врага" всегда выступает важнейшим компонентом тоталитарной идеологии, позволяющим режиму сплотить общество перед угрозой как со стороны вредителей и диверсантов внутри общества, так и со стороны враждебного внешнего окружения. [  14  ]

    Значение  монопольной идеологии в подобных системах велико, поскольку именно она выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивации индивидов, интегрирует общество вокруг приоритетных целей. С подчинения общества достижению общей для всех идеи, коллективной цели начинает формироваться тоталитарный режим. Сведение всего многообразия потребностей к достижению единой цели не оставляет места для свободы и автономности личности. [  5  ]

    Однако  степень успеха тоталитаризма измеряется тем, как эта идеология воспринимается массовыми слоями общества. [  14  ]

    Таким образом, по своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость формирования нового общества и человека. Все ее здание базируется на социальных мифах, например о капитализме и коммунизме, о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер религиозных символов. Лишь на их основе дается рациональное объяснение всех общественных событий.

    Тоталитарная  идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон («Gleichschaltungsgesetz»), предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализуется, приобретает некоторые черты религиозного культа.      [  9  ] 

    Полный  контроль над всеми сферами жизни общества и СМИ.

    При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами  жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.    [  3  ]

    Всеобъемлющий централизованный контроль экономики - это важнейшая характеристика тоталитаризма, стремящегося уничтожить всякую оппозицию и конкуренцию не только в политической, но и социально-экономической сфере. Идеальная экономика тоталитаризма — это экономика крупных предприятий, работающих на оборону и управляющихся из единого центра. В условиях тоталитаризма нет места для частной или кооперативной собственности, для мелких хозяев, для самовыражения интересов и устремлений труда. [  14  ]

    Для тоталитаризма характерны монополия  власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

    Всячески  подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются следующие чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий. [  9  ]

    Всеобъемлющий контроль над силовыми структурами  и СМИ также не мог быть столь всеобъемлющим без соответствующей готовности подчиняться и выполнять волю партии и ее вождей. Укрепление могущества и силы государства здесь рассматривалось в качестве главного императива, на службу которому должно быть поставлено все остальное. Кроме того, постепенно представления и мировоззрение журналистов, редакторов, военных, сливались с представлениями и мировоззрением режима. Картина мира предельно упрощалась. Эта картина предлагала простые, примитивизированные ответы на все могущие возникнуть вопросы, отсекая всякую необходимость и возможность их самостоятельного осмысления. Со временем такая необходимость отпадала сама собой — инфантильное сознание крайне нуждалось в том, чтобы ему объяснили происходящее и его "действительные" причины. Так называемое "передовое материалистическое мировоззрение", провозглашавшееся, например, большевистским режимом, внедрялось в сознание людей "сверху", подобно тому, как в первобытных племенах шаман освящал божественным авторитетом действия вождя. Разница заключалась лишь в технологической развитости средств убеждения — каждый, кто читал газеты и смотрел кино, оказывался в плену тех представлений, позиций, идей, которые формировались и отстаивались режимом для укрепления его власти. "Мы контролируем события, потому что мы контролируем разум, — описывал этот механизм Дж. Оруэлл в своей знаменитой книге "1984". — Реальность находится внутри черепной коробки... Не существует ничего, что мы не могли бы сделать... с законами Природы. Мы сами формируем эти законы". [  14  ]

    Милитаризация – также одна из основных характеристик  тоталитарного режима. Идея о военной  опасности, об «осажденной крепости»  становится необходимой для сплочения  общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма. [  3  ] 

    Террор  и всеобъемлющий  полицейский контроль над обществом.

    Тоталитарный  режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. [  3  ]

    Очень точно описал атмосферу государственного террора С. Цвейг: «Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека, ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и …вскоре всеобщая трусость становиться ему помощником и прибежищем, потому что, если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из – за страха еще опережают приказы и запреты своего тирана. [  15  ]

      В своей книге «Лицо тоталитаризма» Милован Джилас пишет, что «Сталин знал, что он -- одна из наиболее деспотических личностей человеческой истории. Но его это нимало не беспокоило: он был уверен, что вершит суд истории. Ничто не отягощало его совесть, несмотря на миллионы уничтоженных от его имени и по его распоряжению, несмотря на тысячи ближайших сотрудников, которых он истребил как предателей, когда они усомнились в том, что он ведет страну и народ к благосостоянию, равенству и свободе». [  6  ]

       Террор  и всеобъемлющий полицейский  контроль над обществом —реальный  факт. Однако, анализируя тоталитаризм, нельзя забывать, что террор в условиях сталинизма был не только полицейским, но и бытовым. Следует помнить  не только то, как сотрудники НКВД практически каждую ночь подъезжали за новыми жертвами, но и то, по чьим доносам отыскивались и арестовывались все новые и новые "враги народа". Следует помнить, что еще до примирительного отношения сельской бедноты к раскулачиванию "зажиточных" имела место ненависть крестьян по отношению к тем, кто получил "отруба" во время реформы Столыпина. Следует помнить реализовывавшуюся практически — в поджогах и разграблении имущества соседей — прибаутку "Господи, мне ничего не надо для моего собственного счастья, пусть только мой сосед будет несчастлив". [  14  ]

       Тоталитарный режим почти ежедневно ставил человека перед требованиями, которые он должен был либо исполнять, либо рисковать собственной гибелью. Многие противники системы, подчиняясь подобным требованиям, начинали ненавидеть и её, и самих себя. Вскоре это ввергало их в тяжелейший внутренний конфликт: действовать ли по убеждениям и рисковать, либо остаться в безопасности, но чувствовать, что трусишь и предаешь самое дорогое. Режим продолжал себе существовать, тогда как они по – настоящему мучились невозможностью примирить явное поведение и скрытые ценности; тем самым тоталитаризм оказывался разрушительным для их целостности, а также – поскольку они поступали вопреки убеждениям – и для их уважения к себе.

       Чаще  всего противник системы не находил  избавления даже внутри собственной  семьи. В гитлеровской Германии детей  убеждали следить за родителями и  сообщать властям. Подчинялись немногие. Но дети тех, кто держался антифашистских взглядов, попадали в трудный конфликт между приверженностью родителям и обязанностями по отношению к государству, которое учило их, что выдать изменника – долг каждого. Подобные конфликты мучили ребенка, и он начинал ненавидеть всех, кто вверг его в такие психологические тупики. Рано или поздно ребенок озлоблялся против политических убеждений родителей, если не против них самих, ведь именно они создавали для него все эти проблемы. Поэтому даже дома и в кругу семьи невозможно было избавиться от лицемерия.

       В тоталитарных государствах диссиденты живут в постоянном страхе совершить ошибку – раскрыть свои подлинные чувства, поставив на карту жизнь -  свою, а то и своей семьи. Лишь превратившись в послушного члена тоталитарного государства, человек может быть спокоен, что его не заподозрят в невыполнении какого бы то ни было приказа. [  2  ]  

    Тоталитарный  режим – самый  ужасный политический режим. Репрессии  – его главная  опора. А. И. Солженицин в своих произведениях очень точно раскрывает эту тему – тему судьбы человека в тоталитарном режиме.

    Он  показал нам, как  использовались трудовые лагеря, где в полной мере был использован  голод как важнейший  стимул к труду. Очень часто невиновные люди оказывались в тюрьмах, не понимая, за что их посадили. В такие времена стать врагом народа было очень легко. Людей, которых отправляли в лагеря, ожидали ужасные испытания. Заключенных за людей там не считали, правами никакими они не обладали. Человек проходил через адские муки и унижения. Главное предназначение лагеря – это уничтожение в человеке его духовного мира, превращение его в покорное существо. Но у заключенных тоже была  цель, и она заключалась в том, чтобы выжить в этих условиях, чтобы остаться людьми с чистой совестью, душой и сердцем.

Информация о работе Тоталитаризм